Практика социального патронажа с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Вероника.docx

— 204.11 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты  социального патронажа неполной семьи

    1. Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
    2. Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16                                                                                        
    3. Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28   

Глава 2. Практика социального  патронажа с неполной семьей

    1. Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной 

          семьи……………………………………………………………………...45

    1. Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
    2. Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………72

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В человеческом обществе семья является главной и ничем не заменимой системой социального функционирования человека, важнейшей социальной ценностью, одним из основных институтов. Семья -  это своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Она обеспечивает им экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи. В таком случае большое значение имеет состав семьи, является ли семья полной или неполной.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей  прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к  различным группам населения  и структурированную по разным министерствам  и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать тот факт, что их роль в уровне материального благосостояния семьи  невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в  доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей  тем более эти пособия и  льготы не играют никакой роли в  определении уровня их жизни.

Это говорит о том, что  настоящее время проблема социальной защиты семей приобретает принципиально  важное значение. Сегодня семье, как  никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а  постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации  территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семье и  детям.

     В силу сложившейся социально-экономической ситуации в стране многие неполные семьи имеют серьезные проблемы в своей жизнедеятельности. Одни могут самостоятельно справиться с ними, а другим необходима квалифицированная помощь специалистов. Рост числа неполных семей свидетельствует о том, что будет увеличиваться потребность в социально-психологической помощи таким семьям.

      По мнению социолога И.Е. Калабихиной, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Ребенок это замечает с первых же дней обучения в школе, сравнивая себя с одноклассниками. Здесь огромную роль играет отношение педагога. В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому что родитель вынужден, бывает оставлять своих детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, родителю приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей [9, с.95].

     Таким образом,  основная задача социальной поддержки  данного вида семей видится  в оказании адекватной социальной  помощи и активизации внутренних  ресурсов адаптации к возникшим  условиям, а также в развитии  адресной социальной поддержки  семей с одним родителем. Рассматривая  этот вид семьи как объект  социальной поддержки, следует  подчеркнуть важность создания  благоприятной обстановки для  развития нормальных отношений  внутри семьи, устранение социальной  изоляции, которой они подвергаются  на некоторых этапах своего  развития, гармонизацию внутрисемейных  отношений. Любой тип неполной  семьи, отцовской или материнской,  предусматривает наличие проблем,  требующих при их разрешении  учета личностных особенностей  всех членов семьи и затрат  ресурсов как со стороны государственной  системы социальной поддержки,  так и их собственных.

     В настоящее  время социальная работа располагает  широким спектром технологий, позволяющих  оказывать оптимальную социальную  поддержку всем видам и типам семей: организация социального патронажа семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, где воспитание ребенка лежит на плечах одного родителя, психолого-педагогическое сопровождение семьи и др.

     Социальный  патронаж является своеобразной  поддержкой семьи, попавшей в  трудную жизненную ситуацию, для  мобилизации и поддержки ее  возможностей. Организуется с целью  создания условий, которые помогут  человеку, со временем, самостоятельно  справляться с жизненными трудностями  и проблемами. Патронаж носит  интерактивный характер, направлен  на улучшение физического и  материального благополучия членов  семьи, отвлечение от нежелательного поведения и переживаний.

     Рост числа неполных семей свидетельствует о том, что будет увеличиваться потребность в социально-психологической помощи таким семьям. Поэтому  тема нашего исследования звучит следующим образом: «Социальный патронаж неполной семьи как частная технология социальной работы».

     Целью нашего исследования является разработка модели социальной работы с неполной семьёй.

     Объектом исследования является неполная семья как социальная группа

     Предметом исследования является процесс социального патронажа неполной семьи.

     Задачи:

1. Проанализировать технологию  социального патронажа как частную  технологию социальной работы;

2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;

3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;

4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.

     Гипотеза исследования: социальный патронаж неполных семей будет эффективен, если:

а) будут изучены факторы и социально-психологические особенности неполных семей;

б) будет разработана модель социальной работы с неполной семьёй.

     Теоретико-методологическую  базу исследования составили:  диалектический подход к анализу  института социального патронажа неполных семей как сложной структуры, осмысливаемой в ее взаимосвязях с современным белорусским обществом. Общесоциологическими принципами исследования стали диалектическое единство анализа и синтеза, объективность, системность, историзм, детерминизм.

     Теоретическую базу работы обеспечивали труды Л.С. Алексеевой, В.Н. Дружинина, И.И. Осиповой, А.М. Панова, Е.И. Холостовой и др.

     Методы исследования предполагали сочетание качественных и количественных социологических методик – анализ статистических данных, включенное наблюдение, содержательный анализ текстов, изучение теории и практики зарубежной и отечественной социальной работы с неполными семьями.

     Эмпирическая база курсовой работы складывалась из блока социологических исследований, выполненных при непосредственном участии в анкетировании и массовом выборочном опросе неполных семей.

    

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты социального   патронажа неполной семьи

 

1.1. Сущность понятия  «неполная семья» и ее социально-психологические  особенности

 

 

     Семья во все времена находилась в центре внимания общественности. Особое внимание заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья – это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать- отец- ребенок [28, с.47].

     Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

     - изменение моральных норм в области взаимоотношения полов;

     - распространение добрачных связей;

     - изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

     - утрата семьей своей производственной функции;

     - неподготовленность молодежи к браку;

     - завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

- алкоголизм и наркомания.

     Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Основной причиной нарушения семейных отношений В. Д. Дружинин считает проявление у одного или  обоих супругов «потребностей, которые в детстве не удовлетворялись родителями. Взрослый человек выбирает партнера, с которым ему легче воспроизвести ситуацию, неразрешенную в детстве, вернуться к своим проблемам и конфликтам. Так возникает «невротическая семья»: в ней муж и жена воспроизводят ситуации «непроигранные», «нерешенные» в детстве, но не решают их. Вместе с тем психотерапевты обнаруживают важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье» [8, с. 11].

     Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Обращает на себя внимание тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей в значительной мере также способствует наблюдаемый в последнее десятилетие непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственных травм, военные действия и т.д.) [28, с.53].

     В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов; за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства. Семья выполняет следующие функции:

     - воспитательная функция;

     - экономическая – заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

     - эмоциональная функция – удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

     - функция духовного общения – совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека);

     - функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи и другие.

     Понятно, что в монородительской семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социальные, экономические, педагогические, медицинские и психологические. Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей. Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок-инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие. Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняют одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе. Таким образом, среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, матери, жены [29, с.76].

Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей