Политическая социализация молодежи в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса политической социализации молодежи в современном обществе, а также определение основных проблем политической социализации молодежи в России.

Исходя из цели, сформулированы следующие задачи: дать определение политической социализации, рассмотреть проблемы, влияющие на политическую социализацию.

Файлы: 1 файл

Политическая социолгия.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Политическая  социализация рассматривается как  процесс интеграции индивидов в  политическую систему. При всем многообразии определений политической социализации, ее сущность сводится к «введению  индивида в политическую культуру», которую политолог и культуролог Г. Алмонд рассматривал как политические ориентации индивидов «относительно политической системы и ее разных частей, и позициям относительно собственной роли в этой системе»8. Содержанием этого «введения в политическую культуру» является «процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позицию и поведение индивидов в политической системе общества».

Политическая  система в современном понимании  – это достаточно широкое понятие. Оно включает в себя все фундаментальные  институты государства, в том  числе суды, правоохранительные структуры, правительственные учреждения, то есть исполнительно-распорядительную власть, комплекс федеративных отношений, структуры гражданского общества, партии, естественно9.

В современных  исследованиях ведущими институтами  и агентами политической социализации российской молодежи рассматриваются: система образования, средства массовой информации, органы государственной власти, общественные и политические организации, церковь и семья. 

Из традиционных институтов политической социализации молодежи наиболее действенными продолжает оставаться система образования и семья.

В последние  годы важную роль в воздействии на политическое сознание и поведение  современной российской молодежи начинают играть политические институты и  агенты политической социализации: органы государственной власти, политические партии, общественные организации, общественные деятели и политическая элита.

Среди институтов политической социализации, ведущие позиции начинают занимать политические партии. Это является следствием усиления влияния политических партий, в том числе и на региональном уровне. По оценке Президента РФ Д.А. Медведева, «Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные»10. Тем не менее, роль и используемый политическими партиями инструментарий политической социализации различны, что, по всей видимости, зависит как от политического веса, той или иной партии, так и политических целей преследуемых партиями.

Так среди  политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, только в Уставе Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в качестве одной из задач формулируется задача ведения работы с молодежью, привлечение ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствование формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию Партии11. В учредительных документах «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР задача политической социализации молодежи не рассматривается как специальная задача, и соответственно отдельное направление работы партии, и формулируется в общем плане как - «политическое образование и воспитание граждан, формирование политической и правовой культуры в обществе» («Справедливая Россия»), «политическое образование и воспитание граждан» (КПРФ, ЛДПР)[14].

Данные  формальные нормы находят отражение и в реальной действительности, - так партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в реализации молодежной политики опирается на специально организованные формальные институты, призванные способствовать решению партийных задач на различных уровнях - Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России» и молодежное общественное движение «Наши», примененяя специальные технологии – некоммерческое партнерство «Центр социально-консервативной политики», реализующее образовательную программу «Школа российской политики». Цель и инструментарий данной образовательной программы – «содействие формированию нового поколения российских граждан, способного решать задачи развития России и сохранения мира в современных условиях» направлены на решение проблемы политической социализации молодежи.

Формулирую  эту тему в категориях НИЭТ можно  констатировать, что в процессе политической социализации молодежи в России преимущественно  участвуют формальные институты. По нашему мнению, формальные институты  политической социализации молодежи необходимо дополнить неформальными институтами, не связанными на прямую с ведущими государственными, политическими и общественными институтами, а действующие на пересечении их интересов, интегрируя их в едином пространстве для достижения синергетического эффекта.

Под неформальными  институтами политической социализации молодежи мы понимаем неформальные социальные партнерства, не обладающие официальным  статусом и юридическим лицом  и реализующим инициативы в сфере  политической социализации молодежи. Как правило, неформальное социальное партнерство представляет собой инициативную проектную группу12. Ключевыми преимуществами данного субъекта является, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри общества, во-вторых, адекватность организационной формы современным предпочтениям молодежи, т.к. гибкая структура позволяет выбрать любую конфигурацию, самостоятельно определять свой статус в проекте – доминирование горизонтальных связей, выбирать направления работы, в-третьих, широкое использование в реализации проекта информационно-коммуникационных технологий, в том числе социальных сетей в Интернете, в-четвертых, низкие материальные и финансовые издержки реализации и высокие социальные преференции.

Этими качествами данная форма отличается от формальных институтов политической социализации молодежи, характеризующимися жесткой партийной или корпоративной дисциплиной, вертикальной иерархией, заданными сверху целями и инструментарием, санкциями.

Хотя  неформальные институты обладают серьезными недостатками, вытекающими из их преимуществ – жизнеспособность проекта от готовности и способности участников проектной группы налаживать неформальные отношения, слабость санкций.

Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что эффективность таких неформальных социальных партнерств в политической социализации молодежи зависит от их способности интегрировать в единое поле и сбалансировать интересы «стратегических игроков» в сфере молодежной политики – органы государственной власти, высшие учебные заведения, общественные объединения и политические партии.

В рамках данного партнерства каждый «стратегический  игрок» выполняет свою функцию: органы государственной власти – финансовые, материальные и административные ресурсы, высшие учебные заведения – интеллектуальные и кадровые ресурсы, общественные организации и политические партии – организационную поддержку и социальные коммуникации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Подводя итоги можно сказать, интерес исследователей к политической социализации не ослабевает, идет накопление и углубление знаний об этом общественноведческом феномене. Политическую социализацию молодежи можно определить как процесс вовлечения ее в политику и функционирования в ней. В этом процессе молодые люди  обретают познания, представления, связанные с существующей политической системой, вырабатывают свое отношение к ней. Различные формы политической ориентации вплетаются в сознание индивидуума и его эмоциональную сферу по мере того, как он приобретает опыт из области политики и государственной деятельности. Такая ориентация может складываться постепенно, под воздействием сознательных усилий других членов политического сообщества или же незаметно, под влиянием различных событий в жизни молодежи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Youth as a key priority of the Alliance of Civilizations // European Journal on Child and Youth Policy. № 13. June. 2009. P. 24.

2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997. Т.2. С. 594.

3.Борисова О. В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве. - Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 71-80.

4.Глазунин Р. В. Социализация как трансформация общественного сознания // Полис. 2005. № 2.

5.Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996

6. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 11-12, 188.

7. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 12.

8.Дятликович В., Наздрачева Л. Чрезвычайный бухгалтер // Русский репортер. №3 (131). 28 января 2010 // http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2010/03/news_naznachenie/.

9.Зеленин А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональной модели: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. Н. Новгород, 2009. С. 38.

10. Косарев Б.А. Процессы политической социализации молодежи ближнего зарубежья в социально-политических условиях современной России: Автореф. дисс. канд. полит. наук. М., 2009; Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009.

11.Политическая социология: Учебник для вузов/Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т..

Преснякова  Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. № 2. 2002. С .24-36.

12. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

13. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 2003. Т.1. С. 479.

14. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693.

15. Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009. С. 17-18;

16. Стенографический отчёт о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России. Выступление Президента РФ Д.А. Медведева // http://www.kremlin.ru/transcripts/6693..

Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-495с

17.]Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия». Пункт. 2.2.8 // http://edinros.ru/er/rubr.shtml?110102.

18.Федоренко А. В. Политическая социализация в современной России и проект «коммуникативной демократии» // Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 128—133.

19.Хенсон Д. Глобальная модель политической социализации // Политическая лингвистика. — Вып. 2 (22). — Екатеринбург, 2007. — С. 73-78. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая социализация молодежи в современном обществе