Практика социального патронажа с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Вероника.docx

— 204.11 Кб (Скачать)

     Целями данных учреждений будет являться:

     - практическая реализация конституционного права семьи и ее членов на всестороннюю защиту со стороны государства, социальную и психологическую помощь;

     - улучшение положения неполной семьи как социального института, улучшение социального и психологического здоровья семьи и детей;

     - содействие установлению и поддержанию гармоничных семейных отношений, основываясь на принципах добровольности обращения, прав и свобод личности.

     Задачами Центра будут являться:

     - выявление запроса на получение социальной, социально-психологической, социально-экономической и иной помощи со стороны неполных семей, учет социально неблагополучных семей, обратившихся за помощью к специалистам Центра, комплексное изучение, анализ и коррекция психолого-педагогических причин их социального и иного неблагополучия;

     - информирование семей о деятельности и возможностях Центра, привлечение к обращению в Центр семей, имеющих проблемы различного характера;

     - оказание разовой и систематической социальной, психологической, психолого-педагогической, юридической, социально-экономической, реабилитационной и иной помощи неполной семье;

     - организация профилактических, обучающих, коррекционных и иных мероприятий для семей и их членов, направленных на преодоление нарушений в сфере семейных отношений и предотвращение асоциального поведения;

     - сотрудничество с различными заинтересованными государственными, общественными, коммерческими и иными организациями и гражданами, привлечение их к решению вопросов социального обслуживания неполных семей;

     - координация усилий городских, районных и иных государственных органов, общественных организаций и т.д. по созданию и совершенствованию системы социально-психологической помощи семье и детям.

     Структура Центра

     Управление Центром осуществляет директор.

     В каждом отделе имеется Начальник отдела.

     Основные функции отделов:

     Информационно-аналитический отдел осуществляет:

     - первичный прием семей и их членов и направление их в соответствующие подразделения Центра;

     - выявление социального запроса и учет семей, нуждающихся в социальной, психологической и иной помощи;

     - распространение информации о задачах и содержании оказываемой Центром помощи, пропаганду предоставляемых Центром услуг, издание листовок, бюллетеней, информационно-просветительских материалов, регулярных и периодических изданий в помощь семье по различным вопросам ее жизнедеятельности;

     Отдел социальной помощи осуществляет:

     - оказание социальной помощи семьям в соответствии с запросом (помощь социально-экономического характера, материальная поддержка, содействие в получении льгот, пособий и компенсаций, натуральной помощи, кредитов, алиментов, улучшении жилищно-бытовых условий и т.п.);

     - консультирование по вопросам самообеспечения семей, семейного предпринимательства, надомных промыслов и т.д.;

    - обеспечение и поддержку формирования благоприятной социальной микро- и макросреды для семей и их членов, обратившихся за помощью;

     - организацию и проведение групповых и массовых мероприятий: семейных праздников, конкурсов, благотворительных акций и т.д.

    Отдел психолого-педагогической помощи и консультирования осуществляет:

     - все необходимые виды психопрофилактических, психодиагностических и психокоррекционных мероприятий в отношении неполных семей, обратившихся за помощью;

     - педагогическое консультирование и помощь;

     - организацию иных видов консультирования по запросу (психиатрическая, наркологическая, медицинская, юридическая и иная помощь).

     Отдел помощи семье в кризисной ситуации осуществляет:

     - оказание круглосуточной диспетчерско-информационной поддержки семье и детям по «горячей» телефонной линии;

     - предоставление экстренной психологической, социальной, юридической и иной помощи семьям в кризисной ситуации с привлечением, при необходимости, любого специалиста Центра;

     - перенаправление семей, выведенных из кризисной ситуации к другим специалистам Центра и в другие соответствующие учреждения города)

    Отдел работы с учреждениями осуществляет:

     - работу по различным вопросам с государственными и негосударственными учреждениями.

     Деятельность Центров данного типа должна привести к уменьшению числа неполных семей, к организации благоприятного психологического климата в неполных семьях, к улучшению положения неполных семей в обществе.

