Политическая система современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть политическую систему современного общества.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу, используемую в работе.
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о основных особенностях и понятии политической системы в Российском обществе.
3. Рассмотреть сущность и специфику политической системы общества на современном этапе.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие политической системы. Ее компоненты 5
2.Критерии и подходы изучения политической системы 7
3.Классификация политических систем 11
4.Закономерности развития политической системы общества 13
Заключение 15
Список литературы. 16

Файлы: 1 файл

контрольная тгп .doc

— 29.68 Кб (Скачать)
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие политической  системы. Ее компоненты 5

2.Критерии  и подходы изучения  политической системы 7

3.Классификация  политических систем 11

4.Закономерности  развития политической  системы общества 13

Заключение 15

Список  литературы. 16

 

  ВВЕДЕНИЕ

     «Политическая система современного общества» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний  день.

     Тема  работы актуальна потому, что политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

     Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется  и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая  система имеет ряд характерных  черт:

    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.

     Таким образом, актуальность исследования определила цель и задачи работы:

     Цель работы - рассмотреть политическую систему современного общества.

     Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

1. Изучить  литературу, используемую в работе.

2. На  основании теоретического анализа  изучения проблемы, систематизировать  знания о основных особенностях  и понятии политической системы  в Российском обществе.

3. Рассмотреть  сущность и специфику политической  системы общества на современном  этапе.  
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме.  
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, четырех разделов и заключения. 

1. Понятие политической системы.  Ее компоненты

 

     Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, дадим общую характеристику понятия “политическая система” и постараемся раскрыть содержание этого понятия.

     Большой юридический словарь дает такое  определение политической системы:

     Политическая  система (общества) – это

     (как  комплексный конституционно-правовой  институт) совокупность норм, устанавливающих  конституционно-правовой статус  государства как особого политического  образования, политических партий, общественных и религиозных организаций  и регулирующих взаимоотношения  вышеперечисленных субъектов; 

     (в  материальном смысле) совокупность  государственных и общественных  органов и организаций, с помощью  которых осуществляется государственная  (политическая) власть.

     Иными словами Политическая система общества – это система взаимосвязанных  и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных  формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп  и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление  в рамках права через государство.

     Политическая  система связана с особой сферой деятельности людей – политикой, которая отражает область взаимоотношений  между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной  власти.

     Следовательно, как это видно из определений, компонентами (составными частями) политической системы являются:

     совокупность  политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

     политические  отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

     политические  нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

     политическое  сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

     политическая  деятельность, охватывающая деятельность конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

     Анализируя  компоненты политической системы, приходим к выводу, что политическая система  – это сложное многогранное явление, обладающее устойчивыми связями  между своими составными частями, важной особенностью которого является наличие  в нем интегральных качеств, не свойственных его компонентам и его относительная  самостоятельность. Отсюда можно выделить ряд критериев в изучении политической системы.  

 

     

2.Критерии и подходы изучения политической системы

 

     Политической  именуется универсальная управляющая  система государственно-организованного  общества, компоненты которой связаны  отношениями власти и которая  в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными  общностями государственной власти, обладает внутренней упорядоченностью (организационный критерий) и политической направленностью деятельности (политический критерий); она должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу  деятельности, характер основных задач  и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации  и деятельности и т.п. (программный  критерий).

     Организационный критерий, отраженный институциональным  подходом к изучению политической системы, позволяет показать, что отдельные  индивиды сами по себе не могут выступать  в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально  биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот “материал”, из которого и формируются составные части  и система в целом. Предпосылками  для такого формирования выступают  процессы разделения труда, образования  имущественно и социально неравных слоев, групп и классов; а также  общечеловеческая, классовая и групповая  солидарность. Осмысление исторических процессов приводит к пониманию  того, что сам по себе термин “политическое” подразумевает под собой организационное  оформление. Можно сказать, что организационный  критерий характеризует общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы, выраженные в виде учреждений, институтов (государство, партии, движения…). А человек-индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии или организации.

     Особо следует подчеркнуть важность политического  критерия, который для того или  иного института политической системы  означает: во-первых, способность выражать политические интересы определенного  класса, группы людей; во-вторых, быть участником политической жизни и политических отношений; в-третьих, иметь непосредственное отношение к государственной  власти – ее завоеванию, организации  или использованию; в-четвертых, руководствоваться  в своей деятельности нормами  и правилами, присущими политической жизни страны проживания. В зависимости  от этого критерия к числу политических организаций относят организации  с характерным признаком –  прямой связью с политикой. Это Государство, все политические партии, отдельные  общественные организации и движения. Задачей политической организации  является достижение определенной политической цели, которая закрепляется в уставах  и заключается в формировании и осуществлении внешней и  внутренней политики на всех этапах развития организации, а также в политическом и идеологическом воздействии на различные слои общества и классы.

     Программный критерий дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни  страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему.

     Также, в зависимости от методологических подходов к изучению политической системы  можно выявить и другие критерии.

     С позиций генетического подхода  важное критериальное значение имеет  объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными  факторами. Критерий экономической  детерминации политики проявляется  прежде всего в отношениях собственности  и производства, и, напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности свидетельствует о том, что любое политическое явление неотделимо от людей. Именно люди создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи и т.п., т.е. проводят политику. Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и ее компонентов с определенными социальными слоями, классами и группами общества. Потребности и интересы этих групп выступают решающими факторами при формировании политических организаций.

     Субстанциональный (сущностный) подход в изучении политической системы помогает выявить первооснову  всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение “Субстанция” в различных отраслях науки неодинаково. В политологии  в качестве субстанции рассматривается  политическая власть, а механизм ее осуществления – политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы  на всех этапах ее существования независимо от существования экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

     Функциональный  подход связан с рассмотрением политической системы с позиций направлений  ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее компонентами.

     Регулятивный  подход в изучении политической системы  отражает особенность функционирования политической системы общества на основе всего комплекса нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали и т.п.).

     Идеологический  подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на формирование конкретной политической теории.

     Существуют  различные подходы в исследовании политической системы, однако несмотря на их многообразие представляется, что  она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и  общностями, личностями и их политическими  институтами.

 

3.Классификация политических систем

 

     Политические  системы существуют во времени и  в пространстве, так как представляют собой одну из форм движения социально-классовой  материи. Их можно классифицировать по различным основаниям.

     В зависимости от политического режима:

     демократические;

     тоталитарные.

     С учетом географических факторов:

     европейские;

     азиатские;

     североамериканские;

     и т.д.

     По  общественно-экономическим формациям (с позиций марксисткой теории) существуют политические системы1:

     рабовладельческого  общества;

     феодального общества;

     буржуазного общества;

     социалистического общества.

     Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные  черты предопределяют характер политических систем:

     арабских;

Информация о работе Политическая система современного общества