Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 22:30, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности потребительского поведения с точки зрения маркетинга и рассмотреть специфику экономико-социологического подхода к анализу потребления.
Введение…………………………………………………………………………...3
История изучения потребительского поведения…………………………….5
Социология потребления: основные подходы……………………………..12
Потребительское поведение с точки зрения маркетинга: факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей………………………..28
Молодежь как основной субъект потребления товаров и услуг…………..36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованных источников…………………………………………...45
Включаясь в потребительскую гонку, человек стремится больше зарабатывать. Соответственно, возрастает его рабочее время и вместе с тем постепенно уменьшается свободное время, в результате сокращаются возможности для потребления. Получая один (денежный) ресурс, человек лишается другого (временного) ресурса. В этом отношении чтобы нормально потреблять, человеку приходится отказываться от части своих потребительских притязаний.
Параллельно с нарастанием зависимости от экономического положения, изменяются многие жизненные установки. Когда процесс приобретения все новых благ становится самоценным, замыкается на самом себе, превращается в центр человеческой деятельности, возникает явление потребительства, связанное с односторонней зависимостью от вещей и безудержным желанием их
приобрести. Характерно, что эта зависимость от вещей переживается человеком как подлинная свобода. Процесс отчуждения уже не проявляется на субъективном уровне.
В
условиях общества потребления «суверенитет
потребителя», очерченный в рамках неоклассической
экономической теории, во многом оказывается
мнимым. При всей видимой свободе выбора,
потребитель становится зависимым от
возрастающего и умело структурированного
предложения товаров и способов их продвижения
(навязывания) продавцом посредством рекламы
и раскрученных брэндов.
Потребление как инновационный процесс.
Не
стоит воспринимать сферу потребления
исключительно как область
Потребительская деятельность, таким образом, сопряжена не только с экономическим выбором способов использования ограниченных ресурсов, она также превращается в творческий процесс освоения вещи или услуги. Применительно к пространству стилей жизни, этот процесс неплохо описывается с помощью метафоры фронтира – двигающейся пограничной области между освоенным и неосвоенным, доступным и недоступным, элитарным и массовым. Каждый продукт или услуга проходит через цикл своего освоения, включающий пять основных стадий:
Распространение инноваций имеет свои закономерности. Оно происходит, как правило, «сверху вниз». Потребление нового типа продуктов и услуг начинается с относительно узких элитных групп. Эти группы обладают либо специфическим человеческим капиталом в виде знаний и навыков, позволяющих делать то, что большинству пока недоступно, либо более весомым экономическим капиталом, обеспечивающим эффективный доступ к ресурсам, которого лишена основная масса населения. Затем двигающийся фронтир захватывает более широкие средние классы общества, для которых приобщение к инновации становится практической проблемой и объектом сетевой коммуникации. Осваивая новые вещи и формы деятельности и превращая их в нечто привычное и обыденное, представители средних классов транслируют их дальше – более массовым слоям населения.
Из
сказанного ясно, что инновационные
практики – явление относительное
и преходящее, они не привязаны к конкретным
продуктам и услугам. То, что вчера было
инновационным, завтра станет совершенно
обыденным. Из разряда экзотики (для богатых
и «высоколобых») новые потребительские
практики переходят в разряд распространенных,
а затем некоторые из них становятся повсеместными.
Инновационность затухает в одних предметных
формах, чтобы тут же вспыхнуть в других.
Характерной приметой времени становится
постоянное ускорение
инновационного цикла.
Период освоения товара сокращается с
нескольких десятилетий до нескольких
лет, а по отдельным моделям – до нескольких
месяцев. Фронтир инновационности двигается
все быстрее, и потребительская гонка
набирает темп.
3. Потребительское поведение с точки зрения маркетинга: факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.30
Одной из основных его целей является изучение поведения субъектов рыночной экономики для успешного продвижения товаров и услуг на рынке.
Желание узнать, чего же на самом деле хотят потребители, и что влияет на их поведение, становится в последние годы буквально навязчивой идеей маркетологов из многочисленных торгующих структур.31
Можно сказать, что маркетинг включает в себя разработку технологий реакции фирмы на поведение потребителей. Важное место в разработке теории современного маркетинга принадлежит Ф. Котлеру. По его мнению, потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка.
Факторы культурного порядка.
Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня. Рассмотрим, какую роль играют культура, субкультура и социальное положение покупателя.
Факторы социального порядка.
Поведение
потребителя определяется также
и факторами социального
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи: родители индивида, супруг и дети.
Факторы личного порядка.
На решениях покупателя сказываются и его внешние характеристики, особенно такие, как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе.
Факторы психологического порядка.
На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.
Теория мотивации Фрейда. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Иными словами «люди часто не знают чего хотят»38.
Исследователи
мотивации сделали ряд
Теория мотивации Маслоу. Он утверждал, что врожденные потребности человека выстраиваются в следующую иерархию:
Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.40