Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [12, с. 73-117].
В странах, где профессиональная социальная работа была сформирована значительно раньше, чем в Беларуси, и насчитывает уже несколько десятков лет, сложились собственные эффективные подходы к решению проблем клиентов социальных служб. В США, Великобритании, Германии, Скандинавских и других странах сформировался интересный и полезный для белорусских социальных работников опыт использования различных форм и методов социальной работы, в том числе социального патронажа.
Несмотря на
различия форм, традиций, приверженностей
к тем или иным теоретическим
и практическим парадигмам, в
большинстве стран мира
В практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:
• социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;
• социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, группы бывших алкоголиков или наркоманов и т.д.). Часто социальным работникам приходится работать с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.);
• социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на содействие разного рода локальным инициативам, организацию взаимопомощи и др.
Во всех странах развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении и медико-реабилитационных службах, системах образования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах.
Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.
В США ведется большая работа по социальной поддержке семьи. Одним из направлений такой работы является социальная работа с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги:
• организация
специальных групп
• обеспечение
присмотра за детьми
• создание
при городских центрах
• создание
и поддержка служб защиты
• создание
и инспектирование детских
• развитие
социальных служб помощи детям
в получении образования,
Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию "Родители без партнера". Она объединяет более 210 тыс. человек, большинство которых (65%) разведенные женщины из средних слоев общества. Группы поддержки на уровне социально-территориальных сообществ состоят из 12 — 15 человек. Главные направления работы указанных групп — обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т.д. [30, с.34].
Широко развиты в зарубежных странах Центры семейного воспитания и семейной консультации. Работа в этих центрах имеет преимущественно психолого-педагогический характер и ее основная цель – помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели к нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей и самих родителей. Основная форма работы – беседа, причем, она осуществляется только на добровольной основе. Практикуются и относительно новые формы социально-педагогической помощи семье: непосредственное участие социального работника в жизни семьи, когда по добровольному соглашению с клиентом социальные работники наблюдают жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения специалисты обсуждают вместе с членами семьи и вместе ищут выход из создавшейся ситуации. Эта работа довольно сложна, она требует длительного сотрудничества с семьей и возможна лишь при согласии всех членов семьи. Она используется в тех случаях, когда другие формы консультации и социального обслуживания оказались не очень результативными.
В настоящее время консультативная помощь семье и детям становится все более дифференцированной за счет возросшей специализации социальных работников. Например, в Германии помимо центров семейной консультации, работают специальные консультационные центры для молодежи, для матерей и отцов – одиночек, для детей, употребляющих алкоголь и наркотики, а также детей, совершающих правонарушения, суицид и пр.
Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала действовать в Швеции с 1982года.
Суть
ее в том, что местные
поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет:
1) расширить сеть обслуживания клиента;
2) предотвратить отчуждение родителей и детей;
3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и иметь в качестве образца человека мужского или женского пола;
4) дать родителям возможность провести выходные по собственному усмотрению;
5) поддерживать родителей в их родительской роли.
Контактная модель используется в работе с разными типами семей: неполными, находящимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детей-инвалидов, молодыми семьями. Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением
многочисленных вопросов, которые возникают у лиц, желающих общаться с той или иной семьей.
Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, что можно ожидать от клиента.
В дальнейшей работе с семьями или лицами для контакта используются групповые методы. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего характера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.
Кроме этой формы работы с семьями или лицами для контакта используется обучение в форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают интересующие темы на основе заранее составленного плана [26, с.46-49].
В процессе социального патронажа семей особое значение в Великобритании уделяют начальному этапу работы с клиентом. Представитель патронажной службы (а это, как правило, социальный работник) со дня своего первого посещения клиентов призван создать в семье ощущение безопасности; он дает начало процессам, которые помогают членам семьи преодолеть тревогу, осознать причины, по которым они обращаются к помощи социальных служб и позволяют им вмешиваться в свою жизнь. Патронажный работник должен быть убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить (письменно или устно) свои цели людям, с которыми он собирается работать.
По сложившемуся алгоритму социальные работники обычно встречаются с семьями для первого интервью, затем продолжают работать с ними в группах в агентствах социального обслуживания, которые могут предложить своим клиентам разнообразную профессиональную помощь, включая социальный патронаж.
Первое интервью (беседа) с семьей происходит, как правило, в ее доме. Патронажный работник осматривает дом, в том числе места, не предназначенные для показа чужим людям, обращает внимание на наличие контраста между местами общего и личного пользования, оценивает стиль и способы использования семейного пространства. Это аспект приобретает особую важность, если одной из целей посещения семьи является оценка родительской заботы о ребенке, поскольку, например, контраст между «парадностью» гостиной и убогостью детской комнаты может откровенно свидетельствовать о качестве семейной жизни и стрессах, переживаемых членами семьи.
Значительное место в системе патронажа в Великобритании уделяется работе в междисциплинарной команде, которая может состоять из патронажных (социальных) работников, трудотерапевта, семейного терапевта, психолога, враче, медсестры и других специалистов. Предполагается, что все они работают с одной группой клиентов (то есть создается система, основанная на индивидуальных ценностях и умениях всех, кто может помочь в решении проблем клиента) [7, с.77].
В ряде других европейских стран (Нидерландах, Финляндии, Франции и др.) патронажные службы решают задачи улучшения социального здоровья семей, детей и молодежи, предупреждают социальные кризисы. Патронажная служба оказывает поддержку клиентам, предлагая им набор социальных услуг: уход в дневное время, обслуживание на дому, индивидуальное содействие со стороны социальных работников и других специалистов, привлечение персонального шефа или шефствующей семьи, помощь в организации досуга, в учебе и трудоустройстве.
Во всех обществах возникают социальные проблемы, которые проявляются по-разному. По-разному и сами общества реагируют на них, используя те или иные социальные программы в рамках социальной политики; по-разному и социальные работники используют свой богатый теоретический арсенал при решении тех или иных социальных и личностных проблем.
Знание того, как это происходит в разных странах, помогает избежать лишних расходов на социальные нужды, предвидеть возникновение новых проблем и находить адекватные решения. Именно этим объясняются важность изучения международного опыта социальной работы и возможности его использования даже в странах, значительно различающихся по социальному и культурному уровню.
Таким образом, рассмотрев и отечественный, и зарубежный опыт социально-педагогической деятельности с семьей, можно заключить, что патронаж, прежде всего, способствует коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призван, в целом стабилизировать институт современной семьи, даже если она неполная. Актуальность проблем неполной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке таких семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
2.2. Практика социального сопровождения
неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН
В решении проблем,
с которыми сталкиваются
Рассмотрим практику
социального сопровождения
Центр является государственным учреждением социального обслуживания, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
Основными задачами деятельности Центра являются:
- участие в отслеживании социальной и демографической ситуации, в прогнозировании социальных процессов и выработке предложений по совершенствованию социального обслуживания населения региона;
- выявление и дифференцированный (по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей