Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:43, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение процесса политической социализации молодежи в современном обществе, а также определение основных проблем политической социализации молодежи в России.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи: дать определение политической социализации, рассмотреть проблемы, влияющие на политическую социализацию.
Политическая социализация рассматривается как процесс интеграции индивидов в политическую систему. При всем многообразии определений политической социализации, ее сущность сводится к «введению индивида в политическую культуру», которую политолог и культуролог Г. Алмонд рассматривал как политические ориентации индивидов «относительно политической системы и ее разных частей, и позициям относительно собственной роли в этой системе»8. Содержанием этого «введения в политическую культуру» является «процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позицию и поведение индивидов в политической системе общества».
Политическая
система в современном
В современных исследованиях ведущими институтами и агентами политической социализации российской молодежи рассматриваются: система образования, средства массовой информации, органы государственной власти, общественные и политические организации, церковь и семья.
Из традиционных институтов политической социализации молодежи наиболее действенными продолжает оставаться система образования и семья.
В последние годы важную роль в воздействии на политическое сознание и поведение современной российской молодежи начинают играть политические институты и агенты политической социализации: органы государственной власти, политические партии, общественные организации, общественные деятели и политическая элита.
Среди институтов политической социализации, ведущие позиции начинают занимать политические партии. Это является следствием усиления влияния политических партий, в том числе и на региональном уровне. По оценке Президента РФ Д.А. Медведева, «Организационно все партии стали сильнее: и правящая партия, и партии оппозиционные»10. Тем не менее, роль и используемый политическими партиями инструментарий политической социализации различны, что, по всей видимости, зависит как от политического веса, той или иной партии, так и политических целей преследуемых партиями.
Так среди политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, только в Уставе Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в качестве одной из задач формулируется задача ведения работы с молодежью, привлечение ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствование формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию Партии11. В учредительных документах «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР задача политической социализации молодежи не рассматривается как специальная задача, и соответственно отдельное направление работы партии, и формулируется в общем плане как - «политическое образование и воспитание граждан, формирование политической и правовой культуры в обществе» («Справедливая Россия»), «политическое образование и воспитание граждан» (КПРФ, ЛДПР)[14].
Данные формальные нормы находят отражение и в реальной действительности, - так партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в реализации молодежной политики опирается на специально организованные формальные институты, призванные способствовать решению партийных задач на различных уровнях - Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России» и молодежное общественное движение «Наши», примененяя специальные технологии – некоммерческое партнерство «Центр социально-консервативной политики», реализующее образовательную программу «Школа российской политики». Цель и инструментарий данной образовательной программы – «содействие формированию нового поколения российских граждан, способного решать задачи развития России и сохранения мира в современных условиях» направлены на решение проблемы политической социализации молодежи.
Формулирую эту тему в категориях НИЭТ можно констатировать, что в процессе политической социализации молодежи в России преимущественно участвуют формальные институты. По нашему мнению, формальные институты политической социализации молодежи необходимо дополнить неформальными институтами, не связанными на прямую с ведущими государственными, политическими и общественными институтами, а действующие на пересечении их интересов, интегрируя их в едином пространстве для достижения синергетического эффекта.
Под неформальными институтами политической социализации молодежи мы понимаем неформальные социальные партнерства, не обладающие официальным статусом и юридическим лицом и реализующим инициативы в сфере политической социализации молодежи. Как правило, неформальное социальное партнерство представляет собой инициативную проектную группу12. Ключевыми преимуществами данного субъекта является, во-первых, возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри общества, во-вторых, адекватность организационной формы современным предпочтениям молодежи, т.к. гибкая структура позволяет выбрать любую конфигурацию, самостоятельно определять свой статус в проекте – доминирование горизонтальных связей, выбирать направления работы, в-третьих, широкое использование в реализации проекта информационно-коммуникационных технологий, в том числе социальных сетей в Интернете, в-четвертых, низкие материальные и финансовые издержки реализации и высокие социальные преференции.
Этими качествами данная форма отличается от формальных институтов политической социализации молодежи, характеризующимися жесткой партийной или корпоративной дисциплиной, вертикальной иерархией, заданными сверху целями и инструментарием, санкциями.
Хотя неформальные институты обладают серьезными недостатками, вытекающими из их преимуществ – жизнеспособность проекта от готовности и способности участников проектной группы налаживать неформальные отношения, слабость санкций.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что эффективность таких неформальных социальных партнерств в политической социализации молодежи зависит от их способности интегрировать в единое поле и сбалансировать интересы «стратегических игроков» в сфере молодежной политики – органы государственной власти, высшие учебные заведения, общественные объединения и политические партии.
В рамках
данного партнерства каждый «стратегический
игрок» выполняет свою функцию: органы
государственной власти – финансовые,
материальные и административные ресурсы,
высшие учебные заведения –
Заключение
Подводя
итоги можно сказать, интерес исследователей
к политической социализации не ослабевает,
идет накопление и углубление знаний об
этом общественноведческом феномене.
Политическую социализацию молодежи
можно определить как процесс вовлечения
ее в политику и функционирования в ней.
В этом процессе молодые люди обретают
познания, представления, связанные с
существующей политической системой,
вырабатывают свое отношение к ней. Различные
формы политической ориентации вплетаются
в сознание индивидуума и его эмоциональную
сферу по мере того, как он приобретает
опыт из области политики и государственной
деятельности. Такая ориентация может
складываться постепенно, под воздействием
сознательных усилий других членов политического
сообщества или же незаметно, под влиянием
различных событий в жизни молодежи.
Список использованной литературы:
1. Youth as a key priority of the Alliance of Civilizations // European Journal on Child and Youth Policy. № 13. June. 2009. P. 24.
2. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. М., 1997. Т.2. С. 594.
3.Борисова О. В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве. - Общественные науки и современность. 1998. № 1. С. 71-80.
4.Глазунин Р. В. Социализация как трансформация общественного сознания // Полис. 2005. № 2.
5.Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. — Ростов-на-Дону, 1996
6. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 11-12, 188.
7. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк. М., 2007. С. 12.
8.Дятликович
В., Наздрачева Л. Чрезвычайный бухгалтер
// Русский репортер. №3 (131). 28 января 2010
// http://www.expert.ru/
9.Зеленин А.А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональной модели: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. Н. Новгород, 2009. С. 38.
10. Косарев Б.А. Процессы политической социализации молодежи ближнего зарубежья в социально-политических условиях современной России: Автореф. дисс. канд. полит. наук. М., 2009; Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009.
11.Политическая социология: Учебник для вузов/Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т..
Преснякова Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. № 2. 2002. С .24-36.
12. Стенографический
отчёт о заседании Государственного совета
по вопросам развития политической системы
России. Выступление Президента РФ Д.А.
Медведева // http://www.kremlin.ru/
13. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М., 2003. Т.1. С. 479.
14. Стенографический
отчёт о заседании Государственного совета
по вопросам развития политической системы
России. Выступление Президента РФ Д.А.
Медведева // http://www.kremlin.ru/
15. Храмцова Ф.И. Политическая социализация молодежи в Республике Беларусь: гендерное измерение: Автореф. дисс. доктор. полит. наук. М., 2009. С. 17-18;
16. Стенографический
отчёт о заседании Государственного совета
по вопросам развития политической системы
России. Выступление Президента РФ Д.А.
Медведева // http://www.kremlin.ru/
Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-495с
17.]Устав
Всероссийской политической партии «Единая
Россия». Пункт. 2.2.8 // http://edinros.ru/er/rubr.
18.Федоренко А. В. Политическая социализация в современной России и проект «коммуникативной демократии» // Вестник РУДН. 2005. № 8. С. 128—133.
19.Хенсон
Д. Глобальная модель политической социализации
// Политическая лингвистика. — Вып. 2 (22).
— Екатеринбург, 2007. — С. 73-78.
Информация о работе Политическая социализация молодежи в современном обществе