Практика социального патронажа с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Вероника.docx

— 204.11 Кб (Скачать)

     Также  могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Консультативная беседа и образовательный тренинг используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы [12, с. 73-117].

     В странах, где профессиональная социальная работа была сформирована значительно раньше, чем в Беларуси, и насчитывает уже несколько десятков лет, сложились собственные эффективные подходы к решению проблем клиентов социальных служб. В США, Великобритании, Германии, Скандинавских и других странах сформировался интересный и полезный для белорусских социальных работников опыт использования различных форм и методов социальной работы, в том числе социального патронажа.

     Несмотря на  различия форм, традиций, приверженностей  к тем или иным теоретическим  и практическим парадигмам, в  большинстве стран мира профессиональная  социальная работа, являясь одной  из разновидностей патронажа, представляет собой довольно устойчивую систему связей со всеми социальными институтами общества.

     В практике большинства стран мира социальная работа общего профиля предусматривает три сферы:

     • социальная терапия на индивидуально-личностном и семейном уровне с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;

     • социальная работа с группами, которые могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные, группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, группы бывших алкоголиков или наркоманов и т.д.). Часто социальным работникам приходится работать с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания и т.д.);

     • социальная работа в общине, по месту жительства, ориентированная на расширение сети социальных услуг, укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на содействие разного рода локальным инициативам, организацию взаимопомощи и др.

     Во всех странах развита и специализированная социальная работа, которой занимаются специалисты в сфере труда и занятости, здравоохранении и медико-реабилитационных службах, системах образования, правозащиты, пенитенциарных учреждениях, вооруженных силах.

     Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

     В США ведется большая работа по социальной поддержке семьи. Одним из направлений такой работы является социальная работа с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги:

     • организация  специальных групп профессионального  обучения для родителей, обеспечение  помощи по трудоустройству;

     • обеспечение  присмотра за детьми работающих  в дневное и вечернее время  родителей;

     • создание  при городских центрах здоровья  служб для незамужних матерей;

     • создание  и поддержка служб защиты детей,  подвергающихся насилию;

     • создание  и инспектирование детских домов,  работа с приемными семьями,  наблюдение за адаптацией ребенка  в новой семье;

     • развитие  социальных служб помощи детям  в получении образования, помощи  родителям в ведении домашнего  хозяйства и т.д.

     Если иметь в виду социальную работу с неполными семьями, то можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию "Родители без партнера". Она объединяет более 210 тыс. человек, большинство которых (65%) разведенные женщины из средних слоев общества. Группы поддержки на уровне социально-территориальных сообществ состоят из 12 — 15 человек. Главные направления работы указанных групп — обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т.д. [30, с.34].

     Широко развиты в зарубежных странах Центры семейного воспитания и семейной консультации. Работа в этих центрах имеет преимущественно психолого-педагогический характер и ее основная цель – помочь семьям или супругам, у которых проблемы взаимоотношений привели к нарушениям в поведении и коммуникабельности у детей и самих родителей. Основная форма работы – беседа, причем, она осуществляется только на добровольной основе. Практикуются и относительно новые формы социально-педагогической помощи семье: непосредственное участие социального работника в жизни семьи, когда по добровольному соглашению с клиентом социальные работники наблюдают жизнь семьи в будничной обстановке. Свои наблюдения специалисты обсуждают вместе с членами семьи и вместе ищут выход из создавшейся ситуации. Эта работа довольно сложна, она требует длительного сотрудничества с семьей и возможна лишь при согласии всех членов семьи. Она используется в тех случаях, когда другие формы консультации и социального обслуживания оказались не очень результативными.

       В настоящее  время консультативная помощь  семье и детям становится все более дифференцированной за счет возросшей специализации социальных работников. Например, в Германии помимо центров семейной консультации, работают специальные консультационные центры для молодежи, для матерей и отцов – одиночек, для детей, употребляющих алкоголь и наркотики, а также детей, совершающих правонарушения, суицид и пр.

     Национальная добровольная программа «Контактная модель работы с семьей» начала действовать в Швеции с 1982года.

        Суть  ее в том, что местные комитеты  социального обеспечения подбирают семьи или отдельных лиц для оказания поддержки другим семьям, находящимся в трудном положении. Подбираемые лица – это обычные люди без профессионального опыта, но умеющие контактировать,

поддержать, помочь другим. Кроме основной цели – оказание поддержки, контактная модель работы с семьей позволяет:

     1) расширить сеть обслуживания клиента;

     2) предотвратить  отчуждение родителей и детей;

     3) дать детям возможность устанавливать отношения с другими взрослыми и иметь в качестве образца человека мужского или женского пола;

     4) дать родителям  возможность провести выходные по собственному усмотрению;

     5) поддерживать родителей в их родительской роли.

        Контактная  модель используется в работе  с разными типами семей: неполными, находящимися в разводе, употребляющими алкоголь и наркотики, имеющими детей-инвалидов, молодыми семьями. Начальный этап работы с семьей или лицами для контакта обычно связан с обсуждением

многочисленных вопросов, которые возникают у лиц, желающих общаться с той или иной семьей.

     Как правило, эти вопросы связаны с мерой активности контактной семьи. Должны ли они сами звонить клиенту или ждать, пока тот сам позвонит? Каким должен быть контакт? Обсуждая эти вопросы, секретарь контактной службы обязательно проясняет и то, что можно ожидать от клиента.

        В  дальнейшей работе с семьями  или лицами для контакта используются групповые методы. Организуются встречи семей или лиц для контакта для совместного обсуждения возникающих проблем. Обычно такие встречи проходят раз в месяц и на них обсуждаются темы общего характера. Отдельные случаи обсуждаются в условиях строгой профессиональной тайны.

        Кроме  этой формы работы с семьями  или лицами для контакта используется обучение в форме вечерних семинаров по определенной теме или в форме кружков. Кружки обычно состоят из группы людей и подготовленного лидера, они встречаются один раз в неделю и обсуждают интересующие темы на основе заранее составленного плана [26, с.46-49].

          В процессе социального патронажа семей особое значение в Великобритании уделяют начальному этапу работы с клиентом. Представитель патронажной службы (а это, как правило, социальный работник) со дня своего первого посещения клиентов призван создать в семье ощущение безопасности; он дает начало процессам, которые помогают членам семьи преодолеть тревогу, осознать причины, по которым они обращаются к помощи социальных служб и позволяют им вмешиваться в свою жизнь. Патронажный работник должен быть убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить (письменно или устно) свои цели людям, с которыми он собирается работать.

     По сложившемуся  алгоритму социальные работники обычно встречаются с семьями для первого интервью, затем продолжают работать с ними в группах в агентствах социального обслуживания, которые могут предложить своим клиентам разнообразную профессиональную помощь, включая социальный патронаж.

     Первое интервью (беседа) с семьей происходит, как  правило, в ее доме. Патронажный  работник осматривает дом, в том числе места, не предназначенные для показа чужим людям, обращает внимание на наличие контраста между местами общего и личного пользования, оценивает стиль и способы использования семейного пространства. Это аспект приобретает особую важность, если одной из целей посещения семьи является оценка родительской заботы о ребенке, поскольку, например, контраст между «парадностью» гостиной и убогостью детской комнаты может откровенно свидетельствовать о качестве семейной жизни и стрессах, переживаемых членами семьи.

     Значительное  место в системе патронажа в Великобритании уделяется работе в междисциплинарной команде, которая может состоять из патронажных (социальных) работников, трудотерапевта, семейного терапевта, психолога, враче, медсестры и других специалистов. Предполагается, что все они работают с одной группой клиентов (то есть создается система, основанная на индивидуальных ценностях и умениях всех, кто может помочь в решении проблем клиента) [7, с.77].

          В ряде других европейских стран (Нидерландах, Финляндии, Франции и др.) патронажные службы решают задачи улучшения социального здоровья семей, детей и молодежи, предупреждают социальные кризисы. Патронажная служба оказывает поддержку клиентам, предлагая им набор социальных услуг: уход в дневное время, обслуживание на дому, индивидуальное содействие со стороны социальных работников и других специалистов, привлечение персонального шефа или шефствующей семьи, помощь в организации досуга, в учебе и трудоустройстве.

     Во всех обществах возникают социальные проблемы, которые проявляются по-разному. По-разному и сами общества реагируют на них, используя те или иные социальные программы в рамках социальной политики; по-разному и социальные работники используют свой богатый теоретический арсенал при решении тех или иных социальных и личностных проблем.

     Знание того, как это происходит в разных странах, помогает избежать лишних расходов на социальные нужды, предвидеть возникновение новых проблем и находить адекватные решения. Именно этим объясняются важность изучения международного опыта социальной работы и возможности его использования даже в странах, значительно различающихся по социальному и культурному уровню.

    Таким образом, рассмотрев и отечественный, и зарубежный опыт социально-педагогической деятельности с семьей, можно заключить, что патронаж, прежде всего, способствует коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призван, в целом стабилизировать институт современной семьи, даже если она неполная. Актуальность проблем неполной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке таких семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

2.2. Практика социального сопровождения

неполной семьи  в Светлогорском ТЦСОН

     В решении проблем,  с которыми сталкиваются неполные  семьи, должно принимать участие  государство на всех доступных  ему уровнях. Это не только  оказание материальной помощи  и дотаций, но и создание специализированных центров по работе с данными семьями.

     Рассмотрим практику  социального сопровождения неполной  семьи на базе Светлогорского  ТЦСОН. 

     Центр является государственным учреждением социального обслуживания, деятельность которого направлена на организацию комплексного социального обслуживания граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Основными задачами деятельности Центра являются:

     - участие в отслеживании социальной и демографической ситуации, в прогнозировании социальных процессов и выработке предложений по совершенствованию социального обслуживания населения региона;

     - выявление и дифференцированный (по категориям) учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;

Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей