Профессиональные риски в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Проблема профессиональных рисков в социальной работе по-прежнему актуальна и мало изучена. Неоспоримо лишь, что постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором. Признаками этого негативного воздействия являются:
ощущение эмоционального истощения;
наличие враждебности по отношению к клиентам;
наличие психосоматического заболевания;
нарушение аппетита;
негативная самооценка;
возрастание агрессивности и чувства вины и др. Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания общественности, органов власти и самих социальных работников к проблеме предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации социальных работников.

Файлы: 1 файл

Соц.работа.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

  Во-первых, констатируем важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего  способностью творчески отражать объективную  реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также располагающего и в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.). При этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение естественные биофизиологические основы жизни человека.

  Во-вторых, отметим факт формирования и осуществления  жизненных сил человека в процессе удовлетворения потребностей поддержания  жизнеобеспечения и деятельного  существования, развития этих потребностей от поколения к поколению в конкретной социальноисторической среде обитания людей,

  В-третьих, подчеркнем факт постоянного сосуществования  и взаимодействия определенного  жизненного пространства и жизненных  сил человека, живущего в конкретных исторических условиях.

  4 В  текущем столетии витализм традиционно  характеризуется как идеалистическое  направление в биологии, объясняющее  специфику жизненных явлений  присутствием в живых телах  особых нематериальных, непознаваемых  сил [65]. Данная точка зрения  сегодня обычно подвергается критике. Зачатки такого понимания проблемы, как правило, относят к древности - идеям Платона о бессмертной душе, "психике" Аристотеля - о существовании особой нематериальной силы, "энтелехии", управляющей явлениями живой природы.

  34

  В-четвертых, существенно важно иметь в виду сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека - от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного.

  Наконец, в-пятых, нельзя не учитывать сосуществование и взаимодействие духовных и материальных сил, которыми располагает человек, материальную, предметно-вещественную и духовно-культурную среду обитания людей, их способность к экстрасенсорике, включенность в биоэнергетический обмен, осуществляющийся в природе.

  Жизненные силы человека понимаются нами в качестве его способности к воспроизводству  и осуществлению жизни как  биосоциального существа, способности  к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и  деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентации, индивидуальной и социальной поли человека к достижению этих целей.

  Социальная  работа в этой связи понимается как  процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и  социальной субъектности человека. Это  позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.

  На  этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы, корректируется взаимодействие, сопряжение различных ее технологий, формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил, благополучия людей. Очевидно, однако, что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы по многом пока - дело будущего.

  Модель  практической деятельности в рамках данной концепции связывается прежде всего с решением следующих задач: во-первых, с преодолением обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым практически решать (участвовать в решении) своих проблем; во-вторых, с локализацией и упразднением блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиления

  35

  поддержки успешного решения его проблем; в-третьих, следует учесть необходимость  повышения информированности, осведомленности  клиента по поводу возможностей решения  его проблем, прежде всего - о нравах, создающих основу для этого; в-четвертых, решается проблема убежденности клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь. Наконец, в-пятых, принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.

  В рамках р а з р е ш а ю щ е й модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов:

  консультация  по ресурсам, "привязка" клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы;

  помогать  клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды;

  социальный  работник выступает как учитель  и воспитатель, наставник, способный  обучить клиента навыкам решения  проблем, определенной практической деятельности.

  Разрешающая модель в целом ориентируется  на использование специфических  методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам. Это существенно расширяет возможности учреждений социальной работы, где определен профиль деятельности, заданы некоторые функции.

Литература

  1. Theories of social casework / Ed. R. and R.I I. Nee. Chicago, 1970.

  2. Social work trеatmеnt: Interlocking theoretical perspectives / Ed. F.J. Turner. N.Y., 1986.

  3. Hearn G. Theory-building in social work. Toronto, 1958.

  4. Peine M. Modern social work theory. L., 1992.

  5. Боханов А.И.  Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

  6. Боханов А.И. Крупная буржуазия России (конец XIX-1914 г.). М., 1992.

  7. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1991.

  8. Предпринимательство на Алтае.  Барнаул. 1993.

  9. Растов Ю.Е. Труд на общественных началах как социальное явление. Барнаул, 1969.

  10. Григорьев С.И. Социальный смысл безвозмездной деятельности советского студенчества. Барнаул, 1982.

  11. Баранов Б Д. Социальное значение развития труда на общественных началах в период строительства коммунизма. Саратов, 1967.

  12. Gilligan С. In a different voice: Psyshological theory and women's development. Cambridge. 1982.

  13. Goldstein E.G. Ego psychology and social work practice, N.Y., 1984.

  14. Поддерживающие системы и взаимопомощь: Полидисциплинарные исследования / Под ред. Дж. Каплан, М. Киллелся. Нью-Йорк, 1976.

  36

  15. Strean Н.S. Introduction // Social casework: Theories in action. N.Y., 1971.

  16. Strean H.S. Psychoanalytic theory and social work practice. N.Y., 1979.

  17. Ego psychology and dynamic casework / Ed. J.P. Howard. N.Y., 1957.

  18. Forder A. Social work and systems theory // Brit. J. Social Work. 1976. N 6(1).

  19. Whittaker J.K. Social treatment: An approach to interpersonal helping. Chicago, 1974; Carbarino J. Social support nаtworks: Informal helping in the human services N. Y., 1983.

  20. Cangrade K.D. Western social work and the Indian world // Intern. Social Work. 1979. N 13(3).

  21. Гайслер Г. Социальное обеспечение и развитие Африки // Прикл. соц. исслед. 1970 № 2 (2).

  22. Leonard P. Towards a paradigm for radikal practice // Radikal social work / Ed. R Bailey and N. Braik. L., 1975.

  23. Перреп А. Человеческие качества. М., 1985.

  24. Тараткевич М.В. Человек и его потребности. Минск, 1989.

  25. Социальные ресурсы и социальная  политика / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. М., 1990.

  26. Леннеер-Аксельсон  Б. Голоса мужчин. Барнаул, 1993. Ч. 1,2.

  27. Кернер Г.. Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1991.

  28. Bocock R. Psychoanalysis and social theory // Social work and the legacy of Freud: Psychoanalysis and its uses / Ed. G. Pearson. L., 1988.

  29. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992.

  30. Франка В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  31. Freedberg S. Religion, profession and politics: Bertha Capen Reynolds challenge to social work // Smith College Stud. Social Work. 1986. N 56(2).

  32. Dominelli L. Anti-racist social work. L., 1988.

  33. Теория и практика деятельности  социальных работников и их  подготовка в системе высшего  образования. М., 1991.

  34. Теория и практика социальной  работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1-2.

  35. Григорьев С.И. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.

  36. Сведнер X. Об организации социальной работы в системе обучения социологов в Швеции // Социальная работа: Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1992.

  37. Swedner H. People's wellfare and investigation of problems of life-provision. N.Y.. 1986.

  38. Goldstein H. Cognitive theory and social work practice revisited //Social Service Rev. 1984. N 58(3).

  39. Goldstein H. Social learning and change: A cognitive approach to human services. Columbia. 1981.

  40. Goldstein H. Cognitive approaches to direct practice // Social Service Rev. 1982. N. 56(4).

  41. Фрейд З. Я и оно. Л., 1924.

  42. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.

  43. Юнг К. Психологические типы. М., 1924.

  44. Бернер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. М., 1991. 45. Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин, Барнаул, 1993. Ч. 1,2.

  46. Rogers C.R. Client-centred therapy: Its current practice, implications and theory. L., 1951.

  47. Rogers C.R., Strauss M. Rerson to person: The problem of being human. I., 1967. 48 Davis L.U. Role theory // Social work treatment: Interlocking theoretical approaches / Ed. F.J. Turner. N.Y., 1986.

  49. Dominelli L., McLeod E. Feminist social work. L, 1988.

  50. Hutten J.M. Short-term contracts in social work. L., 1977.

  51. Hugman R. The private and the public in personal models of social work: A responce to O'Connor and Dalgleish // Brit. J. Social. Work. 1987. N. 17(1).

  52. Hadson B. Behaviourist community social work with schizophrenic people // Ibid. 1978. N. 8(2).

  53. Hadson B. Behaviourist social work. L., 1986.

  54. Social work, welfare and the state / Ed. P.N. and R.M. Satyamuni. L.. 1979.

  37

  55. Бочаров В.Г. Личность - семья - общими становятся центром системы социальных служб // Социальная работа. 1992. № 1.

  56. Басов A.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М.; Тула, 1993. Т. 1/2.

  57. Григорьеа С.И. Социальная работа в России в 90-е годы: Содействие формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил населения // Проблемы семьи и детства в современной России / Под ред. О.И. Волжиной и др. М., 1992. Ч. 1/2.

  58. Основы социологического знания: Учеб. пособие / Под ред. С.И.  Григорьева. Барнаул, 1992. Ч. 1.

  59. Тимирязев К.Л. Витализм и паука // Соч. М., 1938. Т. 5.

  60. Геккель Э. Мировые загадки. М., 1937.

  61. Дриш Г. Витализм, его история и система. М., 1975.

  62. Витализм: Философская энциклопедия. М., I960.

Основные  понятия

  Парадигма научного мышления в  теории социальной работы - фундаментальное научное положение, определяющее характер научного осмысления проблем социальной работы, его новое направление; система взаимосвязанных понятий, описывающих непротиворечиво важнейшие закономерности осуществления социальной работы и рамках определенного теоретического подхода.

Информация о работе Профессиональные риски в социальной работе