Практика социального патронажа с неполной семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Вероника.docx

— 204.11 Кб (Скачать)

     - оказание гражданам социально-бытовых, психологических, правовых, консультационных услуг, материальной помощи, содействие в социальной адаптации и реабилитации граждан и оказание иных услуг;

     - организация мероприятий по социальной реабилитации семей, инвалидов и пенсионеров;

     - организация работы по назначению государственной адресной социальной помощи и признанию граждан малообеспеченными;

     - постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     - сотрудничество с государственными, общественными и  религиозными организациями, включая международные и зарубежные,  в решении вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам;

     - обобщение и внедрение современных  технологий социального обслуживания населения, в зависимости от характера нуждаемости и местных социально-экономических и демографических условий;

     - информационно-просветительская деятельность по актуальным вопросам социальной политики и социального обслуживания;

     - проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра.

     Организационную структуру  Светлогорского ТЦСОН можно представить  следующим образом:

  • Отделение первичного приёма, информации анализа и прогнозирования;
  • Отделение социальной помощи на дому;
  • Отделение срочного социального обслуживания;
  • Отделение дневного пребывания для инвалидов
  • Отделение социальной реабилитации и адаптации.

     Как видим, структурные  подразделения Светлогорского ТЦСОН  распределены так, что отдельной  структурной единицы по работе  с неполными семьями не существует, но это не мешает вести работу  с данными семьями, поскольку  функции социального сопровождения  выполняет специалист по социальной  работе, который входит в отделение социальной реабилитации и адаптации.

     В решении проблем, с которыми сталкиваются неполные семьи, специалисты по социальной работе применяют разные формы психолого-педагогической помощи: психологическое консультирование, коррекцию межличностных отношений бывших супругов, семейную психотерапию. Специалисты учат родителей организовывать семейный досуг. Важной задачей специалистов является также ликвидация функциональной неграмотности и психолого-педагогическое просвещение родителей. Специалисты по социальной работе взаимодействуют с социальными педагогами, школьными психологами, что способствует повышению эффективности психолого-педагогической помощи родителям и детям из неполной семьи.

      Эффективность функционирования  такой единицы как специалист по социальной работе продиктовано потребностями клиентов (родителей и детей из неполных семей). Сроки оказания помощи должны быть сжатыми, комплексными и адресными. Наличие обратной связи позволяет специалисту прослеживать качественные изменения во внутрисемейных отношениях между супругами, родителями и детьми.

      Специалист по  социальной работе осуществляет  социально-правовое и психолого-педагогическое  просвещение, разрабатывает и  внедряет формы и методы ликвидации функциональной неграмотности родителей по вопросам воспитания детей.

     Одним из важнейших качеств специалиста по социальной работе является качество профессиональной подготовки и характер практической деятельности специалиста, которые по своей сути являются инновационными, так как эта профессия чрезвычайно широка, сложна и многофункциональна. Она охватывает не одну сферу отношений, как это свойственно большинству профессий, а две: социальный работник действует в сфере «человек и общество» и «человек - человек». Чрезвычайно велика и роль профессионально значимых личностных качеств этого специалиста. Специалист  по социальной работе является наиболее эффективной и действенной фигурой реальной и адресной помощи неполной семье. Он выявляет круг и остроту проблем, обстоятельства, которые оказывают деструктивное влияние на жизнедеятельность семьи в целом или родителей и детей в отдельности; разрабатывает программу совместных действий с семьей, принимая во внимание её проблемы и руководствуясь нормативно-правовыми документами; определяет целесообразность той или иной помощи семье; осуществляет мониторинг ее эффективности.

      В Светлогорском  ТЦСОН разработана образовательная  программа «Моя семья - я и ребенок». Программа построена на основе принципов позитивности, высших гуманистических ценностей, развития и саморазвития семьи и её членов, комплексности и адресности социальной помощи, учёта индивидуального опыта развития семьи; она имеет блочно-модульную структуру и состоит из нескольких блоков:

     1) мероприятия по обеспечению психолого-педагогической поддержки детей с проблемами в социальной адаптации, успеваемости и поведении в школе и дома;

     2) вопросы профилактики разводов и укрепления семьи;

     3) образовательно - просветительная работа с родителями и различными группами специалистов;

     4) пропаганда здорового образа жизни и семейной культурно-досугогвой деятельности.

     Программа нацелена на повышение уровня функциональной педагогической и социально-правовой грамотности родителей и в целом направлена на преодоление нравственного кризиса неполной семьи и пропаганду здорового образа жизни. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей может осуществляться в двух формах непрерывного образования взрослых: неформального (общение, свободная передача и обсуждение своего и чужого опыта, использование средств массовой информации) и специально организованного обучения (циклы лекций, проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации, тренинги). В данном направлении специалист по социальной работе содействует созданию клубов, групп самопомощи, способствующих объединению неполных семей; участвует в разработке, издании и распространении памяток, бюллетеней, буклетов и других информационно-просветительских материалов по различным аспектам деятельности отделения; принимает участие в организации культурно-массовых мероприятий, проводимых отделением и учреждением.

     С 1 марта 2003 года  на базе Светлогорского ТЦСОН  открыт и работает клуб «Матуля», на заседаниях которого рассматриваются  вопросы об организации семейного  досуга отдыха детей в летний  период, а также их занятости  в каникулярное время. Сюда  приглашаются специалисты различного  профиля и оказывают консультационную  помощь неполным семьям.

