Международное право
публичное, совокупность юридических
принципов и норм, регулирующих отношения
между государствами. М. п., как и
всякое право, историческое явление, оно
начинает формироваться с возникновением
государств. Объективные условия
существования и развития государств
вызвали необходимость установления
между ними политических, экономических
и других отношений и связей, которые
постепенно приобретали более или
менее регулярный характер, что потребовало
их правового регулирования. На этой
основе сложились принципы и нормы
права, которые получили затем наименование
М. п. (international law, droit international и т. д.).
Характер и
уровень развития межгосударственных
отношений в ту или иную
историческую эпоху определяют
содержание и уровень развития
М. п. Однако М. п. всегда
носит классовый характер: оно
создаётся государствами, выражающими
в его нормах свою волю, имеющую
классовое содержание.
Отдельные институты
М. п. получили значительное
развитие ещё в древности. Это
подтверждают памятники права
2 века до н. э. — 1 века
н. э. (например, индийские законы
Ману, Артхашастра, дипломатические
архивы Египта в Тель-эль-Амарне).
Наиболее развиты были нормы
посольского и договорного права,
некоторые правила ведения войны.
В целом М. п. носило региональный
характер (М. п. Индии, М. п.
Греции и т. п.), что объяснялось
тем, что международные связи
охватывали узкие географические
районы.
М. п. эпохи
рабовладения включало такие
институты и нормы, как неприкосновенность
и экстерриториальность послов,
святость заключённых договоров
и союзов, третейские суды и
посредничество, защита прав иностранцев,
порядок объявления войны, нейтрализация
храмов и других сооружений, запрет
отравленного оружия и другие.
О классовом характере М. п.
этой эпохи свидетельствуют статьи
договоров о взаимопомощи в
случаях восстания рабов, о
взаимной выдаче беглых рабов,
об объявлении «международным
преступлением» таких действий,
как призыв рабов к восстанию,
и т. д. Теоретические положения
М. п. имеются в трудах древнегреческих
учёных — Полибия (2 век до
н. э.), Платона (5—4 века до
н. э.), Аристотеля (4 век до н.
э.) и римских учёных — Цицерона
(1 век н. э.), Ульпиана (2—3 века)
и других. Однако наука М. и.
в прямом смысле этого слова
возникла в эпоху феодализма
и получила своё развитие при
капитализме.
Образование
феодальных государств, их раздробленность,
постоянные междоусобные войны
вызывали необходимость создания
различных политических союзов
и в то же время потребность
в развитии международных отношений.
Поскольку для эпохи феодализма
характерно огромное количество
войн, вопросы войны занимают
значительное место в М. п.
и его науке. В 15 веке возник
институт постоянных дипломатических
представителей, в 16 веке в большинстве
европейских государств имелись
постоянные ведомства внешних
сношений. В эту эпоху сложилось
консульское право: консулы наделялись
значительными полномочиями в
области охраны прав граждан
своей страны за границей, особенно
в странах Востока («режим капитуляций»).
Большую роль в развитии средневекового
М. п. сыграли итальянские города-республики
— Венеция, Флоренция, Пиза, Генуя и другие.
Рост морской торговли, связанный с развитием
в недрах феодального общества капиталистических
отношений, способствовал широкому распространению
международных морских соглашений; были
проведены многочисленные кодификации
обычаев морской торговли: Олеронские
свитки, Консолато дель Маре и другие.
В начале 17 века был выдвинут принцип свободы
открытого моря (см. также Морское право).
Развитые сношения с различными государствами
имели Киевская Русь и Русское централизованное
государство, где были выработаны нормы
М. п., в некоторых отношениях опережавшие
уровень тогдашнего европейского М. п.
Например, на Руси были известны принципы
государственного правопреемства, освобождения
пленных не только за выкуп, но и безвозмездно,
демилитаризации отдельных областей (например,
Восточной Карелии в 1323) и другие.
Богословы и
юристы средних веков сформулировали
ряд важных начал М. п., прежде
всего в области договорного
права (принцип «пакта сунт
серванда») и права войны (выкуп
пленных, защита мирного населения).
В процессе образования национальных
и многонациональных государств
и с укреплением верховной
власти складывалось понятие
суверенитета. К позднему феодализму
в Западной Европе относится
деятельность голландского юриста
и дипломата Гуго Гроция (16—17
века) и его продолжателей, заложивших
основы буржуазной науки М.
п.
Хотя М. п.
эпохи феодализма имело ряд
особенностей, отражавших классовую
природу феодального общества, отдельные
его институты и нормы сохранились
и получили дальнейшее развитие
в период капитализма.
Возникновению
новых принципов М. п. содействовали
буржуазной революции, особенно
Великая французская революция.
Суверенное равенство, независимость,
территориальная неприкосновенность,
невмешательство во внутренние
дела других государств, соблюдение
договоров — эти принципы были
декларированы буржуазией, боровшейся
против сил феодальной реакции,
в качестве основных начал
международного общения, получили
закрепление в ряде международных
актов и постепенно приобрели
характер общепризнанных принципов
и норм М. п. В эпоху капитализма
М. п. обогатилось такими институтами
и нормами, как признание и
правопреемство государств, плебисцит
и оптация гражданства, право
убежища, запрет работорговли, «добрые
услуги» и т. д. Серьёзные
изменения претерпело право войны:
были провозглашены принципы
допустимости только оборонительных
и справедливых войн, войн в
защиту нарушенных прав, гуманного
обращения с ранеными и пленными,
уважения прав мирного населения,
введены запрет оружия, причиняющего
излишние страдания, каперства
и охрана прав нейтральных
государств (см. Законы и обычаи
войны, Контрибуция, Нейтралитет).
Буржуазная наука
М. п. развивалась под большим
влиянием Гуго Гроция, положившего
начало двум направлениям в
буржуазной доктрине: естественно-философскому,
стремившемуся установить общие
философские основы М. п. (С.
Пуфендорф, Х. Вольф, Э. Ваттель
в Германии и другие), и позитивному,
исходившему из существующих
обычаев и договорной практики
государств (К. Бейнкерсхук, И.
Мозер, Р. Зеч и другие). В
19 веке господствующим в науке
М. п. стало историко-позитивное направление,
наиболее видными представителями которого
были А. Хефтер, Г. Трипель, Ф. Лист (в Германии),
Дж. Уэстлейк, Р. Филимор, Т. Холланд и Л.
Оппенхейм (в Великобритании), Г. Бонфис
и П. Фошиль (во Франции), Дж. Мур, У. Лоренс
и Г. Уитон (в США). Значительный вклад в
развитие науки М. п. был внесён Россией.
По инициативе России был выработан ряд
международных актов в области законов
и обычаев войны (Парижская декларация
1856, Женевская конвенция 1864, Петербургская
декларация 1868, Гаагские конвенции 1899
и 1907 и другие). Теоретическую разработку
проблем М. п. вели известные русские учёные
В. Ф. Малиновский, В. А. Незабитовский,
Д. И. Каченовский, Л. А. Комаровский, Ф.
Ф. Мартенс и другие.
Характерная
черта буржуазного права —
формальное равенство всех перед
законом — присуща и М. п.
эпохи капитализма. Признание
прогрессивных принципов М. п.
носило часто исключительно декларативный
характер: на деле они нарушались
крупными государствами. В целом
М. п. эпохи капитализма служило
средством защиты политических
и экономических интересов буржуазии.
Сфера его действия ограничивалась
европейскими «цивилизованными»
государствами и не распространялась
на колониальные страны и народы.
В буржуазном М. п. не только
сохранились, но и получили
развитие такие реакционные нормы
и институты М. п. эпохи феодализма,
как война, репрессалии, аннексия,
контрибуции, вассалитет, режим капитуляций,
протекторат, сферы влияния и
т. д.
В 18—19 веках
в науке М. п. довольно широкое
распространение (особенно в Германии)
получили нигилистические теории,
отрицающие М. п. Нередко эти
теории служили оправданием милитаристским
устремлениям буржуазии.
В эпоху империализма
буржуазия становится на путь
отказа от провозглашенных ею
ранее основных принципов М.
п., попирая элементарные нормы
международного общения. В буржуазной
науке М. п. получают весьма
широкое развитие разнообразные
теории и концепции, гл. назначение
которых — оправдание и обоснование
агрессивной политики империализма.
Наряду с отрицанием суверенитета
и невмешательства как коренных
основ М. п. и провозглашением
космополитических идей «мирового
государства» и «мирового правительства»,
в буржуазной науке возрождаются
нигилистические воззрения на
М. п., база которого якобы суживается,
пропагандируются теории распада
общего М. п. на региональные
системы, создания «междублокового
права» и т. д.
Великая Октябрьская
социалистическая революция, открывшая
новую эпоху в развитии человечества,
оказала определяющее влияние
на дальнейшее развитие международных
отношений и положила начало
формированию качественно нового
современного М. п.
М. п., существовавшее
к моменту образования Советского
государства, представляло собой
весьма сложный конгломерат принципов
и норм, сложившихся в различных
исторических условиях. Наряду с
принципами и нормами, направленными
на обеспечение мирных отношений
между государствами, имелись принципы
и нормы, отражавшие и закреплявшие систему
национального угнетения, колониального
господства империалистических государств.
Внося на рассмотрение
2-го съезда Советов Декрет
о мире, В. И. Ленин говорил:
«Мы отвергаем все пункты о
грабежах и насилиях, но все
пункты, где заключены условия
добрососедские и соглашения
экономические, мы радушно примем,
мы их не можем отвергать» (Полное
собрание сочинений, 5 изд., т. 35, с. 20).
Советское государство выступило
против всего отжившего и реакционного
в М. п., за развитие его демократических
начал, за внедрение новых принципов
и норм, направленных на обеспечение
всеобщего мира, освобождение народов
от национального и колониального
угнетения и развитие между
ними всестороннего сотрудничества
на равноправных и добровольных
основах. В. И. Ленин выдвинул
принцип мирного сосуществования
государств с различным социальным
строем. Под воздействием Советского
государства, и особенно после
образования мировой социалистической
системы, М. п. претерпело коренные
изменения. Многие действовавшие
ранее реакционные институты
и нормы утратили силу. В важнейших
международных актах (например, в
Уставе ООН) закреплены такие
основополагающие принципы, как
запрещение применения силы или
угрозы силой в международных
отношениях, самоопределение наций
и народов, обязательность мирного
разрешения споров и другие. Получили
дальнейшее развитие демократические
принципы уважения суверенитета,
невмешательства во внутренние
дела, равноправия и другие.
Эти изменения
дают основание говорить о
создании нового, современного М.
п., которое закрепляет основные
политические и правовые условия
мирного сосуществования и направлено
на его обеспечение.
Субъектами М.
п. — участниками международных
правоотношений являются в первую
очередь и главным образом
государства. Новые государства
становятся субъектами М. п.
независимо от какого-либо акта
или волеизъявления других участников
международного общения (см. Признание
государства, Правопреемство). В
силу принципа равноправия и
самоопределения народов, закрепленного
в Уставе ООН, и принятия
в 1960 Декларации ООН о предоставлении
независимости колониальным странам
и народам, субъектами современного
М. п. следует считать не
только государства, но и народы
и нации, которые ещё не реализовали
своего права на самоопределение.
Субъектами М. п. признаются
также международные организации,
образование и деятельность которых
не противоречит основным принципам
М. п.
Современное
М. п. содержит общепризнанные
принципы и нормы, то есть
принципы и нормы, признанные
всеми государствами и обязательные
для всех государств. Отдельные
нормы М. п. обязательны только
для некоторых государств и
имеют локальное значение (например,
нормы договоров, в которых
участвует ограниченное число
государств). Однако непременным
условием правомерности и действительности
таких локальных норм, а также
договорных обязательств двух
или более государств является
их соответствие общепризнанным
принципам и нормам М. п.
Как принципы,
так и нормы М. п. являются
правилами поведения участников
международного общения и в
таком смысле имеют одинаковое
значение. Вместе с тем между
этими понятиями существуют и
известные различия. Под общепризнанными
принципами М. п. следует понимать
исходные общие и наиболее
важные правила поведения субъектов
международного общения, руководящие
начала международной законности.
Основные принципы М. п. закреплены
ныне в Уставе Организации
Объединённых Наций, в разработке
которого самое активное участие
принимал СССР. Ведущими в современном
М. п. являются принципы ненападения,
самоопределения народов, мирного
разрешения споров, разоружения,
уважения прав человека, запрещения
пропаганды войны. Нормы М.
п. являются конкретными правилами
поведения, развивающими и детализирующими
принципы М. п. Советский Союз
и другие социалистические страны
выступили инициаторами кодификации
принципов М. п., закрепленных
в Уставе ООН, и 25-я сессия
Генеральной Ассамблеи ООН приняла
в 1970 специальную Декларацию принципов
М. п., где сформулированы нормы,
вытекающие из ведущих принципов
М. п.
Нормы М. п.
регулируют самые разнообразные
отношения между государствами
в политической, экономической, социальной,
культурной и других областях.
Сотрудничество между государствами
охватывает всё новые и новые
области, которые ранее находились
вне пределов международно-правового
регулирования (например, вопросы
поддержания мира и безопасности,
развития науки, техники и образования,
улучшения условий труда, борьбы
с преступностью и т. д.); появляются
совершенно новые области международного
сотрудничества, которые также попадают
в сферу правового регулирования
(мирное использование атомной
энергии, охрана окружающей среды,
деятельность государств в космосе,
на дне морей и океанов и
другие).