Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:57, контрольная работа
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви-дение, радио, газеты сообщают о результатах социологических оп-росов населения по самым разнообразным проблемам. Социологиче-ские службы парламента, Президента, различных исследователь-ских центров изучают общественное мнение по важнейшим соци-ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов-летворенность уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования, в которых определяется состояние социальной напряженности в кол-лективах, удовлетворенность населения транспортным обслужива-нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету «Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа-щий на поверхности уровень социологических исследований, кото-рый создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных по-требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться.
Введение……………………….3
1. Современная социология: основные понятия…………..4
Сущность современной социологии……………………4
Объект и предмет социологической науки……………..5
Функции современной социологии…………………….10
2. Условия развития социологии………………………………14
2.1. Перспективы развития социологии………………………15
2.2. Развитие социологии в России………………………………16
3. Основные направления развития социологии……………..19
4. Социологическая перспектива………………………………….22
Заключение……………………………………………………………23
Список используемых источников………………………………24
Другие предпосылки становления и возрастания роли социологии в жизни общества связаны непосредственно с системой общественных связей, с особенностями политических, правовых, нравственных отношений, их демократизацией. Меняются временные, пространственные характеристики развития коммуникативных связей. Жилище человека все более включается во всеобъемлющую информационную сеть, охватывающую всех людей планеты независимо от национальности, верования, языка. Возникает универсальный образ жизни.
К следующим предпосылкам развития социологии относятся идейные, культурные, собственно научные, духовные факторы. Сфера духовных отношений наиболее заметно влияет на социальное знание, на выработку парадигмы современной социологии. Информационный прогресс касается в большей степени интеллектуальной деятельности и делает приоритетными образование, науку, культуру.
Проблема
выживания общества, в частности российского,
упирается в способность людей достаточно
оперативно перестроить систему нравственных
мотивов и ценностей, норм отношения к
природе и друг к другу.
2.1. Перспективы развития социологии
Как отмечает А.О.Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов: 1) социология стала университетской наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь; 2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами; 3) углубляется институционализация социологии как науки.
Но при этом не надо забывать, что в обществе, где много традиционности и где долго инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.
Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает как формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.
Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия - эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.
Острую необходимость разработки новой базисной социологической теории в свое время осознал А. Зиновьев. “Без такой теории, - писал он, - исследования эмпирической социологии, конкретные измерения и вычисления превращаются в мошенничество, в орудия идеологии и пропаганды, а формальные построения оказались пустыми умственными (знаковыми) конструкциями.
Социология
тесно связана с философией. В
основе связи -- изначальная целостность
социальной мысли человечества. Важнейшей
задачей в разработке современной
философской мысли выступает обоснование
модели формирующейся информационно-технологической
цивилизации, оказывающей огромное воз-
действие на состояние окружающей природной
и космической среды, нахождение путей
решения глобальных проблем человечества,
осмысление глубоких интеграционных процессов
в мировом со- обществе, понимание необходимости
новых подходов к решению современных
этнических процессов. Принципиально
новое решение в современной философии
и социологии получает и проблема человека,
его ценностно-смысловой ориентации в
современном мире. Однако переход человечества
на качественно новый виток развития социально,
духовно, культурно -- это в современных
условиях пока лишь реальная возможность
выхода из кризиса, но пока еще не действительное
состояние. Человечество должно осознать
тревожную ситуацию через современные
формы философского мышления, духовной
культуры в целом овладеть наукой разумного
управления и регулирования социальными
процессами в современном мире
Развитие и изменение социальной жизни приводят к развитию и изменению методов ее исследования. Учитывая особенности современного этапа развития социологии, хотелось бы отметить три важных момента, характеризующих метод социологического познания:
2.2. Развитие социологии в России.
Социологическая
мысль в России развивается как
часть общемировой
Первый этап — с середины XIX века до 1918 года XX века;
Второй — с начала 20-х годов до конца 50-х годов;
Третий — с начала 60-х до наших дней.
Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 -1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других классиков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М.М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями: ортодоксальным марксизмом, во главе с В. Плехановым и В. И. Лениным, и так называемым легальным марксизмом, представителями которого являются П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев.
Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса институционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П.А. Сорокин один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности. В сталинские времена социология подвергается идеалогизации и как солидный институт полностью прекращает свое существование.
Возрождение
социологии как науки начинается
в конце 50-х-начале-60-х годов, на волне
«хрущевской оттепели». Это время
принято считать началом третьего этапа
развития социологии в России. В 60-х годах
социология вновь восстанавливает статус
социального института. С 1974 года начал
выходить специализированный журнал «Социологические
исследования». В настоящее время существует
ряд коммерческих, вузовских и независимых
социологических центров, ведущие широкие
эмпирические и теоретические исследования
в различных областях общественной жизни.
В современной социологической науке, которая, в основном, сложилась в ХХ в., можно выделить главные направления:
В этом направлении социологической мысли работали видные ученые: Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби, Николай Данилевский, Питирим Сорокин.
Она поделена на 8 основных типов:
египетская,
индийская,
вавилонская,
китайская,
греко-римская,
византийско-арабская,
культура майя,
русско-сибирская
К
рассматриваемому направлению социологической
мысли можно отнести и
В противовес функционалистским подходам, отстаивающим эволюционные, стабилизационные моменты в социальном развитии, марксизм (конфликтологические теории) особенно выделяет борьбу различных групп и направлений.
Прежде всего, это марксистская традиция в социологии, подчеркивающая экономический детерминизм в социальном развитии, соперничество, антагонизм различных социальных групп. При этом надо иметь в виду, что марксизм широко используется и на Западе.
Методологической основой этого направления социологической мысли является исторический материализм. Основной вклад в социологию: теории классовой борьбы, социального конфликта, отчуждения человека. Некоторые идеи марксистской социологии не выдержали испытания временем, например, идея об абсолютном обнищании рабочего класса по мере развития капиталистического общества.
Другое заметное направление современной конфликтологической социологии развивалось под воздействием Франкфуртской школы социальных исследований, которая сложилась в Германии в 30-е гг.
К ней относятся: Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас.
Главная социологическая идея - отчуждение человека, стандартизация и обезличивание в современном обществе. Характерна также жесткая и беспощадная критика современного общества - и капитализма, и социализма; тотальное отрицание всякой идеологии. Теоретические истоки Франкфуртской школы - марксизм и левый фрейдизм, фрейдомарксизм. В обстановке марксистского ренессанса в западноевропейской общественной мысли сложилась леворадикальная, или так называемая критическая, социология.
Технократическое направление
Крупное направление современной социологической мысли - технократическое. Здесь можно назвать такие течения, как эмпирическая социология, структурно - функциональный анализ, концепции постиндустриального, технотронного, информационного общества.
В настоящее время это самое представительное направление социологической мысли в странах Запада, да и в нашей стране. Отметим парадоксальную ситуацию: отечественные социологи на общеметодологическом уровне присягали на верность марксистской социологии, на практике придерживались теорий среднего уровня, а на уровне эмпирических исследований исповедовали структурно-функциональный анализ. Приходилось развиваться под прессом идеологических догм.
В
этом направлении социологической
мысли роль методологической теории
выполняют разработки школы структурно-
Самые видные представители: Роберт Кинг Мертон, Толкот Парсонс, Роберт Парк, Герберт Спенсер.
Разработка
структурно-функционального