Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:32, контрольная работа
Изучение социология является очень важным для современного общества в целом, и для каждого человека в частности.
История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие западной социологии в XIX – XX в…………………….5
1.1 Социология Эмиля Дюркгейма ………………………………………….8
1. 2. Социологическая концепция Макса Вебера…………………………..11
Заключение …………………………………………………………………..23
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие западной социологии в XIX – XX в…………………….5
1.1 Социология Эмиля Дюркгейма ………………………………………….8
1. 2. Социологическая концепция Макса Вебера…………………………..11
Заключение …………………………………………………………………..23
Введение.
Изучение социология является очень важным для современного общества в целом, и для каждого человека в частности.
История каждой науки свидетельствует о том, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание.
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:
как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);
как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);
как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);
как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета
Социология возникает в конце 30 - х, начале 40 годов Х1Х в.. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии ( 1844 год ), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и роль в этом процессе.
Как известно К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою деятельность в тоже время и при тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт в участии в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
О. Конт и другие « отцы основатели социологии » - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической де основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Глава 1. Развитие западной социологии в XIX – XX в.
Социальные философы Западной Европы, особенно в XX веке делали ряд важных открытий, отражающих развитие и функционирование общества. Среди них идея об основных эпохах (формациях, фазах) развития человечества Маркс и Сен-Симон выделяли три основные этапа развития общества: прошлое, настоящее и будущее.
По Марксу основным критерием общественного прогресса выступает свобода человека. Если в «первичной» формации человек находится в плену стихийных сил природы и общества, то во «вторичной» экономической формации он относительно свободен, причем свобода расширяется с каждым ее периодом. И, наконец, в будущем человечество придет к «третичной» формации свободных людей.
Каждое явление, в том числе и наука, возникает и получает развитие там и тогда, когда появляются соответствующие условия. Социология возникает в Западной Европе в XIX в. Можно выделить четыре основные причины возникновения социологии, методологически исходя из четырех основных сфер общества. Во-первых, развитие рыночных, буржуазных отношений, что предопределяет необходимость углубленного подхода к социальной жизни и поведению личности. Рынок - это высший этап развития товарно-денежных отношений, когда товаром становятся не только предметы потребления и средства производства, но и рабочая сила. При буржуазном способе производства трудящиеся становятся более свободными: исчезает внеэкономическое принуждение к труду. Все это приводит к появлению новых форм социальных групп, в рамках которых осуществляется социальное взаимодействие. Во-вторых, такого же научного подхода требует усложнение социальных, социально-классовых отношений. В-третьих, уход в прошлое тоталитарных феодальных социально-политических систем ведет к развитию демократии, плюрализма и гласности. Без последних условий не может быть науки об обществе, о социуме, освобождающей мысли от господствующей идеологии. В-четвертых, духовное развитие Западной Европы к XIX веку дало классическую немецкую философию, классическую английскую политическую экономию, французский социализм, которые были предпосылкой возникновения социологии.
Непосредственное открытие основных законов функционирования и развития общества принадлежит немецкому мыслителю, философу и экономисту Карлу Марксу (1818-1883 гг.). Среди ряда его научных открытий, которые сыграли важную роль в возникновении и развитии социологии, здесь отметим только некоторые. Во-первых, он, выделяя основные сферы общества , раскрыл сущность и значение каждой из них, в том числе социальной сферы, которая представляет собой, как он писал, взаимоотношения людей как личностей. Он показал, что «социальное» пронизывает все сферы, все общественные явления. Во-вторых, дал подробный анализ экономической формации , особенно ее высшего этапа - буржуазного общества, выделяя в нем как позитивные, так и негативные стороны. Он раскрыл не только его способ производства, но и подробно описал определяемые этим способом производства социально-экономические, социально-политические и социодуховные отношения. Им открыт закон соответствия всех социальных явлений способу производства. В-третьих, Маркс открыл главный фактор социального прогресса в экономической формации. Это развитие производительных сил, которое обусловлено противоречием природы и общества. Человечество в борьбе с природой совершенствует орудия труда, расширяет предметы труда, познает окружающий мир, в конечном счете, совершенствует свои социальные отношения. Перечисление новизны его трудов, давших начало социологии, можно продолжить. В целом можно заключить, что Маркс дал методологические основы изучения социальной жизни и глубоко раскрыл взаимосвязь человека и общества.
Марксизм - это учение о свободе человека. Свободу личности в экономической формации марксизм рассматривает в аспекте учения об отчуждении. Марксизм раскрыл, что с каждой стадией развития экономической формации, т. е. с каждым новым способом производства, человек становится более свободным, менее отчужденным от средств производства и результатов труда, от власти, от духовной культуры и, соответственно, от других людей. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса об отчуждении, о свободе человека, о необходимости демократии и плюрализма и т. п. в советское время объясняли тем, что они в молодости были революционными демократами, поэтому увлекались идеями свободы личности.
Французский социальный философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) утверждал, что условием, необходимым для превращения социологии в самостоятельную науку, является наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом он считал особую реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим и т. п. фактам действительности, и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление, толкая его на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты, которые рассматривал в качестве «вещей», на материальные (плотность населения, частота контактов или интенсивность общения между индивидами, наличие путей сообщения, характер поселения и т. п.) и духовные (общее или коллективное сознание). Он обосновывал идею общественной солидарности, которой было посвящено, по существу, все его творчество. Его основные труды: «О разделении общественного труда» (1893 г.), «Правила социологического метода» (1895 г.), «Самоубийство: социологический этюд» (1897 г.). В первой из перечисленных работ он говорит об аномии как вынужденном труде, не регулируемом обществом или социальными ценностями. В дальнейшем он раскрывает сущность аномии как такого состояния общественного сознания, когда существовавшие социальные ценности, социальные нормы отрицаются, а новые общество еще не выработало. В «Самоубийстве» на основе вторичного анализа официальной статистики Дюркгейм раскрывает социальную сущность этого акта и его типы. Данная работа - второе после труда молодого Энгельса обобщение крупного социологического исследования, проведенного в XIX в.
Немецкий социальный философ и историк Макс Вебер (1864-1920 гг.), наряду с Марксом и Дюркгеймом, является самым выдающимся основателем социологии. Он считал, что наиболее важным в изучении общества является логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение. В историю возникновения и развития социологии Вебер вошел как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Он считал, что наука должна понимать и объяснять социальный процесс как совокупность действий людей, их стремлений и мотивов действий. Важное место в работах Вебера занимает проблема ценностей - моральных, политических, эстетических, религиозных и др., которые определяются исторической эпохой и направляют интересы людей, их социальные действия. В теории социального действия Вебер рассматривает соотношение эмпирического и теоретического уровней познания. При этом он выделяет идеальные типы социальных действий: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное. Его учение об идеальных типах может служить методологической установкой социального познания и решения практических проблем. Вебер в своих работах, важнейшими из которых являются «Протестантская этика и дух капитализма (1904-1905 гг.), «О категориях понимающей социологии» (1913 г.), «Хозяйство и общество», изданные после его смерти в 1921 г., сформулировал принципиальные положения не только общей социологии, но и политической социологии, экономической социологии и других социологических теорий.
С начала XX века не только возникают социологические теории, проводят социологические исследования, особенно в США. Там издается многотомный труд У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и в Америке» (1918-1920 гг.), который, как считается, положил начало эмпирической социологии. В этой работе, где обобщается масса личных документов (письма, дневники, воспоминания и т. д.), дается не только методика работы с первичными источниками, но и ряд теоретических положений, в частности, o зависимости между социальными ситуациями, установками, ценностями во взаимодействиях индивидов. Труд У. Томаса и Ф. Знанецкого подтверждает уже отмечавшуюся взаимосвязь между конкретными социологическими исследованиями и развитием соответствующих социологических теорий.
Как видно, социология возникает в Западной Европе и получает особенно значительное развитие в XX в. в США. В процесс становления и развития социологии заметный вклад внесли и русские мыслители: социальные философы, историки, публицисты, правоведы и общественные деятели. Они, конечно, в XIX в. не были социологами, но, знакомясь с трудами западноевропейских социальных философов, выдвинули ряд новых идей о социальных процессах и об их изучении. Они читали и переводили работы с французского, английского и немецкого языков. Некоторые их них писали свои работы на западноевропейских языках.
1.1. Социология Эмиля Дюркгейма.
Социология вычленилась в качестве самостоятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное исследование общества. Однако в истории социологии никогда не существовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Давыдов считает необходимым говорить о последовательном возникновении в рамках социологии, по крайней мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного, электрического.
Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.
Тема социальной солидарности -- главная тема социологии Дюркгейма.
По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния.
Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы: доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.»
Дюркгейм выделил два вида общественной солидарности - механическую и органическую, характерных для двух типов обществ. Для более сжатого изложения материала воспользуемся таблицей, приведённой Гофманом в книге “Семь лекций по истории социологии”:
|
|
|
|
По мнению Дюркгейма, чем больше развито разделение труда, тем выше уровень общественной солидарности. Это объясняется тем, что в обществе с высокой степенью разделения труда существует огромное количество профессиональных статусов и соответствующих им ролей. Таким образом, каждый индивид полностью концентрируется на своей узко профессиональной области. Но так как индивиды вынуждены потреблять блага, производимые в других областях, возникает сильная зависимость между индивидами. Общество начинает работать, как единый организм (отсюда название - органическая солидарность).
«Дюркгейм подчеркивал и выделял аспект солидарности при разделении труда в современном обществе, отодвигая на задний план проблему антагонизма труда и капитала, «принудительного характера труда», морального и экономического кризисов общества. Анализируя эти проблемы в конце своей книги «Разделение труда», он был склонен рассматривать их как результат недостаточной отрегулированности отношений между главными классами, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственные предшествующим эпохам единство, цельность.» История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор -- академик И 90 ран Г. В. Осипов. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001