Международное право: США

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:37, реферат

Краткое описание

Конституция 1787 г. преобразовала Соединенные Штаты из Конфедерации в федерацию. Конституция и ныне продолжает служить правовой основой американского федерализма. Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации и, как сказано в конституции, для "обеспечения внутреннего спокойствия". Вначале федерация включала 13 штатов, а затем путем завоеваний, на основе покупки и с помощью других способов расширилась до 50 штатов.

Файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

властное толкование конституции,  

проверка конституционности  законов Конгресса и легислатур штатов, нормативно-правовых актов  исполнительной власти,  

а также установление норм права в форме судебных прецедентов.  

Толкуя и дополняя по своему усмотрению юридическую конституцию 1787 г., Верховный суд создает новые  правовые установления в фактическом  основном законе страны. Крылатые слова  бывшего главного судьи Ч.Хьюза: "Конституция - это то, что говорят о ней судьи", - полностью подтверждается вековой практикой Верховного суда США.  

Особенностями конституционного контроля в США  являются:  

во-первых, вопрос о неконституционности закона или  другого акта возникает, когда эти акты уже опубликованы и вступили в силу (т.е. последующий контроль).  

Во-вторых. Верховный  суд рассматривает вопрос о конституционности  акта не вообще, не в самостоятельном  производстве, а лишь в связи со слушанием какого-либо судебного дела (т.е. конкретный контроль), решая таким образом "судьбу закона на основе дела".  

В-третьих, в  случае, если акт будет признан  неконституционным, то он теряет юридическую  силу.  

За 200 лет своего существования (1791 - 1990 гг.) суд признал  неконституционными полностью или частично 125 законов Конгресса, 1059 нормативных актов штатов, 117 ордонансов местного самоупроавления. Конституционный контроль в США порожден принципом "верховенства права" и служит реализации системы "сдержек и противовесов" в государственном механизме страны. 

Избирательное право и избирательная система 

Конституция США  содержит лишь некоторые положения, регулирующие  выборы. Федеральные  законы об избирательном праве 1965, 1970, 1972, 1974 гг. существенно дополнили  конституционные  положения. По-прежнему большая часть норм избирательного  права устанавливается законодательством штатов.  

В конституции  записано: "Избиратели каждого штата  должны отвечать тем требованиям, которые  установлены для избирателей  наиболее многочисленной палатой Законодательного собрания  штата" (разд. 2, ст. 1). Следовательно, конституция вопрос о требованиях, предъявляемых к избирателям, полностью передает на усмотрение штатов. Однако практически федеральные власти вмешивались в компетенцию штатов по вопросам  избирательного права. Прежде всего это касается принципов  избирательного права.  

Принцип всеобщих выборов вводился федеральными властями в течение целого века. В 1870 г. XV поправка к конституции США наделила избирательными правами негров и лиц других рас. В 1920 г. новая поправка (ХIХ) предоставила право голоса женщинам. В 1964 г. поправка XXIV отменила избирательный налог. Закон 1970 г. снизил ценз оседлости на федеральных выборах. В 1971 г. поправка XXVI сократила возрастной ценз для избирателей до 18 лет. Избирательный закон 1975 г. окончательно  отменил ценз грамотности. В настоящее время сохранился  лишь один ценз оседлости: на президентских выборах - 30 дней, на других - от одного дня до 30 дней (устанавливаются законодательством штатов). В 17 штатах и федеральном округе Колумбия цензы оседлости для избирателей отменены.  

В конституции  США ничего не сказано о принципе равных выборов. Реализацией этого  принципа занимались штаты, которые  часто создавали неравные по численности  избирательные округа. В США зародилась специальная наука - "избирательная география" (джерримендеринг) как способ нарезки избирательных округов, предоставляющий преимущества какой-либо партии на выборах. Федеральный закон 1872 г. предписывал штатам создавать избирательные округа с равным количеством избирателей. Однако многие штаты не соблюдали этого положения.  В защиту принципа равных выборов выступил Верховный суд. В 1964 г. Суд определил, что разд. 2 ст. 1 конституции подразумевает равное представительство при выборах депутатов  палаты представителей. В 1969 г. Верховный суд конкретизировал  свою позицию, указав, что каждый штат должен приложить “добросовестные усилия для достижения точного математического  равенства” округов.  

Принцип прямых выборов первоначально конституция США провозгласила только в отношении выборов в нижнюю палату Конгресса - палату представителей. Сенаторы избирались на основе многостепенных выборов: законодательными собраниями  штатов. Лишь в 1913 г. было установлено, что сенаторы должны избираться "народом штата" (ХУ11 поправка). Президент  и вице-президент по-прежнему избираются косвенным путем (выборщиками).  

Принцип тайного  голосования обеспечивается применением  избирательных бюллетеней или специальных  машин для голосования.  Избирательные машины упрощают технику голосования, затрудняют фальсификацию при подсчете голосов, обеспечивают  надежную тайну голосования.  

Избирательные законы федерации и штатов подробно регламентируют  организацию и  порядок проведения выборов. Центральные  органы по проведению выборов в США не создаются.  В пределах штатов выборами ведают секретари штатов, в некоторых штатах создаются на партийной основе избирательные комиссии. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса. В избирательных участках создаются избирательные комиссии (бюро) из представителей партий. Ведущая роль в организации и проведении выборов в границах избирательных участков принадлежит партийному аппарату. Избирательные округа  в США одномандатные: от каждого округа избирается один депутат. Регистрация избирателей производится чиновниками.  Во многих штатах избиратель должен явиться в избирательную  комиссию и обосновать свое право на внесение в список избирателей. В 15 штатах регистрация избирателей может производиться  не только в избирательных комиссиях, но и по месту работы, в государственных учреждениях. В списки избирателей не могут быть включены душевнобольные и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.  