     В мае 2004 года начал  работу подростковый клуб «ОАЗИС»,  целью которого является решение  проблемы общения отцов и детей.  В рамках этого проекта проводятся  мотивационные тренинги по самосовершенствованию  и самопознанию.

     Совместно с ассоциацией  воинов-интернационалистов идёт  работа по открытию военно-патриотического  клуба «Алькор» с целью привлечения  детей из неполных семей для  физического развития и нравственного  воспитания.

     Специалисты по социальной  работе Светлогорского ТЦСОН  работают в тесном контакте  со Страковичским детским приютом  по оформлению детей, оказавшихся  в кризисной ситуации.

     Используемые Центром формы и методы работы с неполными семьями актуальны и дают положительные результаты. В то же время проведенный анализ деятельности специалиста по социальной работе Светлогорского ТЦСОН позволяет сделать ряд практических рекомендаций, адресованных как самому Центру, так и другим местным органам самоуправления (в их числе районный отдел образования, отдел внутренних дел, комитет по труду, занятости и социальной защите):

     - необходимо более чётко определить функциональные обязанности социальных педагогов и психологов образовательных учреждений и содержание их контактов со специалистами социальной работы;

     - привлекать к решению проблем семьи не только специалистов социальной работы, психологов, социальных педагогов, но и социологов, юристов, медиков, дефектологов, логопедов и других специалистов, работающих с семьей и детьми; координировать на уровне территориальных управлений деятельность районных служб помощи семье и различных комиссий, осуществляющих защиту семьи, женщин и детей;

     - организовать курсы повышения функциональной педагогической грамотности и психолого-педагогического просвещения родителей при образовательных учреждениях;

      - создавать семейные гостиные, спортивные клубы выходного дня, где родители и дети смогут вместе проводить свободное время, приобретать знания, умения и навыки, необходимые для здорового образа жизни и семейного благополучия;

     - наладить сотрудничество  с православным и католическим  приходами по духовному оздоровлению  неполных семей;

     - создать благотворительный  проект по оказанию неполным  семьям гуманитарной помощи в  виде б/у одежды и обуви,  а также натуральной помощи (продуктовые  наборы, витамины).

     Проведенное нами исследование организационно-педагогических условий взаимодействия специалиста по социальной работе с родителями и детьми из неполной семьи позволяет заключить, что на сегодняшний день неполные семьи нуждаются в социальной защите как со стороны государства путём реализации социальной и семейной политики, так и со стороны негосударственных учреждений (общественных организаций, благотворительных фондов, органов местного самоуправления).

     Анализ деятельности специалиста по социальной работе и Светлогорского ТЦСОН в целом свидетельствует о том, что помощь неполной семье скоординирована и оказывается своевременно.

     В нашем исследовании речь идет не  только об упорядоченности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из неполной семьи, направленного на усиление её воспитательной функции, но и об оказании помощи полной семье в трудной жизненной ситуации (например, алкоголизм, материальное неблагополучие, бракоразводные ситуации).

     Приоритетным организационным условием взаимодействия специалиста по социальной работе с неполной семьей является разработанная и апробированная в Светлогорском ТЦСОН программа социального сопровождения неполной семьи, которая включает в себя различные необходимые для этой семьи формы материальной, психологической, образовательно-просветительской, консультативно-правовой и культурно-досуговой помощи.

     Таким образом, Светлогорский  ТЦСОН  способен оказывать действенную помощь неполной семье и детям по широкому кругу вопросов их жизнедеятельности, предупреждать многие негативные явления, касающиеся выполнения семьёй её воспитательных функций.

 

2.3. Модель социального патронажа неполной семьи

 

     Сложности, возникающие при организации социальной работы с неполными семьями, - это свидетельство неэффективности  ее традиционных форм и методов. Поэтому, требуется разработка инновационных подходов и технологий к организации социальной работы.

     Понятие «социальная  инновация» трактуется как сознательно  организуемое нововведение или  новое явление в практике социальной  работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющими целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере» [13, с. 122].

     Чтобы грамотно  организовать социальную работу  с неполными семьями, необходимо  учитывать несколько уровней:  государственный, областной, местный,  уровень отдельной семьи и  ее членов. Для усиления адресности, конкретности и действенности  социальной работы помощь следует  оказывать с учетом особенностей  функционирования различных типов  неполных семей. Однако основной  акцент при организации социальной  работы должен быть сделан  на местный уровень, так как  здесь имеется ряд преимуществ:  максимальная приближенность социальных  служб и учреждений к месту  жительства и учебы членов  семьи; возможность оперативной  социальной помощи; наличие условий  для проведения ранней коррекции  и реабилитации членов семьи и т.д. [13, с. 136].

     В настоящее  время в Республике Беларусь  существуют социальные службы, в  которых неполная семья может  получить некоторые виды социальной  помощи. Поэтому, на наш взгляд, внедрять некоторые инновационные  формы и методы социальной  работы будет целесообразно на  базе уже существующих социальных  служб.

     Изучив некоторый  отечественный и зарубежный опыт  социальной работы, нами была  разработана модель социальной  работы с неполной семьей (Приложение  2). Апробировать данную модель возможно и на базе Светлогорского ТЦСОН.

     Деятельность Светлогорского ТЦСОН направлена на оказание помощи всем категориям проблемных семей. Но на наш взгляд, необходимо создать специализированные Центры, работающие с определенной группой семей, например с неполными семьями.

Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей