Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:37, реферат
Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации и, как сказано в конституции, для "обеспечения внутреннего спокойствия". Вначале федерация включала 13 штатов, а затем путем завоеваний, на основе покупки и с помощью других способов расширилась до 50 штатов.
Международное
право: США
Политико-территориальное
устройство
Конституция 1787
г. преобразовала Соединенные
Государственно-
население распределено
по государственным образованиям -
штатам, являющимися субъектами федерации;
полномочия федеральных
органов власти определяет союзная
конституция;
субъекты федерации
имеют свои конституции, на основе которых
создаются законодательные и исполнительные
органы штатов;
легислатуры штатов
принимают законы;
союзный парламент
состоит из двух палат, одна из которых
представляет интересы штатов;
субъекты федерации
обладают своей системой права и
судебной системой;
провозглашается
двойное гражданство (союзное и
штатов).
Конституционно
США гарантирует штатам республиканскую
форму правления (разд. ст. IV).
Конституция США
проводит жесткое разграничение
предметов ведения Союза и
штатов:
1)в разделе 8
статьи 1 определяются предметы ведения
федерации, выражающиеся в полномочиях
Конгресса. К этому следует дополнить
право Конгресса США "принимать в Союз
новые штаты" (разд. 3 ст. IV).
Далее конституция
в разделе 9 статьи 1 устанавливает
определенные ограничения власти Конгресса
и правительства.
В разделе 10 статьи
1 конституция записала в конкретной
форме предписания, ограничивающие
предметы ведения штатов. Штатам запрещено:
заключать договоры
с иностранными государствами и
с другими штатами,
вести войну,
создавать вооруженные
силы,
вступать в
союзы,
чеканить монету,
выпускать Кредитные
билеты,
облагать импорт
и экспорт таможенными сборами
или иными пошлинами,
принимать законы
об опале и имеющие обратную силу,
жаловать дворянские
титулы.
2)Все остальные
предметы ведения согласно
3)Однако, "подразумеваемые
полномочия" Конгресса, сформулированные
разделом 8 статьи 1 (издавать законы, "каковые
будут необходимы и уместны"), позволяют
федеральным властям вмешиваться в сферу
"остаточной компетенции" штатов.
Штаты, как субъекты
федерации, не обладают государственным
суверенитетом; они не имеют права
выхода из союза. (В настоящее время активное
вмешательство центрального правительства
в дела штатов - обычная практика. Наиболее
серьезная форма зависимости штатов от
центра - финансовая, без дотаций из центра
штаты существовать не могут).
Все штаты равноправны.
"В каждом штате должны пользоваться
уважением и полным доверием публичные
акты, официальные документы и судебные
решения всякого другого штата" (разд.
1 ст. IV). Конституция США установила равноправие
граждан различных штатов: "Ни один
штат не должен издавать или приводить
в исполнение законы, ограничивающие привилегии
или неприкосновенность граждан Соединенных
Штатов" ( разд. 1 поправка XIV).
Штаты имеют
свои конституции. В некоторых из
них действуют конституции, принятые
в XVIII в. (Массачусетс - 1780 г., Вермонт - 1783
г.), а в других - новые (Мичиган- 1962 г., Джорджия
- 1976 г.). Конституции определяют предметы
ведения штатов: организация проведения
выборов, образование избирательных округов,
установление избирательных цензов, регулирование
внутренней торговли, определение системы
местного самоуправления, управление
здравоохранением, образованием, землепользованием,
поддержание общественного порядка, утверждение
поправок к конституции США и др. Конституции
некоторых штатов провозглашают равноправие
женщин (17 штатов), право законодательной
инициативы избирателей (21), проведение
референдумов по законам и петициям граждан
(37), право отзыва чиновников с государственной
службы (15).
Штаты копируют
федеральную систему власти.
Законы федерации
обладают верховенством в отношении законов
в штатах. Законы в штатах принимаются
двухпалатными легислатурами (в штате
Небраска - однопалатная): нижние палаты
- палаты представителей, верхние - сенаты.
Они создаются на основе всеобщих равных
прямых выборов сроком от двух до четырех
лет. Законодательная процедура, как и
в Конгрессе, в легислатурах весьма сложная.
Правом законодательной инициативы обладают
члены легислатур и в 21 штате - также избиратели.
Большими правами наделены спикеры нижних
и председатели верхних палат. Практически
судьба законопроекта решается в комитетах
палат. Закон принимается обеими палатами,
после чего передается на утверждение
губернаторам.
Главами штатов
являются губернаторы, избираемые на основе
всеобщих равных прямых выборов на
два-четыре года (в Миссисипи губернатор
избирается выборщиками). Полномочия губернаторов
систематически расширяются. Губернаторы
непосредственно руководят всей исполнительно-распорядительной
деятельностью органов штатов:
издают нормативные
акты и распоряжения,
следят за исполнением
законов,
назначают и
смещают невыборных чиновников,
под их руководством
составляются проекты бюджетов штатов.
Губернаторы являются
главнокомандующими национальной гвардией,
пользуются правом
помилования.
Возрастание управленческой
деятельности привело к тому, что при губернаторах
стали создаваться кабинеты (в 36 штатах);
это еще более усилило роль губернаторов.
Они обладают значительными полномочиями
в отношении законодательных органов
штатов:
созывают легислатуры
на специальные сессии,
направляют им
послания и доклады о положении
дел в штатах,
наделены правом
отлагательного вето на законы, одобренные
легислатурами (исключение - Северная
Каролина).
Во всех штатах
(кроме штата Оригон) конституции
предусматривают возможность смещения
губернаторов с должности в порядке импичмента.
В 45 штатах существуют должности заместителей
губернаторов (лейтенант-губернатор),
которые избираются вместе с губернаторами.
Они председательствуют в верхних палатах
легислатур штатов.
Судебная система
в наибольшей мере отличается от федеральной.
Судьи во многих штатах избираются,
а не назначаются; в ряде штатов предусмотрен
институт отзыва судей путем народного
голосования. Конституционное
На основании
соглашений о "свободной ассоциации"
с островами Пуэрто-Рико и Гуам им
был предоставлен статус "свободно
присоединившихся государств". Население
Пуэрто-Рико (3,4 млн.) и Гуама (110 тыс.) избирают
законодательные собрания и губернаторов.
В то же время на территорию этих островов
распространяются законы Конгресса США,
причем они обладают верховенством по
отношению к местным законам.
Острова Восточное
Самоа (30 тыс.чел.) и Виргинские (70 тыс.)
находятся в прямом управлении США.
Форма правления
Вопрос о форме
правления в Основном законе США
можно выяснить только в разделе 4 ст.
IV, одним из ее положений является следующее
утверждение: “Соединенные Штаты гарантируют
каждому штату в настоящем Союзе республиканскую
форму правления...”.
США относятся
к числу классических президентских
республик.
В США взаимоотношения
между Президентом, Конгрессом и Верховным
судом строятся на принципе разделения
властей — законодательная власть принадлежит
Конгрессу, исполнительная — Президенту,
судебная — Верховному суду и другим судам.
Суть принципа
разделения властей заключается
в том, чтобы обеспечить равновесие между
тремя ветвями власти, не допуская возвышения
одного органа государства над другим.
Американская конституция практически
достигает этого равновесия путем четкого
разделения функций между органами государственной
власти и установления взаимозависимости
между ними на основе системы "сдержек
и противовесов".
Конгресс принятыми
законами "сдерживает" Президента
и Верховный суд, в случае несоблюдения
законов может прибегнуть к импичменту.
Президент "сдерживает"
Конгресс правом вето, а Верховный суд
- правом назначения членов данного
суда.
Верховный суд "сдерживает"
Конгресс и президента республики
правом признания их актов неконституционными.
На протяжении двух веков система "сдержек
и противовесов" не допускает злоупотребления
какой-либо ветви государственной
власти. Государственный механизм США
Работает эффективно и слаженно, обеспечивая
устойчивость и гибкость всех подразделений
государственной власти.
Как и в других
президентских республиках, Конституция
США соединяет в руках Президента функции
главы государства и главы исполнительной
власти.
Конституция ограничивает
участие Конгресса в
Конституция не
признает за Президентом право роспуска
Конгресса, не допускает совмещения должностей
в различных ветвях власти.
Декларация независимости
Начавшаяся в
1775 г. освободительная война 13 американских
колоний против господства Англии,
по целям и результатам была одновременно
революцией буржуазно-демократической
по своему характеру. В ходе революции
в 1776 г. была провозглашена "Декларация
независимости Соединенных Штатов Америки".
Конституционное развитие США фактически
начинается с ее принятия. Декларация
закрепила право народа на восстание против
угнетателей, равенство всех людей, неотъемлемые
права человека (право на жизнь, свободу
и стремление к счастью) и освобождение
"от всякого подданства британской
короне". Правительство учреждается
“с согласия управляемых” и служит целям
их прав. Декларация также закрепила право
народа изменить или упразднить форму
правления, если она стала губительной
для этих целей, и учредить новое правительство.
Эти важнейшие положения сохраняют свое
значение и поныне.
Декларация независимости
Соединенных Штатов Америки (4 июля 1776
г.)
В конгрессе, 4 июля
1776 года. Единогласная декларация тринадцати
Соединенных Штатов Америки.
...Мы считаем
очевидными следующие истины: все
люди сотворены равными, и
все они одарены своим
Если же данная
форма правительства становится гибельной
для этой цели, то народ имеет право изменить
или уничтожить ее и учредить новое правительство,
основанное на таких принципах и с такой
организацией власти, какие, по мнению
этого народа, всего более могут способствовать
его безопасности и счастью. Конечно, осторожность
советует не менять правительств, существующих
с давних пор, из-за маловажных или временных
причин. И мы, действительно, видим на деле,
что люди скорее готовы терпеть зло до
последней возможности, чем восстановить
свои права, отменив правительственные
формы, к которым они привыкли. Но когда
длинный ряд злоупотреблений и узурпации,
неизменно преследующих одну и ту же цель,
обнаруживает намерение предать народ
во власть неограниченного деспотизма,
то он не только имеет право, но и обязан
свергнуть такое правительство и на будущее
время вверить свою безопасность другой
охране. Эти колонии также долго и терпеливо
переносили разные притеснения, и только
необходимость заставляет их теперь изменить
свою прежнюю форму правления. История
нынешнего короля Великобритании полна
беспрестанных несправедливостей и узурпации,
прямо клонившихся к тому, чтобы ввести
неограниченную тиранию в этих штатах.
В доказательство представляем на суд
беспристрастному миру следующие факты: