Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
семьи…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В человеческом обществе семья является главной и ничем не заменимой системой социального функционирования человека, важнейшей социальной ценностью, одним из основных институтов. Семья - это своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Она обеспечивает им экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В таком случае большое значение имеет состав семьи, является ли семья полной или неполной.
В настоящее время социальная
защита семьи, в отличие от действующей
прежде системы социального
Это говорит о том, что
настоящее время проблема социальной
защиты семей приобретает
В силу сложившейся социально-экономической ситуации в стране многие неполные семьи имеют серьезные проблемы в своей жизнедеятельности. Одни могут самостоятельно справиться с ними, а другим необходима квалифицированная помощь специалистов. Рост числа неполных семей свидетельствует о том, что будет увеличиваться потребность в социально-психологической помощи таким семьям.
По мнению социолога И.Е. Калабихиной, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Ребенок это замечает с первых же дней обучения в школе, сравнивая себя с одноклассниками. Здесь огромную роль играет отношение педагога. В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому что родитель вынужден, бывает оставлять своих детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, родителю приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей [9, с.95].
Таким образом,
основная задача социальной
В настоящее
время социальная работа
Социальный
патронаж является
Рост числа неполных семей свидетельствует о том, что будет увеличиваться потребность в социально-психологической помощи таким семьям. Поэтому тема нашего исследования звучит следующим образом: «Социальный патронаж неполной семьи как частная технология социальной работы».
Целью нашего исследования является разработка модели социальной работы с неполной семьёй.
Объектом исследования является неполная семья как социальная группа
Предметом исследования является процесс социального патронажа неполной семьи.
Задачи:
1. Проанализировать технологию
социального патронажа как
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.
Гипотеза исследования: социальный патронаж неполных семей будет эффективен, если:
а) будут изучены факторы и социально-психологические особенности неполных семей;
б) будет разработана модель социальной работы с неполной семьёй.
Теоретико-методологическую
базу исследования составили:
диалектический подход к
Теоретическую базу работы обеспечивали труды Л.С. Алексеевой, В.Н. Дружинина, И.И. Осиповой, А.М. Панова, Е.И. Холостовой и др.
Методы исследования предполагали сочетание качественных и количественных социологических методик – анализ статистических данных, включенное наблюдение, содержательный анализ текстов, изучение теории и практики зарубежной и отечественной социальной работы с неполными семьями.
Эмпирическая база курсовой работы складывалась из блока социологических исследований, выполненных при непосредственном участии в анкетировании и массовом выборочном опросе неполных семей.
Глава
1. Теоретические аспекты
1.1. Сущность понятия
«неполная семья» и ее
Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок [28, с.47].
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение моральных норм в области взаимоотношения полов;
- распространение добрачных связей;
- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
- утрата семьей своей производственной функции;
- неподготовленность молодежи к браку;
- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания.
Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин считает проявление у одного или обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье» [8, с. 11].
Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травм, военные действия и т.д.) [28, с.53].
В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. Семья выполняет следующие функции:
- воспитательная функция;
- экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
- эмоциональная функция – удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);
- функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека);
- функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и другие.
Понятно, что в монородительской семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социальные, экономические, педагогические, медицинские и психологические. Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей. Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняют одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе. Таким образом, среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, матери, жены [29, с.76].
Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей