Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:11, курсовая работа
Задачи:
1. Проанализировать технологию социального патронажа как частную технологию социальной работы;
2. Определить социально-психологические особенности неполной семьи;
3. Изучить отечественный и зарубежный опыт осуществления социального патронажа;
4. Провести эмпирическое исследование социальных проблем неполных семей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты социального патронажа неполной семьи
Сущность понятия «неполная семья» и ее социально-психологические особенности…………………………………………………………….….7
Анализ проблем и потребностей неполных семей…………………….16
Cущность технологии социального патронажа неполной семьи …..28
Глава 2. Практика социального патронажа с неполной семьей
Отечественный и зарубежный опыт социального патронажа неполной
семьи……………………………………………………………………...45
Практика социального сопровождения неполной семьи в Светлогорском ТЦСОН…………………………………………………56
Модель социального патронажа неполной семьи………………….. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
явно выделилась причина страха человека перед государственной службой. Именно поэтому 86,7% респондентов боятся столкнуться с непониманием. Также 70% опрашиваемых отметили низкую информированность населения о существующих социальных службах, а также услугах, предлагаемых данными службами. Есть и психологические особенности причин: так, например, матери из неполных семей боятся быть признанными беспомощными и не умеющими решать проблемы семьи (40%). Некоторые опрошенные не верят, что кто-то вообще может им помочь, то есть не верят в возможность перемен (13,3%). Среди опрашиваемых есть матери, которые «не хотят выносить сор из избы» (6,7%). 23,3% респондентов умеют справиться с возникающими проблемами и не видят необходимости в помощи.
Отношение респондентов к специалисту по социальной работе выстроилось следующим образом: 26,7% опрашиваемых ответили, что социальный работник является таким же человеком, как и они; 73,3% ответили, что социальный работник – это грамотный специалист. Однако, на вопрос, как бы Вы отнеслись к социальному работнику, выявилась другая картина: несмотря на то, что большинство респондентов воспринимают социального работника как грамотного специалиста, из них лишь только 46,7% отнеслись бы к нему с доверием; 20% отнеслись бы осторожно; 16,7% - безразлично; 16,7% рассказали бы социальному работнику не все, и причинами этого являются ранее описанные (страх столкнуться с непониманием, неверие в возможность перемен и др.).
Результаты проведенного социологического исследования позволяют сделать вывод, что все неполные семьи характеризуются наличием как общих проблем (например, материальные проблемы, трудности в сочетании родительских и профессиональных ролей, проблема организации досуга), так и специфических (например, раздел имущества, спор о месте жительства ребенка – для разведенной неполной семьи). И лишь учитывая данную специфику, можно точно диагностировать проблемы, а также грамотно и эффективно организовывать социальную работу с неполной семьей при условии комплексного использования основных ее технологий.
Актуальность эффективной социальной защиты в отношении данной категории семей определяется тем, что речь идет, прежде всего, о содержании и воспитании значительной части детей. Как говорится в пословице: «Как аукнется – так и откликнется». Это значит, что от качества воспитания детей зависит наше будущее. Воспитывая детей в неполных семьях, прежде всего, нужно опираться на поддержку государства, как с материальной стороны, так и в социальном плане.
Таким образом, не надо пытаться жестко отстаивать свою точку зрения насчет того, что неполная семья – это плохо, надо лояльнее относиться к таким семьям и всячески поддерживать их и помогать им.
Современная
семья призвана не только
Социальная работа в неполных семьях должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов.
Патронаж (от фр. рatrоnаgе - покровительство) - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. (Холостова Е.И.) [22, с. 224].
Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности (Алексеева Л.С.) [1, с. 19].
Патронаж (от лат. раtronus - покровитель) - оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий (Мардахаев Л.В.) [21, с.194].
Патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов (Басов Н.Ф.) [25, с.118].
Таким образом, социальный патронаж можно определить как форму наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист по социальной работе находится в ее распоряжении необходимое количество времени, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть событий. Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Социальный работник организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально.
Принципы социального патронажа
Согласно Л.С. Алексеевой, В.Ю. Меновщикова служба социального патронажа действует на основе следующих принципов:
• системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;
• комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;
• оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;
• укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботится, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;
• приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде;
• уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения). Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности;
• объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;
• дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;
• адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;
• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;
• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;
• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.
Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.
Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий [3, с. 51-54].
Направления социального патронажа
Холостова
Е.И. различает два
Первое направление
основывается на характере тех
действий, которые осуществляют
социальные службы в отношении
семей и детей особого риска.
Оно включает в себя такие
виды патронажа, как
Второе направление
основывается на
Рассматривая первое направление следует отметить, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д.
Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.
Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспитании детей, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.
Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.
Информация о работе Практика социального патронажа с неполной семьей