Для кандидатов на выборные должности конституция  и законы США установили дополнительные условия: возрастной ценз (25-35 лет), срок пребывания в гражданстве США, проживание в момент избрания на территории того штата, от которого избирается кандидат. Ныне в США формируется новая норма конституционного права: кандидат должен проживать в том избирательном округе, от которого он избирается.  

Процедура выдвижения кандидатов весьма разнообразна в США. Кандидатов на выборные должности могут выдвигать: партийные съезды (конвенты), избиратели путем петиций, общим  собранием партийных фракций в Конгрессе и на основе праймериз. Самым распространенным способом выдвижения кандидатов являются праймериз.  

Праймериз представляют собой первичные выборы, в ходе которых избиратели подают свои голоса за кандидата в кандидаты.  Победитель на праймериз становится кандидатом, его имя вносится в избирательный бюллетень. Праймериз -- демократическая  система выдвижения кандидатов: сами избиратели помимо партийных боссов, партийного аппарата решают, кто должен быть кандидатом по их округу на предстоящих выборах.  

Победители на выборах в США определяются по мажоритарной  системе относительного большинства. При этой системе для  завоевания депутатского мандата кандидату достаточно получить  хотя бы на один голос больше, чем любой другой кандидат, независимо от общего числа проголосовавших избирателей. Подобная система не адекватно выражает волю избирателей. Многие депутаты избираются незначительным большинством голосов.  

Партийная система 

Партийная система  США относится к типично двухпартийной  системе. Более того, она относится  к т.н. совершенной двухпартийной  системе, где основные партии набирают более 90% голосов. Третьи партии повлиять на распределение власти не могут. 

Политические  партии в США образовались в XIX веке: Демократическая - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в северных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями.  

Демократическая партия и ее лидер президент Б. Клинтон выступают за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и оказание более широкой  помощи развивающимся странам. Но так  как эти мероприятия требуют значительных финансовых средств, то многие американские налогоплательщики выражают недовольство политикой Б. Клинтона.  

Республиканцы выступают за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам. На промежуточных выборах (ноябрь 1994 г.) республиканцы впервые за последние 40 лет завоевали большинство мест в обеих палатах Конгресса.  

В целом США  находились под контролем демократов до гражданской войны 1861-5 годов. С  гражданской войны и до 1932 года безраздельно доминировала республиканская  партия (было 11 президентов-республиканцев и всего 2 демократа). Радикальный  поворот произошел в результате экономического кризиса 1925-33 годов, когда на первые позиции выходит демократическая партия и с 1932 года демократы 32 года подряд руководят Белым Домом. 

Республиканская и Демократическая партии имеют  наиболее широкую поддержку избирателей. Они попеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая - в оппозиции. Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент, конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителями Республиканской или Демократической партий. Подобную партийную систему можно отнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США.  

Весьма специфична организационная структура Республиканской  и Демократической партий. Они  не имеют постоянных политических программ, постоянного членства и партийных билетов, членские взносы не взимаются. Только в 1974 г. демократы впервые приняли устав своей партии. Формально членами партий признаются те избиратели, которые на выборах проголосовали за кандидатов данной партии. К президентским выборам партии принимают лишь предвыборные платформы. Стабильность существования и активность деятельности Республиканской и Демократической партий обеспечивают профессиональный, постоянно действующий партийный аппарат. Он построен в соответствии с избирательной географией и административно-территориальным делением.   

Низовой партийной  организационной ячейкой является комитет избирательного участка  во главе с "капитаном участка", назначаемым вышестоящим партийным органом. 

 Далее партийные  структуры включают комитеты  районов крупных городов, комитеты  графств, городов и штатов.  

Высшими органами партий являются национальные конвенты (съезды), проводимые один раз в четыре года (в год президентских выборов), на которых избираются национальные партийные комитеты, функционирующие между съездами.  

В штатах существуют мелкие политические партии, деятельность которых не распространяется на всю  страну. В 1919 г. образовалась Коммунистическая партия США. Депутатов на выборные должности Коммунистическая партия выдвигала лишь в некоторых штатах. Ни один коммунист не избирался в Конгресс США. Не имея прочной социальной базы в американском обществе, компартию постоянно разобщали фракционные внутрипартийные конфликты. После ликвидации КПСС, Коммунистическая партия США лишилась финансовой поддержки и ныне переродилась в небольшую секту сторонников идеологии марксизма-ленинизма.  

Из других небольших  политических партий можно назвать  Американскую независимую партию, Международную партию зеленых, Свободную партию, Социал-демократическую партию, Социалистическую трудовую партию.  

Представительная  демократия в США немыслима без  функционирования политических партий. Они формируют волю народа, представляют его в представительных органах. Конституция США не затрагивает правовой статус политических партий. Однако процесс правовой институционализации политических партий в США, как и в других государствах, протекает.  

Федеральный закон 1974 г. о финансировании федеральных  избирательных кампаний регламентирует вопросы финансирования политических партий в период выборов. На федеральном уровне многие стороны деятельности политических партий определяются судебными прецедентами: порядок проведения первичных выборов (праймериз), создание предвыборных партийных фондов, размеры финансовой поддержки партий частными лицами и некоторые другие партийные вопросы. В США избирательное право, в основном, регламентируется законами штатов. Конституции и законы штатов определяют порядок образования и деятельности политических партий, их организационно-структурные основы и некоторые другие вопросы. Вся эта регламентация связана с процедурой выборов.  

Список литературы

Информация о работе Международное право: США