Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение процесса политической социализации молодежи в современном обществе, а также определение основных проблем политической социализации молодежи в России.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи: дать определение политической социализации, рассмотреть проблемы, влияющие на политическую социализацию.
возрастных групп. Молодежь Европы, составляющая 1/3 ее населения, уже
сейчас
не разделяет ценностей
отношения к природе и другим людям. Ее называют поколением
«постматериалистического образца». Именно эта молодежь является базой
альтернативных движений.
Исходя
из этого высказывается
соответствующих социальных процессов приведет к ненужности революционного
переустройства западного общества.
2. Постановка
и разработка проблемы
личности» (П.Снидерман, А.Никельс, X.Маклосски и др.). Ими предложена
теоретическая модель личности, которая в ходе политической социализации
оснащается такими качествами, как терпимость, способность к компромиссам,
свобода от тревожности и бессознательной враждебности. В своей совокупности
они позволяют личности вписаться в демократическую политику.
Разработкой проблем политической социализации занимаются также
представители теорий психоанализа. Они ставят задачу исследования
бессознательных пластов психики. Развивая идеи Фрейда о трансформации
индивидуальных мотивов в процессе социализации, делают вывод об истинных
причинах политического поведения - бессознательных, которые камуфлируются с
помощью общественного интереса.
С точки зрения психоанализа, основа личности закладывается до 3-летнего
возраста, затем только высвечивается под воздействием обстоятельств. С этих
позиций политическую социализацию можно редуцировать к нескольким первичным
детским моделям, складывающимся под влиянием семейной социализации.
Представители психоанализа исследуют фигуру лидера, рядовых участников
политического процесса, механизм подавления личности силами государственной
машины и т.д. Ими сделан вывод о двух типах личности: авторитарной и
конформистской.
Авторитарная личность - результат жесткой дисциплины и подчинения
ребенка главе семьи и низкого уровня образования.
Конформистская личность - личность марионетки политически
социализированная по законам такой власти, которая подавляет человека.
Психоанализ ищет такие формы политического поведения, которые смогли бы
вернуть личность к самой себе, снять политическое отчуждение. Например,
возврат к иррациональным формам бытия («сексуальная революция» у В.Райха,
партизанская война в «третьем мире» и студенческий бунт в разных странах
Запада
у Маркузе, Дебре, наркотические
опыты индивидуального
Лириа).
Исследуя этноцентризм, шовинизм и национализм, представители левого
психоанализа сделали очень важный вывод, что любая отрицательная установка,
основанная на неприятии той или иной нации, разрушительна для самой
личности и приводит к трагическим последствиям в политике.
Положительно
оценивается поиск
политической социализации, которые позволяли бы формировать в личности
самостоятельность мышления, демократические ценности, освобождали бы от
авторитарного наследия.
Политический психоанализ является одним из немногих современных
западных теоретических направлений, который ставит вопрос о целостном
изучении человека, включая рациональные, бессознательные и эмоциональные
компоненты политического сознания и поведения личности.
Несколько
особняком стоит школа
которых магистральным направлением, интегрировавшим изучение политической
социализации, является политическая дидактика. Через политическое
образование ученые пытаются выработать основания для гармоничного вхождения
молодого гражданина в реальный мир, используя максимум возможностей,
которые дают школьная система, а также конфессии, партии, фонды, СМИ.
Политическая дидактика под влиянием изменений в обществе и конкуренцией
внутри дисциплины прошла несколько этапов, связанных со сменой политико-
дидактических парадигм: партнерства, конфликта, цели, педагогики ценностей.
Как справедливо отмечает А.И. Щербинин, «в историческом опыте развития
политической дидактики на Западе есть немало интересного и поучительного
для нас, поскольку проблема политического образования для России остается
открытой, давая основания для невеселого сравнения нашего общества с
веймаровской «демократией без демократов».
Советские исследователи работали в рамках марксистской парадигмы
социализации. По К. Марксу «социализация не есть механическое наложение на
индивида готовой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект»
социализации, является в то же время субъектом общественной активности,
творцом общественных форм». При этом, как подчеркивает К. Маркс,
«изменяются не только объективные условия... изменяются и сами
производители, вырабатывая новые качества, развивая и преобразовывая самих
себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления,
новые способы общения, новые потребности и новый язык».
