Международное воздушное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:03, реферат

Краткое описание

С развитием воздушного транспорта и использованием его не только для передвижения (так называемые "международные полеты"), но и для осуществления перевозок с коммерческими целями (под которыми понимаются перевозки пассажиров, багажа, груза и почты по определенным воздушным линиям) принимаются и другие (кроме Парижской конвенции 1919 г.) международные акты. Среди них необходимо отметить Панамериканскую конвенцию о коммерческой авиации 1928 года и Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года, содержащую нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судна перед пассажирами и грузовладельцами за вред, который может быть причинен в результате воздушной перевозки.

Оглавление

Введение
1. Понятие международного воздушного права.
2. Возникновение и развитие международного воздушного права
3. Правила полетов в международном воздушном пространстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 29.60 Кб (Скачать)

План

Введение

1. Понятие  международного воздушного права.

2. Возникновение  и развитие международного воздушного  права

3. Правила  полетов в международном воздушном  пространстве

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

С развитием  воздушного транспорта и использованием его не только для передвижения (так  называемые "международные полеты"), но и для осуществления перевозок  с коммерческими целями (под которыми понимаются перевозки пассажиров, багажа, груза и почты по определенным воздушным линиям) принимаются и  другие (кроме Парижской конвенции 1919 г.) международные акты. Среди  них необходимо отметить Панамериканскую  конвенцию о коммерческой авиации 1928 года и Варшавскую конвенцию для  унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года, содержащую нормы об ответственности  эксплуатанта воздушного судна перед пассажирами и грузовладельцами за вред, который может быть причинен в результате воздушной перевозки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие международного воздушного права.

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные  полеты и иные виды использования  воздушного пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является общепризнанным. Более распространено ограниченное понимание международного воздушного права как регулирующего  только отношения, связанные с гражданской  авиацией^ Действительно, международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако ПОСТЕПЕННО начали появляться нормы, -регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Интересно, что римское право рассматривало  воздух как естественную среду, абсолютно  необходимую для жизни и доступную  всем - общее достояние (res communis). Но как только появилась возможность использовать воздушное пространство в коммерческих и военных целях, государства единодушно заявили свое право на суверенитет над воздушным пространством, включили его в состав территории. Это положение было закреплено первой же многосторонней Парижской конвенцией 1919 г.: "Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над его территорией". -Суверенитет над воздушным пространством был с самого начала положен в основу международного воздушного права. Он подтвержден и основным актом международного воздушного права - Чикагской конвенцией о гражданской авиации 1944 г.' Установление суверенитета над территориальным воздушным пространством означало признание свободы воздушного пространства над открытым морем. Так оформился второй основной принцип международного воздушного права. Это право сравнительно новая и активно развивающаяся отрасль международного права.

Система источников международного воздушного права довольно сложна. Ими являются универсальные и региональные конвениии, множество двусторонних соглашений формируются обычные нормы. Кроме того нормы международного воздушного права содержатся в конвенциях, посвященных другим вопросам. Как мы видели, Конвенция по морскому праву 1982 г. подтверждает свободу полетов над открытым морем, содержит положения о транзитном пролете через проливы и архипелажные воды. Всемирная почтовая конвенция регулирует перевозку международной авиапочты. Велико значение_резолюций международных организаций, прежде всего, такой всемирной_организации, как зданной на основе Чикагской конвенции 1944г Существуют и региональные организации в этои области, напримёр Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации.

Особо отмечу тесную связь международного воздушного права с национальным воздушным правом, точнее с той  его частью, которая относится  к международным полетам. Национальное право и в данном случае не является источником международного права. Но без  него картина правового регулирования  в рассматриваемой области будет  неполной. Попутно замечу, что в  этой области влияние международного права на внутреннее право особенно ощутимо.

Основным  актом внутреннего воздушного права  в нашей стране является Воздушный  кодекс СССР 1983 г. Немало существенных норм содержат и другие законы, прежде всего Закон о Государственной  границе РФ 1993 г. Прямое отношение  к воздушному праву имеют некоторые  нормы гражданского, уголовного, трудового, таможенного и других отраслей внутреннего  «права РФ.

Свобода полетов в международном воздушном  пространстве

В соответствии с принципом свободы полетов  в международном воздушном пространстве воздушные суда подчинены в этой сфере юрисдикции государства флага, государства регистрации. Порядок  регистрации определяется внутренним правом, а национальная принадлежность обозначается на самолете. Отмечу, что  решения ИКАО носят характер рекомендаций, за исключением тех, что относятся  к полетам в международном  пространстве, которые являются обязательными.

Государства обязаны осуществлять контроль за соответствием зарегистрированных в нем воздушных судов требованиям безопасности полетов и за соблюдением ими международных норм. Это относится не только к летательным аппаратам, но и к аэропортам и другим структурам обслуживания.

Особое  значение в наше время приобрела  борьба с актами незаконного вмешательства  в деятельность гражданской -авиации. Конвенция по морскому праву 1982 г. содержит ряд статей, относящихся к воздушному пиратству. Под последним понимается любой неправомерный акт насилия, задержания, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частного летательного аппарата. Этот акт совершается в международном пространстве и направлен против другого морского или воздушного судна либо лиц или имущества, находящихся на их борту (ст. 101).

В отношении  пиратства установлена универсальная  уголовная юрисдикция. В международном  пространстве правительственные суда любого государства могут захватить  пиратский летательный аппарат, арестовать захвативших его лиц  и предать суду своего государства (ст. 105).

Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. установила универсальную юрисдикцию в отношении перечисленных в ней актов. Любое государство обязано либо судить, либо выдать совершивших их лиц. Соответствующие положения включаются и в двусторонние соглашения о воздушном сообщении, например, в соглашение России с США 1986 г. В данном случае мы наблюдаем весьма распространенное в международном праве явление, пересечение двух отраслей - международного воздушного права и международного уголовного права.

Юрисдикция  государства в своем воздушном  пространстве

Юрисдикция  государства определяется его территориальным  верховенством. Воздушное пространство - часть территории государства. Его  граница представляет вертикальную плоскость, начинающуюся от линии границы. В соответствии с Воздушным кодексом, России принадлежит полный и исключительный суверенитет над ее воздушным  пространством.

Из сказанного следует, что пользование воздушным  пространством государства допустимо  только с его разрешения. В этих целях между государствами заключаются  двусторонние соглашения о воздушном  сообщении. Эти соглашения, а также  внутренние акты, определяют правила  полетов в воздушном пространстве государства.

В соответствии с Законом о Государственной  границе РФ пересечение границы  допустимо в местах, определяемых международными договорами РФ либо решениями  Правительства, которые также устанавливают  порядок следования от границы до пунктов пропуска и в обратном направлении. Пунктом пропуска является аэропорт, открытый для международных  полетов. При полете в воздушном  пространстве РФ, включая транзит, воздушным  судам запрещается посадка в  немеждународных аэропортах, залет  в запретные для полетов районы.

Исключение  из общих правил сделано для случаев  вынужденного влета в воздушное  пространство РФ в силу чрезвычайных обстоятельств. В таких случаях  командир судна обязан немедленно сообщить о случившемся администрации  ближайшего аэропорта и действовать  в соответствии с полученными  указаниями.

В целях  обеспечения безопасности границы  существенными полномочиями наделены Войска противовоздушной обороны. Они  контролируют соблюдение правил пересечения  границы; пресекают незаконное пересечение  границы или нарушение порядка  пользования воздушным пространством; оказывают содействие судам, незаконно  пересекшим границу в случае форс-мажорных обстоятельств.

При осуществлении  своих функций Войска ПВО имеют  право использовать имеющиеся в  их распоряжении средства для опознания  воздушных судов даже за пределами  территориальных вод РФ, но до границ других государств, при возникновении  угрозы незаконного пересечения  границы РФ; принимать меры по предупреждению или прекращению незаконного  пересечения границы; приглашать членов экипажа незаконно пересекших границу судов для выяснения обстоятельств и передачи их органам дознания и следствия.

Государства довольно рано осознали необходимость  унификации национальных норм относительно правил воздушных перевозок. Уже  в 1929 г. большое число государств подписали Варшавскую конвенцию  для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных  перевозок. В дальнейшем к ней  присоединился и СССР.' В последующие годы в Конвенцию вносились изменения и дополнения.

Конвенция посвящена унификации правил, относящихся  к документам о воздушной перевозке  и ответственности перевозчика. Определены реквизиты, которые должны содержать билет и багажная квитанция. В результате они обрели международный' стандарт. Одновременно установлено, что утеря документов не влияет на действительность договора перевозки.

Определена  ответственность перевозчика, который  отвечает за всякий ущерб, причиненный  пассажиру или грузу, а также  за опоздание. Установлена предельная сумма ответственности. Всякая оговорка, клонящаяся к ограничению ответственности, объявлена недействительной. Иск  об ответственности может быть предъявлен либо в стране перевозчика или  по месту нахождения его агентства, с которым был заключен договор, либо перед судом места назначения. Здесь мы видим пример взаимодействия международного воздушного права и  гражданского процессуального права. Значительное место в системе  национального воздушного права  занимают унифицированные международными договорами нормы гражданского права, например, фрахт и аренда воздушных  судов, ответственность за вред, причиненный  иностранным судном третьим лицам  на поверхности, страхование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Возникновение и развитие международного воздушного права

Международно-правовое регулирование воздушного пространства ведет свое начало с Парижской  конвенции о воздушной навигации 1919 года, закрепившей принцип суверенитета государства на воздушное пространство, находящееся над его сухопутной и водной территорией.

Принятию  Парижской конвенции 1919 года предшествовала научная разработка проблемы правового  режима воздушного пространства, в  рамках которой были высказаны две  теории: "свободы воздуха" и  суверенитета государства на воздушное  пространство. Наиболее полное обоснование  первой теории принадлежит французскому ученому П. Фошилю, второй - голландской ученой Лайкламе Найхольт.

В соответствии с принципом суверенитета государств на воздушное пространство многие из них приняли специальные законы (воздушные кодексы), устанавливающие  соответствующий правовой режим  воздушного пространства над своей  территорией. Так наряду с международными актами появилось и национальное законодательство.

С развитием  воздушного транспорта и использованием его не только для передвижения (так  называемые "международные полеты"), но и для осуществления перевозок  с коммерческими целями (под которыми понимаются перевозки пассажиров, багажа, груза и почты по определенным воздушным линиям) принимаются и  другие (кроме Парижской конвенции 1919 г.) международные акты. Среди  них необходимо отметить Панамериканскую  конвенцию о коммерческой авиации 1928 года и Варшавскую конвенцию для  унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года, содержащую нормы об ответственности  эксплуатанта воздушного судна перед пассажирами и грузовладельцами за вред, который может быть причинен в результате воздушной перевозки.

Информация о работе Международное воздушное право