Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
Источник - [31]
В 90-е годы ХХ столетия в Беларуси произошло существенное снижение количества заключаемых браков и общего коэффициента брачности, что объясняется, прежде всего, изменениями в половозрастной структуре населения страны. В это время в активный бракоспособный возраст вступали те, кто родился в 70-е годы, когда рождаемость была относительно низкой. Кроме особенностей возрастной структуры населения на снижение брачности в 90-е годы оказала влияние социально-экономическая обстановка в стране. Уровень брачности (число зарегистрированных органами ЗАГСа браков в расчете на 1000 человек населения) сократился с 9,7 браков за 1990 г. до 7,3 браков за 1999 год, и до 6,1 браков в 2004 г.
Однако с самого начала XXI века, по мере вступления в активный бракоспособный возраст родившихся в 80-е годы, наметившихся позитивных сдвигов в социально-экономическом развитии страны, а также адаптации молодежи к новым условиям жизни, снижение ежегодного количества заключенных браков прекратилось. К 2009 году интенсивность вступления в брак несколько увеличилась - до 8,3%. При этом уровень разводимости (число зарегистрированных органами Загса разводов в расчете на 1000 человек населения) за 90-е годы увеличился на треть - с 3,4 в 1990 до 4,7 в 1999 году. Затем этот показатель снизился, но в последние пару лет вновь начал расти. В 2009 году общий коэффициент разводимости составил 3,7% [31].
В социологии ситуация развода в семьях с детьми рассматривается как частный случай ситуации социальной. Ее теоретический анализ осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье с детьми как малой социальной группе. Сам развод из явления в прошлом запретного, исключительного трансформировался и стал массовым. Высокий уровень разводимости характерен для многих современных государств [5]. Проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих белорусских семей.
Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака
При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Наблюдается тенденция к снижению нормы брачности. В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца [10].
В последние десятилетия в стране быстро растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 г. таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 г. - 18,6, в 2005 г. - 24,1, в 2006 г. этот показатель снизился до 22,7%. В настоящее время каждый четвертый-пятый ребенок в Беларуси рождается вне зарегистрированного брака.
Наиболее высокая доля рождений вне зарегистрированного брака отмечается у матерей моложе 20 лет (41,1% от всех родившихся у матерей этого возраста в 2006 г.) и у матерей в возрасте старше 35 лет (35-39 лет - 28,5%, 40-44 года - 35,1, 45-49 лет - 31,9%). В средних возрастах доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, значительно ниже (в возрасте 25-29 лет - 18,5%), однако и здесь она довольно высокая. Практически каждое пятое-шестое рождение происходит вне зарегистрированного брака.
Причины рождения детей вне зарегистрированного брака имеют существенные различия по возрасту матери. У самых младших из них основная причина связана в основном с низкой культурой контрацепции. Внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности. В старших возрастах - это в основном результат осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак. Наряду с трудностями подбора брачного партнера, в данном случае сказываются также возросшие требования к браку и брачному партнеру и экономическая независимость женщин.
Существует некоторая дифференциация между городом и селом по уровню внебрачной рождаемости. Среди сельского населения рождение детей вне зарегистрированного брака относительно общего числа рождений происходит гораздо чаще, чем среди городского. В 2006 г. почти каждый третий ребенок, родившийся в сельской местности, был внебрачным, в городской - каждый пятый-шестой. В абсолютном выражении, наоборот, более 63% внебрачных рождений в республике происходит в городах. Вместе с тем свыше 20% детей, рожденных вне брака в сельской местности, приходится на матерей моложе 20 лет. Следует отметить, что высокая доля внебрачных рождений характерна для многих развитых стран мира. Ее уровень в Республике Беларусь в сравнении с этими странами не так и велик. Например, в Швеции он выше 50%.
Высокий уровень разводимости, рост количества детей, рожденных вне зарегистрированного брака, высокая, относительно западноевропейских стран, материнская смертность и смертность молодых мужчин увеличивают количество неполных семей, доля которых уже сейчас составляет 15% [31].
Увеличение смертности мужчин
Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.
По мнению В. Солодникова, само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором – вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п. [24].
Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.
Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.
Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную. Именно через воспитание демонстрируется ценность пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».
Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Во-первых, у отца уравновешенная нервная система. Он меньше отдает распоряжений детям и меньше отменяет их. Во-вторых, воспитателю необходимо обладать достаточно большим объемом разнообразной информации. Объем подобной информации у него чаще всего не меньше, чем у матери, а нередко и больше. В-третьих, для воспитания детей необходимо время, которое воспитатель может уделить непосредственно воспитуемому. Такого времени у отца часто гораздо больше, чем у матери» [29]. Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.
Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.
В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию его со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости.
В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.
В целях выявления основных проблем и потребностей неполных семей, определения состояния и перспективы к патронажу в неполной семье нами было проведено социологическое исследование. Исследование проходило среди женщин, воспитывающих детей в неполных семьях. Общее количество респондентов составило 30 человек. Среди них 10% в возрасте от 18 до 24 лет; 33,3% - 25-29 лет; 40% - 30-34 лет; 16,7% - 35-39 лет.
Респондентам была предложена анкета (Приложение 1), которая состоит из 17 вопросов. Анкета поможет нам выявить причины образования неполных семей, их основные проблемы, степень информированности одиноких матерей о существовании специальных социальных служб помощи, а также поможет определить перспективы к патронажу в неполной семье.
Анализируя
причины образования неполной
семьи, мы заключили, что 60 %
семей стали неполными в
Основные причины
развода в процентном
- отклоняющееся поведение супруг(и)а (алкоголизм, наркомания и т.д.) – 40 %;
- супружеская неверность – 10 %;
- психологическая несовместимость – 16,7 %;
- разногласия в вопросах воспитания детей – 10 %;
- материальное неблагополучие – 13,3 %;
- сексуальная неудовлетворенность – 6,7 %;
- серьезная болезнь супруга(и) – 3,3% (рисунок 2).
Рис.2. Причины развода
На вопрос, нужно ли сохранять распадающуюся семью ради ребенка, лишь 20% респондентов ответили «да». Основная же масса опрошенных (70%) отрицает необходимость сохранения семьи ради ребенка. И лишь 10% затрудняются ответить. Это говорит о том, что сегодня дети не являются тем веским основанием, благодаря которому семья даже в критические моменты сохраняет свою целостность.
Анализируя основные проблемы, возникающие у одинокого родителя, выявили следующую картину:
- недостаток времени для воспитания ребенка – 40 %;
- невозможность организовать совместный досуг – 6,7%;
- недостаток материальных средств для воспитания ребенка – 26,7 %;
- трудности в общении с ребенком – 13,3 %;
- трудности в совмещении родительских, профессиональных ролей – 10 %;
- нарушения в процессе половой идентификации ребенка – 3, 3% (рисунок 3).
Рис.3. Основные проблемы неполной семьи
Вполне предполагаемыми оказались результаты ответов на вопрос значимости внешней поддержки неполной семье. Лишь 26,7% опрошенных матерей уверены, что всегда могут самостоятельно справиться с возникающими трудностями. Остальные опрошенные не столь уверены в своих силах: 60% из них считают, что решить самостоятельно свои проблемы в состоянии лишь «иногда», а 13,3% не способны это сделать без внешней поддержки и помощи.
На вопрос,
к кому Вы предпочитаете
Особенно велики
потребности неполных семей в
материальной и социально-
Рис.4. Потребности неполных семей в профессиональной помощи
Анализируя степень информированности одиноких мам о существовании специальных социальных служб помощи неполной семье, следует отметить, что большинство респондентов (67,7%) знают, что существуют специальные социальные службы, в которых неполная семья может получить социальную помощь, а 33,3% опрошенных ответили, что не знают. Однако, из всех респондентов лишь пятая часть (20%) обращалась за помощью в такие социальные службы.
Таким образом, как показал анализ значимости внешней поддержки неполной семье, респонденты признают необходимость внешней помощи, однако 80% опрашиваемых никогда не обращались в социальные службы:
Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей