Международное воздушное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:03, реферат

Краткое описание

С развитием воздушного транспорта и использованием его не только для передвижения (так называемые "международные полеты"), но и для осуществления перевозок с коммерческими целями (под которыми понимаются перевозки пассажиров, багажа, груза и почты по определенным воздушным линиям) принимаются и другие (кроме Парижской конвенции 1919 г.) международные акты. Среди них необходимо отметить Панамериканскую конвенцию о коммерческой авиации 1928 года и Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 года, содержащую нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судна перед пассажирами и грузовладельцами за вред, который может быть причинен в результате воздушной перевозки.

Оглавление

Введение
1. Понятие международного воздушного права.
2. Возникновение и развитие международного воздушного права
3. Правила полетов в международном воздушном пространстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Международное право.docx

— 29.60 Кб (Скачать)

Вторая  мировая война прервала на время  международно-правовое регулирование  деятельности воздушного транспорта. Однако уже в 1944 году по инициативе США, имевших самый большой по тем временам парк транспортных самолетов, в Чикаго была созвана Международная  конференция для выработки новой  конвенции взамен Парижской конвенции 1919 года и установления основ деятельности гражданской авиации в послевоенный период На Конференции развернулась борьба между двумя ведущими авиационными державами - США и Великобританией по вопросу коммерческих "свобод воздуха". США пытались добиться включения в текст будущей конвенции о международной гражданской авиации положений, определяющих возможность осуществления коммерческой деятельности воздушного транспорта в объеме пяти "свобод воздуха" (см. § 5). Однако попытки США не увенчались успехом, и в проект новой конвенции не были включены такие положения.

В результате на Чикагской конференции 1944 года были приняты следующие основные документы: Заключительный акт Конференции, Конвенция о международной гражданской авиации, Соглашение о международном транзитном" воздушном сообщении и Соглашение о международное воздушном транспорте. В Чикагской конвенции 1944 Года (ст.ст. 43-66) содержатся положения о создании и деятельности Международной организации гражданской авиации - ИКАО.

Что же касается непосредственно коммерческой деятельности воздушного транспорта, т.е. перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты, то решили, что их правовое регулирование будет осуществляться на основе двусторонних соглашений государств»  В связи с этим в Заключительный акт Чикагской конференции 1944 года были включены рекомендации о "Типовой  форме соглашения о предоставлении воздушных линий", которые предусматривали  предоставление возможности коммерческой деятельности в объеме пяти "свобод воздуха".

В 1946 году между США и Великобританией  было заключено Соглашение "бермудского  типа", тоже предусматривающее возможность  коммерческой деятельности в объеме пяти "свобод воздуха". Свое название Соглашение получило по месту его  заключения - на Бермудских островах. В 1977 году оно было пересмотрено и  заменено новым, получившим название "Бермуды-2". В нем детально разработана схема  зависимости между частотой движения, предоставленными сторонами емкостями  и возможностями использовать соответствующие  договорные линии. Соглашение "бермудского  типа" послужило образцом для  многих стран при установлении правового  регулирования международных воздушных  сообщений.

В 1959 году Европейская конференция гражданской  авиации приняла Типовые положения  административного и технического характера - так называемый Страсбургский  типовой проект. 

 

3. Правила полетов в международном воздушном пространстве

Согласно  Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, принцип свободы открытого моря наряду с другими свободами содержит и свободу полетов над ним. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и неприбрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем (ст. 87, п. "Ь", Конвенции). Однако интересы безопасности воздушного движения требуют, чтобы эти полеты были упорядочены. Среди разработанных ИКАО унифицированных летно-технических норм (Международных стандартов), составляющих приложения к Чикагской конвенции 1944 года, есть Приложение № 2 «Правила полетов», которые должны в обязательном порядке соблюдаться воздушными судами всех стран по время их полетов над открытым морем.

По инициативе ИКАО систематически проводятся региональные аэронавигационные совещания, на которых  устанавливаются и периодически пересматриваются основные маршруты воздушных  передвижений над открытым морем. В  принципе возможны полеты не только по установленным в рамках ИКАО маршрутам. Однако на практике большинство полетов  осуществляется именно по установленным  маршрутам.

При полете над открытым морем воздушное  судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный  номер не более чем одного государства.

Из почти 300 существующих на земном шаре проливов только небольшая часть важна  для международной аэронавигации. Конвенция 1982 года предусматривает, что  в проливах, используемых для международного судоходства, воздушные суда (летательные  аппараты) пользуются правом транзитного  пролета, под которым понимается, как уже отмечалось, осуществление  свободы полета с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив (ст. 38, п. 2). При осуществлении полета воздушные суда должны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной  целостности или политической независимости  прибрежных государств.

Режим воздушного пространства над Антарктикой  и право полетов в нем определяются Договором об Антарктике 1959 года. Договор  устанавливает свободный полет  гражданских воздушных судов  всех стран независимо от того, являются они участниками данного Договора или нет (ст. VI). Международные полеты должны осуществляться в строгом соответствии со стандартами ИКАО.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные  полеты и иные виды использования  воздушного пространства. Не могу не оговориться, что это определение не является общепризнанным. Более распространено ограниченное понимание международного воздушного права как регулирующего  только отношения, связанные с гражданской  авиацией Действительно, международное  воздушное право возникло и развивалось  как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, -регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Нормы, регламентирующие отдельные аспекты  правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С  открытием в 20-х гг. регулярных полетов  стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческого  характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.

Нормы международного воздушного права зафиксированы  во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции  для унификации некоторых правил, касающихся между народных воздушных  перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о  международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции  об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам  на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном со общении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.

Важнейшими  принципами современного международного воз душного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным  пространством в пределах его  территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном  воздушном пространстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Международное  право: Учебник для вузов. –  2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.

2.Броунли  Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М., 1977

3.Для  подготовки данной работы были  использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/

4.Бордунов  ВД , Котов А И , Малеев Ю Н Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М , 1988.

5.Верещагин А Н Международное воздушное право. М., 1966.

6.Международное  воздушное право. М., 1980-1981. Кн. 1-2.

7. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005.

8. Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001.

9. Грязнов  В.С. Международные авиаперевозки  (правовые вопросы). М.: Юридическая  литература, 1982.

Информация о работе Международное воздушное право