     На наш взгляд, для более эффективной работы Центра социальной помощи неполным семьям необходимо будет создать интернет-портал при данном учреждении, задачами которого будет:

• предоставление информации о деятельности Центра;

• оказание on-line помощи неполным семьям;

• предоставление наиболее полной информации о неполных семьях.

     Таким образом, деятельность учреждения будет направлена на оказание помощи неполным семьям не только в учреждении но и на расстоянии, с помощью интернета. Деятельность Центра будет направлена на улучшение положения неполных семей в обществе, на улучшение качества обслуживания клиентов, на снижение количества неполных семей.

     С одной  стороны, наблюдая тенденцию увеличения  числа неполных семей, в нашей  стране было бы весьма полезным  создавать подобного рода Центры, а с другой стороны это требует  проверку временем, новые затраты, выделение узких специалистов. Поэтому, пока в Республике Беларусь существуют социальные службы общего направления, в которых неполная семья может получать различные виды помощи, может и нет необходимости создавать специализированные учреждения и службы социального обслуживания для такой категории семей, как неполные, так как решать их проблемы можно на базе уже существующих служб при внесении некоторых изменений и расширений функций специалистов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Как говорилось раньше, проблема увеличения численности неполных семей в нашей стране назревает уже давно, но в последнее десятилетие она стоит особенно остро. Нашей властью не до конца осознается масштабность и глубина кризиса семьи и не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации. Хотя на всех этапах своего существования наше государство проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

      В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

      Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.

Государственные пособия, установленные  для одиноких матерей, назначаются  и оплачиваются также вдовам, имеющим  детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.

      Предусмотрена еще одна важная форма помощи одиноким матерям: одинокая мать может поместить ребенка в детское учреждение на воспитание, и имеет право забрать его оттуда.

    Но нельзя рассматривать только материальную сторону выхода из этой ситуации. Прежде всего, надо задуматься, почему же так происходит? Можно ли возродить нуклеарную семью? Ответ на вопрос кроется в самом обществе.

     Д. Попеное, чтобы возродить нуклеарную семью, предлагает восстановить культурное значение добровольной пожизненной моногамии. Вот более эффективные меры:

     1) Обуздать сексуальную революцию;

     2) Содействовать браку;

     3) Усилить внимание культуры к детям.

      Но все-таки не следует забывать, что лучшая борьба с проблемой – это ее профилактика. Система профилактики по сокращению численности неполных семей должна включать в себя:

     - меры, предупреждающие негативные тенденции в сфере устойчивости семьи;

      -меры, нейтрализующие влияние «факторов риска» на стабильность семейных отношений;

      -меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия [18].

      В заключение можно сказать, что, анализируя проведенную работу, я пришла к неутешительным выводам.

     В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Сегодняшняя семья не обладает стопроцентной устойчивостью. Наука ориентирует общество на то, чтобы принимать и понимать разные стили жизни. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных. Здесь я присоединилась к мерам по увеличению численности нуклеарных семей, предлагаемых Д. Попеное.

     Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, согласитесь, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны. Исходя из моей работы, можно сделать вывод, что не всегда неполная, или, лучше выразиться, семья с одним родителем, хуже нуклеарной.

     Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей,  то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» - не синонимы. Все считают, что развод – катастрофа; что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное мнение подстраивается самосознание – как супругов, так и детей, побуждая их считать себя все более несчастными. Большинство детей называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям.

     Такие же выводы мы можем сделать, рассматривая и другие причины, приводящие к появлению таких семей. Все больше появляется женщин, которые сознательно идут на то, чтобы родить ребенка без мужа.

     И, все таки, неполные семьи – это девиация, отклонение от нормы. В таких семьях нарушается процесс воспитания и социализации детей, уменьшается уровень рождаемости из-за материальных трудностей, которые испытывают эти семьи.

      Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. От качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.

