Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
- оказание гражданам социально-бытовых, психологических, правовых, консультационных услуг, материальной помощи, содействие в социальной адаптации и реабилитации граждан и оказание иных услуг;
- организация мероприятий по социальной реабилитации семей, инвалидов и пенсионеров;
- организация работы по назначению государственной адресной социальной помощи и признанию граждан малообеспеченными;
- постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- сотрудничество с государственными, общественными и религиозными организациями, включая международные и зарубежные, в решении вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам;
- обобщение и внедрение современных технологий социального обслуживания населения, в зависимости от характера нуждаемости и местных социально-экономических и демографических условий;
- информационно-просветительская деятельность по актуальным вопросам социальной политики и социального обслуживания;
- проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.
Организационную структуру
Светлогорского ТЦСОН можно
Как видим, структурные
подразделения Светлогорского
В решении проблем, с которыми сталкиваются неполные семьи, специалисты по социальной работе применяют разные формы психолого-педагогической помощи: психологическое консультирование, коррекцию межличностных отношений бывших супругов, семейную психотерапию. Специалисты учат родителей организовывать семейный досуг. Важной задачей специалистов является также ликвидация функциональной неграмотности и психолого-педагогическое просвещение родителей. Специалисты по социальной работе взаимодействуют с социальными педагогами, школьными психологами, что способствует повышению эффективности психолого-педагогической помощи родителям и детям из неполной семьи.
Эффективность
Специалист по
социальной работе
Одним из важнейших качеств специалиста по социальной работе является качество профессиональной подготовки и характер практической деятельности специалиста, которые по своей сути являются инновационными, так как эта профессия чрезвычайно широка, сложна и многофункциональна. Она охватывает не одну сферу отношений, как это свойственно большинству профессий, а две: социальный работник действует в сфере «человек и общество» и «человек - человек». Чрезвычайно велика и роль профессионально значимых личностных качеств этого специалиста. Специалист по социальной работе является наиболее эффективной и действенной фигурой реальной и адресной помощи неполной семье. Он выявляет круг и остроту проблем, обстоятельства, которые оказывают деструктивное влияние на жизнедеятельность семьи в целом или родителей и детей в отдельности; разрабатывает программу совместных действий с семьей, принимая во внимание её проблемы и руководствуясь нормативно-правовыми документами; определяет целесообразность той или иной помощи семье; осуществляет мониторинг ее эффективности.
В Светлогорском
ТЦСОН разработана
1) мероприятия по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с проблемами в социальной адаптации, успеваемости и поведении в школе и дома;
2) вопросы профилактики разводов и укрепления семьи;
3) образовательно - просветительная работа с родителями и различными группами специалистов;
4) пропаганда здорового образа жизни и семейной культурно-досугогвой деятельности.
Программа нацелена на повышение уровня функциональной педагогической и социально-правовой грамотности родителей и в целом направлена на преодоление нравственного кризиса неполной семьи и пропаганду здорового образа жизни. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей может осуществляться в двух формах непрерывного образования взрослых: неформального (общение, свободная передача и обсуждение своего и чужого опыта, использование средств массовой информации) и специально организованного обучения (циклы лекций, проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации, тренинги). В данном направлении специалист по социальной работе содействует созданию клубов, групп самопомощи, способствующих объединению неполных семей; участвует в разработке, издании и распространении памяток, бюллетеней, буклетов и других информационно-просветительских материалов по различным аспектам деятельности отделения; принимает участие в организации культурно-массовых мероприятий, проводимых отделением и учреждением.
С 1 марта 2003 года
на базе Светлогорского ТЦСОН
открыт и работает клуб «
В мае 2004 года начал
работу подростковый клуб «
Совместно с ассоциацией
воинов-интернационалистов
Специалисты по социальной
работе Светлогорского ТЦСОН
работают в тесном контакте
со Страковичским детским
Используемые Центром формы и методы работы с неполными семьями актуальны и дают положительные результаты. В то же время проведенный анализ деятельности специалиста по социальной работе Светлогорского ТЦСОН позволяет сделать ряд практических рекомендаций, адресованных как самому Центру, так и другим местным органам самоуправления (в их числе районный отдел образования, отдел внутренних дел, комитет по труду, занятости и социальной защите):
- необходимо более чётко определить функциональные обязанности социальных педагогов и психологов образовательных учреждений и содержание их контактов со специалистами социальной работы;
- привлекать к решению проблем семьи не только специалистов социальной работы, психологов, социальных педагогов, но и социологов, юристов, медиков, дефектологов, логопедов и других специалистов, работающих с семьей и детьми; координировать на уровне территориальных управлений деятельность районных служб помощи семье и различных комиссий, осуществляющих защиту семьи, женщин и детей;
- организовать курсы повышения функциональной педагогической грамотности и психолого-педагогического просвещения родителей при образовательных учреждениях;
- создавать семейные гостиные, спортивные клубы выходного дня, где родители и дети смогут вместе проводить свободное время, приобретать знания, умения и навыки, необходимые для здорового образа жизни и семейного благополучия;
- наладить сотрудничество
с православным и католическим
приходами по духовному
- создать благотворительный проект по оказанию неполным семьям гуманитарной помощи в виде б/у одежды и обуви, а также натуральной помощи (продуктовые наборы, витамины).
Проведенное нами исследование организационно-педагогических условий взаимодействия специалиста по социальной работе с родителями и детьми из неполной семьи позволяет заключить, что на сегодняшний день неполные семьи нуждаются в социальной защите как со стороны государства путём реализации социальной и семейной политики, так и со стороны негосударственных учреждений (общественных организаций, благотворительных фондов, органов местного самоуправления).
Анализ деятельности специалиста по социальной работе и Светлогорского ТЦСОН в целом свидетельствует о том, что помощь неполной семье скоординирована и оказывается своевременно.
В нашем исследовании речь идет не только об упорядоченности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из неполной семьи, направленного на усиление её воспитательной функции, но и об оказании помощи полной семье в трудной жизненной ситуации (например, алкоголизм, материальное неблагополучие, бракоразводные ситуации).
Приоритетным организационным
условием взаимодействия специалиста
по социальной работе с неполной семьей
является разработанная и апробированная
в Светлогорском ТЦСОН программа социального
сопровождения неполной семьи, которая
включает в себя различные необходимые
для этой семьи формы материальной, психологической,
образовательно-
Таким образом, Светлогорский ТЦСОН способен оказывать действенную помощь неполной семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные явления, касающиеся выполнения семьёй её воспитательных функций.
2.3. Модель социального патронажа неполной семьи
Сложности, возникающие при организации социальной работы с неполными семьями, - это свидетельство неэффективности ее традиционных форм и методов. Поэтому, требуется разработка инновационных подходов и технологий к организации социальной работы.
Понятие «социальная
инновация» трактуется как
Чтобы грамотно
организовать социальную
В настоящее
время в Республике Беларусь
существуют социальные службы, в
которых неполная семья может
получить некоторые виды
Изучив некоторый
отечественный и зарубежный
Деятельность Светлогорского ТЦСОН направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей. Но на наш взгляд, необходимо создать специализированные Центры, работающие с определенной группой семей, например с неполными семьями.
Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей