Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности потребительского поведения с точки зрения маркетинга и рассмотреть специфику экономико-социологического подхода к анализу потребления.
Введение…………………………………………………………………………...3
История изучения потребительского поведения…………………………….5
Социология потребления: основные подходы……………………………..12
Потребительское поведение с точки зрения маркетинга: факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей………………………..28
Молодежь как основной субъект потребления товаров и услуг…………..36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...45
Эта
тема, как считали исследователи,
отражала новую ступень благополучия
в западных обществах в период
пост военной реконструкции. В результате
экономического расцвета произошли серьезные
социально-структурные изменения: сокращение
рабочего дня, рост свободного времени,
увеличение срока обязательного образования
и увеличение (в среднем) количества свободных
наличных денег (disponsable income). Молодежь всячески
поощрялась к веселью, взрослые как бы
постоянно обращались к молодежи: «Веселитесь,
пока вы молоды». Этот новый поворот в
политике по отношению к молодежи объясняется,
прежде всего, тем, что послевоенная молодежь
становится одним из самых «солидных»
субъектов потребительского поведения
на расширяющемся пространстве «нового»
рынка. Рынок молодежных товаров становился,
таким образом, неотъемлемой частью политики
экономического восстановления. Этот
новый подход, реализуемый на государственном,
экономическом и культурном уровнях, не
мог не проявиться и не найти своего специфического
истолкования в социологической литературе.
Заключение.
Для экономической социологии утверждение о том, что у каждого человека свой вкус, столь же непозволительно абстрактно, сколь и утверждение об отсутствии серьезных различий во вкусах между людьми. Ее интерес состоит в объяснении устойчивых, социально и исторически обусловленных различий в потребительских установках между группами людей.
Не может устроить экономсоциолога и сведение потребительских мотивов к использованию функциональных свойств продуктов и услуг. Круг таких мотивов оказывается шире, включая, в том числе, стремление к поддержанию и повышению социального статуса, к вхождению в какие-то общности и дистанцированию от других общностей.
Экономическая социология также не может пройти мимо проблем, порождаемых, символической нагруженностью товаров, без анализа которых невозможно раскрыть характер современных потребительских процессов. В результате, анализируй процесс потребления с экономико-социологической точки зрения, мы переходим от утилитаристской логики удовлетворения личных потребностей к социальной логике классификации и дифференциации, а затем — к логике знаковых обозначений и коммуникации.
Говоря о маркетинге, теперь мы уже в состоянии дать оценку тем многочисленным силам, которые оказывают влияние на поведение потребителей. Выбор индивида является результатом сложного взаимодействия факторов культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя. Многие из этих факторов не поддаются влиянию со стороны деятеля рынка. Однако они оказываются полезными для выявления покупателей с повышенной заинтересованностью в товаре. Другие факторы поддаются воздействию со стороны деятеля рынка и подсказывают ему, как разработать и оценить товар, наладить его распространение и стимулирование сбыта, чтобы вызвать наиболее ответную реакцию потребителей.
На потребительском рынке покупают товары и услуги потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких, как субрынок совершеннолетних молодых потребителей, субрынок людей и др.
Молодежь – составная часть общества, обладающая уникальными социальными характеристиками, являясь своего рода результирующей накопленного социального опыта предыдущих поколений и, одновременно, проекцией его будущего.
Потребительское поведение тесно связано с этапом жизненного цикла индивида и группы, положения в социальной структуре и культурных установок, а молодежь как специфическая социально-демографическая общность имеет ряд особенностей, связанных с указанными выше характеристиками, а значит, и особенным потребительским поведением.
Потребительское поведение тесно связано с такими понятиями как рынок и рыночная экономика. Современное состояние российского потребительского рынка характеризуется его динамичным развитием и формированием определенного культурного пространства, направленного на стимулирование потребления. Рост ценности потребления как такового позволяет говорить о формировании е сегодняшнем обществе феномена потребительства - т.е. шаблоне поведения и стиля жизни, в котором потребление материальных объектов и культурных символов является самодостаточной целью. Современные авторы описывают общество, в котором превалируют ценности потребления, обществом потребления.
Потребительство принято считать болезнью современного общества, но, на взгляд автора, это всего лишь определенный этап его развития. Научно-техническая революция главной ценностью общества сделала нематериальные ценности - время и информацию. Это и будет главным товаром будущей экономики. Собственно, уже и является. И уже сегодняшняя молодежь будет главным их потребителем.
Итак,
рассмотрев особенности потребительского
поведения с точки зрения маркетинга и
рассмотрев специфику экономико-социологического
подхода к анализу потребления, я считаю,
что в данной работе были успешно реализованы
все цели и задачи.
Список литературы.