Право США

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:00, контрольная работа

Краткое описание

Право США по своей структуре относится к семье общего права. Категории «общее право», «право справедливости», «доверительная собственность» понятны и естественны как для английских, так и для американских юристов. Для американского юриста, как и для английского, право - это только право судебной практики; нормы. Выработанные законодателем, как бы многочисленны они не были, эти нормы по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

Оглавление

Введение 3
1. Источники права США 4
2. Структура права США 14
Заключение 22
Список использованной литературы: 23

Файлы: 1 файл

сравнительное право.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Право США по своей структуре относится к семье общего права. Категории «общее право», «право справедливости», «доверительная собственность» понятны и естественны как для английских, так и для американских юристов. Для американского юриста, как и для английского, право - это только право судебной практики; нормы. Выработанные законодателем, как бы многочисленны они не были, эти нормы по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

     Право США, следовательно, в целом имеет  структуру, аналогичную структуре  английского права. Но стоит приступить к рассмотрению той или иной проблемы, как выявляются различные структурные  различия между этими системами права.

     Особо следует изучить одно существенное различие, так как оно является основополагающим, - различие между федеральным правом и правом отдельных штатов. Судебная система и организация управления меняются от штата к штату, равно как гражданский и уголовный процесс. От штата к штату меняется список наказаний, предусмотренных уголовным законом.

     Цель  данной работы состоит в изучении источников и структуры права США. Для достижения данной цели в работе будут изучены сначала источника права США, затем будет рассмотрена структура права США и сложности возникающие с ее пониманием и применение.

     В работе будут использованы труды  Лучина В.О., Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., Бельсона Я.М., Ливанцева К.Е. «История государства и права США» и ряда иных авторов.

 

1. Источники права США

     Соединенные Штаты Америки (США) - первое в мире государство, в котором были приняты документы, официально именовавшиеся конституциями. Первоначально это произошло в каждом из 13 штатов, бывших английскими колониями, в процессе их борьбы за независимость от короны. Затем, после их объединения и образования нового единого крупного государства - США, была принята американская Конституция, действующая с поправками до настоящего времени. Это старейший из всех существующих сегодня основных законов. «Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1787 г. В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от 13 штатов. Цель принятия Конституции состояла в том, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства - Соединенных Штатов Америки - и при этом установить такое его устройство, которое сделало бы невозможным его произвол в отношении человека. Конституция была принята Конвентом 17 сентября 1787г. и после ратификации необходимым числом штатов вступила в силу 4 марта 1789г.»1

     Первоначально Конституция состояла из Преамбулы и 7 статей. Преамбула указывает цели принятия Конституции (образование более совершенного союза, утверждение правосудия, обеспечение внутреннего спокойствия, организация совместной обороны, содействие общему благосостоянию, обеспечение благ свободы), а также источник, от которого она исходит («Мы, народ...»). Американские суды не признают за Преамбулой нормативного значения.

     Конституция США является жесткой. Она изменяется в форме внесения поправок. Процедура внесения поправки согласно ст. 5 Конституции включает два этапа: принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами. На федеральном уровне поправка принимается Конгрессом (федеральным парламентом) или Конвентом (органом, специально созываемым для принятия поправки). В Конгрессе поправка считается принятой, если за нее проголосовало 2/3 парламентариев каждой палаты. Конвент созывается по требованию 2/3 штатов. Но принятия поправки на федеральном уровне для ее вступления в силу недостаточно. Для этого необходимо ее одобрение 3/4 субъектов федерации - штатов. В штатах ратификация поправки может осуществляться тоже в двух формах, аналогичных тем, которые применяются на федеральном уровне, т.е. либо легислатурой (парламентом), либо Конвентом штата.

     «Делегированное законодательство, издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности правительства, при нем парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт издаётся по вопросам, входящим в исключительную компетенцию парламента»2.

     Издавать  нормы в порядке делегированного  законодательства могут как сами правительства, так и любые подчинённые  им исполнительные ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т.д.). Делегация законодательных полномочий парламентом правительству может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в котором указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов власти невозможно).

     Акты, принятые в порядке делегированного  законодательства, вступают в силу либо только после одобрения их парламентской  резолюцией («разрешительная процедура»), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы парламентской резолюцией - «запретительная процедура»). Существующий в буржуазных странах парламентский (Великобритания, Австралия, Новая Зеландия) и судебный (США, Филиппины) контроль над делегированным законодательством носит сугубо формальный характер.

     Получившее  широкое распространение в эпоху  империализма оно открыто противоречит провозглашённым ранее демократическим принципам буржуазного конституционализма и парламентаризма, т.к. оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодательных органов. Конституции многих буржуазных государств (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают, либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее, оно применяется и в этих странах.

     Поправки  не инкорпорируются в Конституцию, т.е. не вносятся непосредственно в ее текст, утратившие силу положения не заменяются на новые, установленные поправками. Поправки публикуются отдельным списком, каждая под своим номером, в хронологическом порядке.

     В настоящее время действует 27 поправок к американской Конституции. Первые десять поправок называются «Биллем о правах».

     Помимо Конституции, источники конституционного права США на федеральном уровне - акты Конгресса и президента, конституционные обычаи, судебные прецеденты. Они во многом дополняют и даже трансформируют содержание Конституции. Это дает основание говорить о существовании так называемой «живой» Конституции США, содержание которой во многом определяется не абстрактным содержанием конституционных положений, а их судебным толкованием и особенностями применения в современных условиях.

     С учетом федеративного территориального устройства США источниками конституционного права являются также конституции штатов, их законодательство по вопросам конституционного права, существующие в них обычаи конституционно-правового характера и создаваемые их судами прецеденты. !Конституции штатов весьма отличаются и от федеральной Конституции, и друг от друга, как по структуре, так и по содержанию. В некоторых из них до сих пор действуют конституции, принятые в XVIII в. (в Массачусетсе - это Конституция 1780 г., в Вермонте - 1783 г.), конституции других штатов приняты относительно недавно (например, в Мичигане - в 1962 г., в Джорджии - в 1976 г.)»3.

     Некоторые конституции, в отличие от федеральной, содержат нормы об институтах политической системы и гражданского общества, закрепляют социальные права. Конституции ряда штатов провозглашают равноправие мужчин и женщин (17), право народной инициативы при принятии законов штатов (21), возможность проведения референдумов (37), право отзыва избирателями чиновников с государственной службы (15).

     Американская концепция  прав человека исходит из идеи их естественного происхождения. Именно поэтому первоначально в тексте Конституции права и свободы почти не получили закрепления: провозглашались лишь равноправие граждан во всех штатах (раздел 2, ст. 4), основы пассивного избирательного права при проведении выборов палат Конгресса и президента (разделы 2, 3, ст. 1), недопустимость религиозной дискриминации при решении вопроса о занятии какой бы то ни было публичной должности (ст. 6), недопустимость длительного задержания и наказания без судебного разбирательства, а также обратной силы закона (раздел 9, ст. 1). Тем не менее, сразу после принятия Конституции началась разработка поправок к ней, гарантирующих права и свободы. В результате в 1791 г. после ратификации необходимым числом штатов в силу вступили первые десять поправок к американской Конституции, в которых регулировались права и свободы и их правовые гарантии, получившие наименование «Билля о правах».

     Одна  из особенностей регулирования «Биллем  о правах», а также последующими поправками к американской Конституции прав и свобод в том, что, закрепляя права и свободы, они используют негативный способ их формулирования: «Конгресс не должен издавать законов...», «право... не должно нарушаться» и т.п. Тем самым «отцы-основатели» подтвердили приверженность идеям естественного права. В то же время обязанности человека и гражданина в Конституции США отражения не получили.

     Институт гражданства регламентируется в 3 разделе «Акта об иммиграции» 1990 г. Он предусматривает следующие способы приобретения гражданства США: по рождению; в результате натурализации или восстановления; приобретение детьми гражданства родителей.

     Среди прав и свобод различных видов  наибольшее внимание Конституция США и поправки уделяют гражданским и политическим правам и свободам. В самой Конституции получили отражение право на личную неприкосновенность (ст. 1), право на суд присяжных (ст. 3), принцип равноправия (ст. 4). Поправка I гарантирует свободу слова, печати, право народа мирно собираться, право обращаться к правительству с петициями. Официальная доктрина широко толкует указанные права, считая, что они обеспечивают свободу выражения мнений и подразумевают свободу собраний.

     «В 1865г. Конституция провозгласила отмену рабства (поправка ХIII). Также поправки обеспечивают охрану личности, жилища, бумаг и имущества (поправка IV), свободу совести (поправка I), «скорый и публичный суд присяжных» как по уголовным, так и по гражданским делам (поправки VI и VII), право обвиняемого на защиту (поправка VI), право не свидетельствовать против самого себя (поправка V). Конституция запрещает повторное уголовное преследование за одно и то же преступление (поправка V), а также применение жестоких и необычных наказаний (поправка VIII). Поправка II закрепляет «право народа хранить и носить оружие»4.

     Среди политических прав поправки наибольшее внимание уделяют избирательному праву. В 1870 г. поправка XV наделила избирательными правами негров. В 1920 г. поправка XIV предоставила избирательные права женщинам. В 1964 г. поправкой XXIV был отменен избирательный налог. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.

     Из  экономических прав в Конституции получило закрепление лишь право собственности для общественного пользования без справедливого вознаграждения (поправка V). Более обстоятельно правовой статус человека регламентируется конституциями штатов.

     Право США, как и английское право, – это в основном право судебной практики. Данное положение, безоговорочно правильное в отношении структуры права и самого понятия нормы права, требует некоторых оговорок, если принять во внимание значение, которое имеют для права нашей эпохи соответственно законодательство и судебная практика.

     Судебная  система США включает, с одной  стороны, федеральные суды, с другой – суды штатов. В отличие от большинства  федеральных государств, где федеральные  суды имеются лишь на самом верху  судебной иерархии, США создали иную систему: в федеральные суды можно обращаться во многих случаях по первой инстанции. Следовательно, в США существуют две судебные системы.

     В Англии с XIX века существует правило  прецедента, которое обязывает судей  в данных конкретных условиях следовать нормам права, вытекающим из ранее вынесенных другими судьями решений по аналогичным делам. В США тоже есть подобное правило, но это американское правило – star decisis – действует в иных условиях и не имеет той же силы, что современное английское правило прецедента.

     В США все очень усложнено в  силу особенного элемента – федеративной структуры страны. Это мешает правилу star decisis действовать в США с  той же силой, что и в Англии. Конечно, желательно, чтобы право  обеспечивало стабильность правоотношений, и в этой связи оправданно и жесткое правило прецедента. Но надо избежать также образования непреодолимых различий между правом, применяемым в разных штатах; для этого необходимо смягчение правила прецедента. Перед лицом этих противоречивых требований американские юристы не заняли слишком четкой позиции. В зависимости от обстоятельств они делают упор либо на необходимую жесткость, либо на необходимую гибкость прецедентного права.

     Все, что можно сказать определенного  о правиле star decisis, в США сводится к следующему: в отличие от Англии, Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, и могут, таким образом, изменить свою практику. Кроме того, штаты суверенны, и правило star decisis относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы этого штата.

     Изменения судебной практики не редкость, если обратиться к деятельности Верховного суда США. Они выражаются главным образом в той гибкости, с которой этот суд дает толкование Конституции США. В верховных судах штатов изменения судебной практики имеют иное объяснение. Они происходят в большинстве случаев под давлением мнения юристов и в связи с желанием направить право штата в то господствующее течение, которое установилось в других штатах, чем и восстанавливается единство общего права США.

Информация о работе Право США