По-другому говоря, не только общество «творит» себе подобное
политическое существо, но и человек «творит самого себя, окружающих,
общество».
Однако
в условиях политического и
исследователи не могли в полной мере реализовать потенциал этой концепции.
Дело свелось к управляемому процессу коммунистического воспитания личности.
Комплексный подход к изучению политической социализации характерен в
целом для современных российских ученых, хотя в работах превалирует влияние
западных
концепций.
Проблемы политической социализации молодежи.
В начале XXI в. у молодежи больше возможностей участвовать в общественной и политической жизни своих стран, чем когда-либо прежде, в том смысле, что имеется больше демократии в большем количестве стран, чем когда-либо в человеческой истории. Тем не менее, как показывают исследования, демократизации общественно-политической среды и либерализации избирательного законодательства недостаточно, чтобы на самом деле расширить возможности для занятия активной гражданской позиции молодежью, ее включения в общественно-политические процессы, повышения явки молодых избирателей на национальные и местные выборы. Данная ситуация может иметь несколько альтернативных объяснений. Во-первых, незавершенность перехода к демократическому устройству, и не сложившиеся демократические формальные и неформальные институты, ограничивающие возможности выбора молодежью. Во-вторых, молодые люди могут занимать более пассивную гражданскую позицию, вследствие недостаточного политического опыта, и слабой социальной и политической сплоченности. В-третьих, укрепление демократических институтов и рост материального благосостояния, как показывает опыт ряда стран, могут оказать негативное влияние на понимание молодежью участия в общественно-политических процессах своей страны как гражданской обязанности.
Устойчивый социально-экономический рост и политическая стабильность России в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от успешности включения наиболее «ресурсных» социальных групп в процессы обновления и модернизации общественно-экономической системы страны. В этой связи необходимо изучить инструменты и условия включения этих групп вносить существенный позитивный вклад в решение задач перехода к общественно-экономической системе нового типа, брать на себя ответственность и участвовать в процессах принятия решений на различных уровнях.
Политические активная молодежь является «стратегическим резервом» общества, поставившего задачи обновления и модернизации – построения «умной экономики» и «умной политики» в условиях неоднородного и многомерного социокультурного и экономического пространства. За молодежью традиционно признается ведущая роль в реализации социальных и политических соглашений, ненасильственных движений.4 В докладах международных организаций подчеркивается, что «… молодежь является не только лидерами завтрашнего дня, но фактически потенциальными лидерами на сегодняшний день, им необходимо быть услышанными, а их усилия внести вклад в развитие окружающего их мира необходимо поддерживать»5. В Докладе о мировом развитии Всемирного банка «Развитие и новое поколение» отмечается, - «молодость – тот период жизни, когда к человеку начинают прислушиваться и ему предоставляют слово за пределами семьи. … Желание и способность воспользоваться этими правами и осуществлять другие гражданские отношения формируются на ранних этапах жизни и, будучи сформированными, сохраняются, как правило, на долгие годы». Авторы Доклада предостерегают, что при невозможности активного участия молодежи в общественной жизни ее недовольство может перерасти в насилие и привести к экономической и социальной нестабильности, став искрами, которые могут разжечь тлеющие в течение продолжительного времени конфликты6.
В этом плане знаковым можно считать, высказывание нового Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе А. Хлопонина, что «привлечение инвестиций в регион - задача «не слишком сложная и где-то второстепенная», а на первом месте - люди». В том числе молодежь, вывод ее из влияния «непересекающихся, независимых, автономных, а тем самым контрпродуктивных режимов сосуществования этнополитических элит и кланов» и включения в естественные социальные и политические процессы.
Тем самым вопросы включения молодежи в политическую систему государства и политическая социализации молодежи приобретают важное и, можно сказать, судьбоносное для будущего страны значение. Данный вопрос активно обсуждается в отечественной и зарубежной политологии и социологии7. Однако учитывая, что «Регионы в России не похожи друг на друга, традиции и социальная структура каждого из них уникальны и неповторимы, но нет ни единой территории, где все до единого жители имели бы одинаковые политические предпочтения», работа над задачами политической социализации молодежи в России должны не сходить с повестки дня, необходимо осуществлять непрерывный поиск и совершенствование инструментов и институтов политической системы.
Информация о работе Политическая социализация молодежи в современном обществе