Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:57, контрольная работа
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви-дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп-росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче-ские службы парламента, Президента, различных исследователь-ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци-ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов-летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол-лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива-нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа-щий на поверхности уровень социологических исследований, кото-рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по-требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.
Введение……………………….3
1. Современная социология: основные понятия…………..4
Сущность современной социологии……………………4
Объект и предмет социологической науки……………..5
Функции современной социологии…………………….10
2. Условия развития социологии………………………………14
2.1. Перспективы развития социологии………………………15
2.2. Развитие социологии в России………………………………16
3. Основные направления развития социологии……………..19
4. Социологическая перспектива………………………………….22
Заключение……………………………………………………………23
Список используемых источников………………………………24
Библиотека 5баллов.ru Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. Ó РосБизнесКонсалтинг |
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Читинский государственный университет
Горный институт
Заочный
факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант
№8
По дисциплине: «Социология».
Тема:
«Перспективные направления
развития и применения
социологии в современном
мире»
Чита 2010
План:
Введение……………………….3
1. Современная социология: основные понятия…………..4
2. Условия развития социологии………………………………14
2.1. Перспективы развития социологии………………………15
2.2. Развитие социологии в России………………………………16
3. Основные направления развития социологии……………..19
4. Социологическая перспектива………………………………….22
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников………………………………24
Введение
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви-дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп-росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче-ские службы парламента, Президента, различных исследователь-ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци-ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов-летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол-лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива-нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа-щий на поверхности уровень социологических исследований, кото-рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по-требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.
Каждая из
отраслей науки имеет предмет, раскрываемый
в содержании, системе теорий, законов,
категорий, принципов и т. п. и выполняет
особые функции по отношению к практике,
исследует определенную сферу общественных
отношений, те или иные явления, процессы,
в общем все общество. Существует определенная
взаимозависимость между предметом, содержанием
и функциями науки. Если, абстрагируясь
от других наук и от понимаемых в широком
смысле потребностей практики, то нельзя
не уяснить функции отдельной науки. Именно
потребности практики выдвигают на каждом
этапе жизни общества новые требования
к гуманитарному знанию в целом и отдельным
его отраслям. Но современное обществоне
механическое соединение различных механизмов
управления, властных институтов и структур,
социальных сфер политики, экономики,
а нечто целое. Возникает потребность
именно в отрасли знаний, которая изучает
общество во всех его аспектах. Такой наукой
и есть социология - наука об обществе.
1.Современная социология: основные понятия
1.1. Сущность современной социологии
Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
Современная социология -- это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства - только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Следовательно, социология - это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.
Социология
-- наука о становлении, развитии
и функционировании социальных общностей,
о социальных процессах и социальных отношениях
между общностями, между общностями и
личностью, наука об обществе и общественных
отношениях.
1.2.Объект и предмет социологической науки.
Объектом любой науки называют то, что она изучает, то есть ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматривает свой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет.
К настоящему времени сложилось многообразие трактовок объекта и предмета социологии. Все эти трактовки делятся на три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологического знания.
Согласно первому подходу, объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет - как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы.
Начало такому
пониманию предназначения социологии
положил еще Огюст Конт. Ныне оно
воспроизводится многими
Представители второго подхода полагают, что объектом социологии выступает не все общество, а лишь его особая часть - сфера социальных отношений. Предметом социологии при этом признается специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. В данном случае мы имеем дело с более поздней, сложной и довольно противоречивой системой взглядов на социологическую науку. Сложность и противоречивость данного подхода обусловлена многозначностью понятия "социальные отношения".
Им можно обозначать:
· все взаимодействия людей, возникающие в их общественной жизни (эта широкая трактовка социальных отношений возвращает нас к первому подходу);
· те взаимодействия людей, которые выходят за рамки экономических, политических и духовно-культурных отношений, существуют наряду с ними и относительно автономны от них;
· отношения между большими группами общества - классами, этносами, населением разных стран и регионов;
· отношения
между всеми социальными
· взаимодействия людей и их групп, образующих т.н. гражданское общество, т.е. ту сферу общественной жизни, которая не регулируется государством и бизнесом;
· все взаимосвязи людей, возникающие в ходе их совместной деятельности, имеющие как непосредственно контактный (очный), так и опосредованный (заочный) характер;
· только те взаимосвязи индивидов, которые образуют микросреду ее жизнедеятельности;
· отношения
людей в семейно-бытовой жизни,
т.е. вне производственной, экономической,
учебной и общественно-
· иные стороны и грани взаимоотношений людей и их групп в обществе.
В зависимости
от того или иного понимания социальных
отношений предлагаются различные
трактовки атрибутов нашей
Перечень отличающихся друг от друга определений научных атрибутов социологии, связанных с многозначностью социальных отношений, этим не ограничивается. Но мы не станем его продолжать, ибо дискуссионный характер трактовок объекта и предмета нашей науки уже очевиден.
Представители более древних наук нередко упрекают социологов в том, что они постоянно спорят об объекте и предмете своей науки. Кое-кто иронизирует на этот счет, говоря, что социологи не знают то, что они изучают. В этой связи важно отметить следующее.