      Чтобы грамотно организовать социальную работу с неполными семьями, необходимо учитывать несколько уровней: государственный, областной, местный, уровень отдельной семьи и ее членов. Для усиления адресности, конкретности и действенности социальной работы помощь следует оказывать с учетом особенностей функционирования различных типов неполных семей. Однако основной акцент при организации социальной работы должен быть сделан на местный уровень, так как здесь имеется ряд преимуществ: максимальная приближенность социальных служб и учреждений к месту жительства и учебы членов семьи; возможность оперативной социальной помощи; наличие условий для проведения ранней коррекции и реабилитации членов семьи и т.д.

     В настоящее  время в Республике Беларусь  существуют социальные службы общего направления, в которых неполная семья может получить различные виды социальной помощи. Поэтому, на наш взгляд, внедрять некоторые инновационные формы и методы социальной работы будет целесообразно на базе уже существующих социальных служб при внесении некоторых изменений и расширений функций специалистов по социальной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Алексеева, Л.С. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160с.
    2. Алексеева, Л.С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие / Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
    3. Алексеева, Л.С. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей / Л. С. Алексеева, В. Ю. Меновщиков // Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85.
    4. Анзорг, Л. Дети и семейный конфликт / Л. Анзорг: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
    5. Борисов, В.А. Демография: Учебник для ВУЗов / В.А. Борисов. – М.: Пота Бене Медиа Трейд Компания, 2003. – 344 с.
    6. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
    7. Гурко, Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями / Т. А. Гурко. – М.: Центр общечеловеческих ценностей ,1992. – 178 с.
    8. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: КСП, 1996. – 160 с.
    9. Калабахина, Е.И. Российская неполная семья / Е.И. Калабахина // Теоретический и практический аспект экономического развития. –М.: ТЕИС. – 1997. - С.95.
    10. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева // Социологические исследования. -  2003. - №7. - С. 95-96.
    11. Лангмейер, Й. Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З.Матейчек. - Прага: «Авицениум», 1984. – 335 с.
    12. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: «Речь», 2000. – 150 с.
    13. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – Пенза: ИПК и ПРО , 1994. – 184 с.
    14. Обухова,  Л.Ф.   Детская   психология:   теории,   факты,   проблемы / Л.Ф. Обухова.  -  М.: Тривола, 1998. – 352 с.
    15. Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии / И.И. Осипова //Отечественный журнал социальной работы. – 2005. – №3. – С. 56-65.
    16. Панкова, Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. …доктора философских наук : 09.00.13 : Санкт-Петербург, 2003.-  404 c.
    17. Панов, А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом / А.М. Панов //Социальное обслуживание. – 2005. – №1. – С. 59-75.
    18. Попеное, Д. Как восстановить нуклеарную семью в современном обществе? / Д. Попеное // Вестник Московского Университета (научный журнал). -  2003. - №3. – С.67-70
    19. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Прогресс, 1987. – 424 с.
    20. Синельников, А.Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи / А.Б. Синельников // Семья в России. – 1997. - №3. - С.103.
    21. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
    22. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.
    23. Соловьев, Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования / Н.Соловьёв // Сб. ст.: Отец в современной семье. – Вильнюс, 1998.  – С.
    24. Солодников, В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы / В.В. Солодников // Социологические исследования. — 1994. — № 6. – С. 131-136.
    25. Социальная геронтология: Словарь справочник / Авт.-сост. Н.Ф. Басов. – М.: Академия, 2000. - 242 с.
    26. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. Институт социальной работы. — М.: ,1994. – 78 с. (Институт социальной работы ассоциации работников социальных служб
    27. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.
    28. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Союз,  2007. - 208 с.
    29. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: кн. для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 271 с.
    30. Чорбинский, С.И. Социальная работа и социальные программы в США / С.И. Чобринский. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 485 с.
    31. Шахотько, Л.П. / Л.П. Шахотько // "Вопросы статистики". -  2007. -  № 10. – С. 7-10. Снижение рождаемости как главный из вызовов демографической безопасности Республики Беларусь

Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей