Международное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:17, реферат

Краткое описание

Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка «является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней».

Оглавление

Введение стр.
1. Принцип неприменения силы 4
2. Принцип мирного разрешения споров 6
3. Принцип уважения прав человека 6
4. Принцип суверенного равенства 7
5. Принцип невмешательства 7
6. Принцип территориальной целостности 7
7 Принцип нерушимости границ 8
8 Принцип равноправия и самоопределения народов 8
9. Принцип сотрудничества 8
10. Принцип добровольного выполнения обязательств
по международному праву 9
Заключение 10

Файлы: 1 файл

принципы межд. права.docx

— 33.53 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                                           



 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение          стр.

1.  Принцип неприменения силы      4 

2.  Принцип мирного разрешения споров    6

3.  Принцип уважения прав человека     6

4.  Принцип суверенного равенства     7

5.  Принцип невмешательства      7

6.  Принцип территориальной целостности    7

7  Принцип нерушимости границ     8

8  Принцип равноправия и самоопределения народов  8 

9.  Принцип сотрудничества      8

10. Принцип добровольного выполнения обязательств

  по международному праву      9 

Заключение                                                                                      10 
Источники                                                                                        11

 

Введение

Одним из основных и необходимых  инструментов управления международными отношениями служит международное  право. При его помощи создается  и поддерживается мировой порядок. Оно делает поведение государств более предсказуемым. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Безопасным может быть лишь мир, основанный на законности. Международный Суд ООН подчеркнул, что поддержание международного правопорядка «является жизненно важным для безопасности и благополучия сложного международного сообщества наших дней».

 Отражая не только национальные  интересы государств, но и интересы  их сообщества в целом, международное  право становится не просто  межгосударственным правом, но и  правом международного сообщества  в целом.Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего" принцип неприменения силы, существовали в качестве нормы обычного международного права до принятия Устава ООН. С другой стороны, обычное право приживалось под влиянием Устава, в результате ряд его положений теперь существует независимо от него. Суд также подчеркнул значение других упомянутых актов в утверждении в общем, обычном праве основных принципов.

Декларация о принципах международного права 1970 г. к числу основных принципов   отнесла:   неприменение   силы,   мирное   разрешение   споров невмешательство сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ территориальная целостность, уважение прав человека. Из них лишь первый пока не стал частью общего международного права, основной сферой его действия является Европа. Остальные принципы опираются на содержание принципов, как оно изложено в Декларации 1970 г., и развивают его.

 

 

 

 

1. Принцип неприменения силы

Проблема соотношения силы и  права является центральной для  любой правовой системы. В национальных системах легальное применение силы централизовано, монополизировано государством. В международной жизни ввиду отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях единственный выход - установление правовых рамок применения силы.

Показательно, что это понимали уже те, в чьих умах родилась идея международного права. Ф. де Витториа и Б. Айала  и Г.Гроций  считали, что война может использоваться лишь в порядке самообороны или как крайне средство защиты права.

Однако государства не были готовы к принятию этого положения. Своим  суверенным правом они считали  неограниченное право на войну. Такой подход был явно несовместим с международным правом.

За признание этой истины человечество заплатило высокую цену. Несмотря на жертвы, понесенные в ходе Первой мировой войны, и массовые требования запретить агрессивную войну, Статус Лиги Наций этого не сделал, введя лишь некоторые ограничения. Начало исправления ситуации было положено в 1928 г.

Парижским пактом об отказе от войны  как орудия национальной политики. Это был важный шаг в становлении  принципа неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права. Однако для его окончательного утверждения человечеству пришлось принести жертвы Второй мировой войны.

В качестве главной цели Устав ООН  установил: избавить грядущие поколения  от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные  силы применяются не иначе как  в общих интересах. Устав запретил применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена  даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН

Устав ООН предусматривает возможность  применения силы лишь в двух случаях. Во-первых по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН не раз  принимала резолюции в поддержку  принципа неприменения силы, раскрывавшие его содержание. Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.

Для выяснения содержания принципа необходимо прежде всего уяснить понятие силы. Оно в первую очередь включает агрессивную войну, которая рассматривается как преступление против мира, преступление настолько опасное что по международному праву запрещена пропаганда агрессивной войны.

Согласно принятому Генеральной  Ассамблеей ООН в 1974 г. определений агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета,   территориальной   неприкосновенности   или   политической независимости другого государства. Следовательно, имеются в виду достаточно широкомасштабные военные действия, способные поставить под угрозу суверенитетную территориальную неприкосновенность государства. Поэтому не всякое применение вооруженной силы, не всякий акт агрессии может быть квалифицирован как агрессивная война.

Ко второй группе актов агрессии отнесены применения любого оружия одним  государством против территории другого  государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил.

Третью группу образуют акты нападения  вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого.

К четвертой группе отнесены случаи применения вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории в нарушении условий, предусмотренных соглашением. Сюда же отнесены случаи продолжения пребывания таких вооруженных сил на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения об их пребывании. Это же относится и к действиям иностранных вооруженных сил, выходящим за рамки таких соглашений.

К пятой группе отнесены действия государства, позволяющего, чтобы  предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства. Следовательно, непринятие государством необходимых мер для предотвращения использования его на территории в целях совершения агрессии против третьего государства приравнивается к агрессии.

К шестой группе засылка государством вооруженных банд, групп, а также  регулярных сил или наемников  на территорию другого государства  в целях применения вооруженной силы.

Агрессия представляет собой преступное посягательство на интересы не только государства-жертвы, но и международного сообщества в целом, поскольку ставит под угрозу всеобщий мир и безопасность. Поэтому обязательство не совершать акты агрессии относится к категории обязательств в отношении международного сообщества в целом.

Анализ международных норм и  практики дает основания считать, что  по/ силой понимается, прежде всего, вооруженная сила. Использование иных средств экономических, политических, может быть квалифицировано в качестве применения силы в плане рассматриваемого принципа, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам. Об этом, в частности, свидетельствует запрещение репрессалий, связанных с применением силы. Дело в том, что экономические и политические меры воздействия на правонарушителя являют законными. Существует возможность применения и военной силы в качестве контрмеры в случае акта агрессии, не достигающего уровня "вооруженной нападения", которое, согласно Уставу ООН, дает право на самооборону.

Устав ООН предусматривает право  не только на индивидуальную, но и н. коллективную самооборону. Решение о коллективной самообороне принимаете; государством, подвергшимся нападению. Без его просьбы третьи государства не вправе принимать меры в порядке коллективной самообороны.

Принцип   неприменения   силы   особо   оговаривает   недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение о колониального гнета, их права на независимость. В таких случаях народы вправ' использовать силу, а также испрашивать и получать поддержку со стороны государств в соответствии с целями и принципами Устава ООН, в том числе, а соответствии с принципом неприменения силы, а не в порядке исключения Установленные этим принципом правила применения силы действительны и для данного случая. Это относится и к выполнению обязанности каждого государств, содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлении принципа равноправия и самоопределения народов.

Принцип неприменения силы предусматривает  санкцию для случая приобретения территории в результате угрозы силой  или ее не применения "Никакие  территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силон или ее применения, не должны признаваться законными". Вместе с тем оговаривается, что эта норма не имеет обратной силы. Она не относится к любому международному соглашению, заключенному до принятия Устава ООН.

2. Принцип мирного разрешения споров

Принцип мирного разрешения споров, будучи призван обеспечить мирное сосуществование государств, относится к числу норм, лежащих в основе международного общества. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права.

В соответствии с Уставом ООН  Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала принцип следующим образом: "Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость".

Из приведенной формулировки видно, что принцип обязывает каждое государство решать любые международные  споры мирными средствами. Стороны  в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования и не могут  исключить из-под действия принципа, какие бы то ни было споры. Речь, разумеется, идет только о международных, точнее межгосударственных спорах. Принцип  не распространяется на споры, касающихся дел, входящих, по существу во внутреннюю компетенцию любого государства (принцип невмешательства).

 

3. Принцип уважения прав человека

Каждое государство обладает суверенной властью издавать нормы определяющие права и обязанности своих граждан. Однако реализация этой власти должна происходить в рамках международного права.

Только в свете принципа уважения прав человека может быть выявлено содержание принципа самоопределения. Право на самоопределение нельзя абсолютизировать, отрывать от других принципов международного права. Е противном случае оно, как показывает опыт, будет использоваться для разрушения человеческого общения и нарушение прав человека, включая право на жизнь.

В отличие от других принципов международного права, принцип уважения прав человека занимает центральное положение и в национальном праве. Здесь он представляет собой главный общий принцип права цивилизованных наций 1 обладает абсолютной императивной силой. Ни одна норма как международного, так и национального права не может ему противоречить.

Анализ международных актов  позволяет выделить следующие основны. положения принципа уважения прав человека:

- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости всеобщего мира;

- каждое государство обязано содействовать путем совместных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом ООН. Иными словами, на каждом государстве и международном обществе в целом лежит ответственность за содействие всеобщем) уважению прав человека;

- права человека должны охраняться властью закона, что обеспечь национальный мир и правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;

- государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его юрисдикции лицам права и свободы, признание международным правом, без какого бы то ни было различия, как- то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка религии, политических или иных убеждений, национального или социальной происхождения, сословного или иного положения;

Информация о работе Международное право