Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение процесса политической социализации молодежи в современном обществе, а также определение основных проблем политической социализации молодежи в России.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи: дать определение политической социализации, рассмотреть проблемы, влияющие на политическую социализацию.
Введение
Важное место занимает политическая социализация как процесс формирования
политического сознания, политических взглядов, политического участия и
поведения, составляющих политическую культуру гражданина. Политическая
социализация является результатом и одновременно фактором политического
суверенитета и гражданского самоопределения. Современные социальные и
политические концепты общественного развития обуславливают новые
принципы, направления, формы и методы трансляция политических
ценностей и стандартов политической действительности, равно как и
формирования субъектов политической системы. Это отражено в
теоретическом и практическом поле политической социализации, которая
выступает
как целостный политико-
В современных мировых, национальных, региональных и местных процессах политической социализации особое место занимает такая демографическая группа как молодежь. Политическая социализация молодёжи не только как результат, но и как фактор конструирования политических процессов, отношений и институтов необходима для развития и воспроизводства политической системы общества.
Целью работы является рассмотрение процесса политической социализации молодежи в современном обществе, а также определение основных проблем политической социализации молодежи в России.
Исходя
из цели, сформулированы следующие
задачи: дать определение политической
социализации, рассмотреть проблемы, влияющие
на политическую социализацию.
Основное
определение политической
социализации
Политическая
культура выступает важным фактором социализации
личности, ибо социализация – это процесс,
с помощью которого политическая культура
передается, а также приобретается и изменяется.
Под политической социализацией понимается
также совокупность процессов становления
политического сознания и поведения личности,
принятия и исполнения политических ролей,
проявления политической активности.
Иными словами, под социализацией понимается
процесс обучения человека нормам, отношениям
и поведению, предпочтительным для существующей
политической системы1.
Политическая
социализация может быть представлена
и как способ регулирования и
воспроизводства политических отношений.
В процессе социализирующих действий
через ее агентов задаются и легитимируются
определенные образцы политического
поведения и политической активности,
политической культуры и политического
сознания. Короче говоря, политическая
социализация – это вступление личности
в политику: формирование политических
представлений, ориентаций и установок,
приобретение навыков политического участия,
врастание в определенную политическую
культуру.
Почему
в демократическом обществе политической
социализации придается большое
значение? Это связано, прежде всего,
с тем, что при нормальном процессе
политической социализации в обществе
обеспечивается преемственность в передаче
от поколения к поколению политических
установок и ценностных ориентаций. Американские
политологи называют этот процесс "культурной
трансмиссией". Далее, при нормальном
процессе политической социализации осуществляется
подготовка к реализации прав и обязанностей
гражданина, к плавному вхождению человека
в общественно-политическую жизнь. Как
уже отмечалось, благодаря политической
социализации, в конечном счете, ставится
цель обеспечить политическую стабильность,
равновесие и устойчивость политической
системы.
Наконец,
что касается роли социализации в
регулировании и
Все изложенное
позволяет сделать вывод о
том, что социализация человека в
сфере политики представляет двусторонний
процесс. С одной стороны, она
включает передачу индивиду существующих
норм, ценностей, традиций, знаний, образцов
политического поведения и ролей, с другой
– преобразование их в свои собственные
ценностные ориентации и установки. В
итоге формируется социально-политическая
зрелость индивида и способность участвовать
в политических процессах.
Таким
образом, в результате политической
социализации индивидуум приобщается
к политической культуре, формирует
свою политическую ориентацию, усваивает
правила и нормы политического
поведения. Они становятся для него
той самой опорой, которая формирует стиль
его политической деятельности. В этом
смысле социализация выступает как процесс
политического формирования и политического
воспитания человека.
Подытоживая
все сказанное, политическую социализацию
можно определить как процесс вовлечения
личности в политику и функционирования
в ней. В этом процессе человек обретает
познания, представления, связанные с
существующей политической системой,
вырабатывает свое отношение к ней. Различные
формы политической ориентации вплетаются
в сознание индивидуума и его эмоциональную
сферу по мере того, как он приобретает
опыт из области политики и государственной
деятельности. Такая ориентация может
складываться постепенно, под воздействием
сознательных усилий других членов политического
сообщества или же незаметно, под влиянием
различных событий в жизни индивида.
Социализация
как процесс может
Каждому
историческому типу политической социализации
соответствует определенный идеал "политического
человека", степень вовлеченности его
в политику, степень активности, развитости
политического сознания, идентификации
с политическими партиями, группами, организациями
и т.д. Этот идеал отражается в теоретических
концепциях политологов и в практике вовлечения
людей в политическую жизнь.
Итак, социализация
ставит перед собой две главные
задачи. Первая – привить людям
устойчивые образцы поведения, что
способствует укреплению власти, порядка
в обществе, его интеграции и предотвращению
отклонений от признанных обществом норм
и образцов. В таком понимании политическая
социализация предполагает жесткую зависимость
индивидов от социальных стандартов. В
свою очередь, это несет в себе потенциальную
угрозу самостоятельному развитию личности,
ведет к подчинению ее власть имущим. Это
характерно для тоталитарных и авторитарных
обществ.
Однако
социализация предполагает и другую
установку, которая также вытекает
из объективной потребности
Американские
политологи различают социализацию
горизонтальную и вертикальную. Под
вертикальной политической социализацией
они подразумевают передачу политико-культурных
ценностей от старшего поколения к младшему,
от дедов к отцам и сыновьям. Горизонтальная
социализация осуществляется в пределах
одного поколения – братьев, сестер, одноклассников,
среди равных, среди друзей. Иными словами,
представители одного поколения тоже
влияют друг на друга.
Люди, живущие
в обществе, должны уметь приспособиться
к политическим, культурным и социальным
институтам, которые они унаследовали
(по вертикали), а также уметь приспособиться
друг к другу в настоящее время (по горизонтали).
Говорят, человек "хорошо подготовлен"
к жизни, если он приспосабливается ко
всеобщей модели гармонично, и "плохо
подготовлен", если он отклоняется от
определенных стандартов.
Все это
говорит о том, что если политическая система
хочет сохранить себя, существующее поколение
должно повториться в младшем поколении.
Это вертикальная стабилизация устойчивости
политической системы. В стабильном обществе
у членов правящей верхушки существует
сходство взглядов. Функция социализации
– движение к гармонии взглядов и поведения
данного поколения.
Существуют
два уровня политической социализации.
Первичный – уровень ближайшего
окружения, в первую очередь семья,
круг знакомых и т.д. И вторичный
уровень политической социализации, на
котором человек включается в систему
политических отношений, – это его взаимодействие
с себе подобными в рамках государственных
структур и различных негосударственных
организаций.
Принято
считать, что политическая социализация
осуществляется на трех уровнях личности:
биологическом, психологическом и социальном.
Биологический уровень личности оказывает
немаловажное воздействие на сознание
человека и его политическое поведение.
Среди элементов этого уровня следует
выделить наследственность, темперамент,
пол, возраст, состояние здоровья и т.д.
Например, свойства нервной системы, темперамент
придают индивидуальное своеобразие политическому
поведению не только отдельной личности,
но и масс в целом.
Такие
элементы, как эмоции, воля, память,
способности, мышление, характер составляют
психологический уровень в структуре
личности и оказывают влияние на политического
сознание и поведение человека. Скажем,
без воли как наиболее осознанного психологического
элемента невозможно личности добиться
целей в любой сфере деятельности. В политике
же воля – это не просто упорство в достижении
поставленных целей, но и способность
встать над личными пристрастиями, симпатиями
и антипатиями, а также групповыми интересами.
Социальный
уровень социализации человека характеризуется
мировоззрением, его интересами, целями,
ценностными установками и ориентациями.
Они усваиваются индивидом в процессе
воспитания и непосредственно определяют
его политическое поведение.
Общеизвестно,
что социализация сопутствует человеку
всю сознательную жизнь. Приобретенные
политические представления и установки
не остаются неизменными, они видоизменяются
и корректируются под воздействием личного
политического опыта.
Нынешний
переломный период в развитии нашей
республики оказывает на политическую
социализацию весьма противоречивое воздействие.
С одной стороны, в целях стабильности
общество нуждается в усилении интеграционных
связей, в том числе между поколениями,
с другой – рушатся многочисленные стереотипы
и догмы прошлого, происходит отрицание
норм тоталитарно-авторитарной политической
культуры.
Через
какие стадии происходит процесс
политической социализации? Некоторые
политологи выделяют четыре этапа: дошкольный,
школьный, трудовой и посттрудовой
периоды, другие – три: начальный этап,
этап зрелости и пенсионный.
На начальном этапе, в детском возрасте, происходит первое знакомство с такими понятиями, как власти, закон, государство, права и обязанности и др. Естественно, что это знакомство происходит в кругу семьи, в школе, в соответствующих возрастных группах. Своеобразие данного этапа состоит в том, что образное восприятие политической действительности преобладает над рациональным, поскольку воспитание детей обращено преимущественно к чувствам. Американские политологи Истон и Деннис выделяют на этом этапе четыре периода в социализации детей:
1) политизация,
то есть восприимчивость к
политике; 2) персонализация, когда какие-нибудь
авторитетные фигуры служат
Следующий
этап – это период сложившихся
политических представлений и предпочтений
индивида. Это также наиболее деятельностный
этап. Человек стремится выразить,
реализовать себя в различных
видах деятельности, в том числе
и политической. В этот период еще возможна
корректировка взглядов и убеждений личности
под влиянием среды или изменившихся условия
жизни.
Третья
стадия связана чаще всего с отходом
индивида от активной политической и
иной деятельности, с мировоззренческой
косностью и негибкостью мышления. На
этом этапе процесс политической социализации
замедляется, усиливается критическое
отношение к политическим новациям и реформам.
Информация о работе Политическая социализация молодежи в современном обществе