Возникновение и развитие социологии религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:26, реферат

Краткое описание

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является
частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких
как история религии или психология религии. В силу специфики своего
предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются
эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить
социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в
контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в
более широком плане — определить соотношение социологии и теологии.

Оглавление

Религия как объект социологии 3
Социология религии и другие науки о религии. 4
Социология религии и теология. 5
Методы социологии религии. 7
Возникновение и развитие социологии религии. 9
Литература 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.44 Кб (Скачать)

  Содержание:

 

 

 

  Религия как объект  социологии    3

  Социология религии  и другие науки о религии.      4

  Социология религии  и теология.   5

  Методы социологии  религии. 7

  Возникновение и развитие  социологии религии.      9

  Литература      15

 

Религия как объект социологии

 

    Социология религии  лежит на стыке двух областей  знания:  она  является

частью социологии и в  то же время — одной из  религиеведческих  наук,  таких

как  история  религии  или  психология  религии.  В  силу  специфики  своего

предмета  она  лежит  в   той   пограничной   области,   где   соприкасаются

эмпирическая наука, философия  и теология. Таким образом,  чтобы  представить

социологию религии как  научную  дисциплину,  необходимо  рассмотреть  ее  в

контексте социологического знания и в контексте других наук о религии,  а  в

более  широком  плане  — определить  соотношение социологии  и   теологии.

Наконец, следует учитывать  общественную значимость и  остроту  проблематики,

касающейся религии, начиная  уже с вопроса о том,  можно  ли  делать  религию

предметом научного изучения, не является ли социологический  анализ  религии

грубым вторжением в запретную  для него область «сокровенного». В этой  связи

имеет существенное значение представление о том, как возникла и  развивалась

социология религии, как  она связана с основными направлениями  общественного

развития  последних  двух  столетий   и   каковы   ее   социально-культурные

импликации.

    Социология религии  является частью социологии, одной  из социологических

дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия  и методы  для

анализа  отдельных  социальных  феноменов,  таких,  как   семья,   политика,

образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным  феноменом,

т.е. он изучает  религию  как  доступное  наблюдению,  эмпирическим  методам

исследования  социальное  поведение  человека  (индивидов  и   групп):   как

образуются и функционируют  религиозные группы и  институты,  благодаря  чему

они  сохраняются  или  перестают  существовать,   каковы   отношения   между

религиозными группами, почему между ними возникают конфликты,  что  лежит  в

основе ритуальных  действий  и  т.д.  Для  социолога  религиозные  верования

интересны и важны не сами по себе. В  отличие  от  философа,  например,  для

него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны  они или  ложны,  а

вопрос о том, как эти  верования —  наряду  с  религиозными  организациями  —

влияют на  поведение  людей.  Проблема  заключается  в  том,  чтобы  выявить

мотивацию человеческих действий. При этом не  обязательно  верования  влияют

на поведение: индивид  может стать членом религиозной  группы и  не  зная  тех

верований, которых она  придерживается.  Религиозные  институты,  учреждения,

организации могут влиять на поведение помимо верований и  даже  идти  вразрез

с ними,  стимулируя  по  тем  или  иным  причинам  действия,  противоречащие

официальному учению. Но это  вовсе не отменяет  того  факта,  что  социальное

действие есть действие осмысленное, т.е. в  его  основе  лежат  определенные

социальные регуляторы —  нормы, ценности, верования, ожидания и  предпочтения

индивидов и групп.  Таким  образом,  религия  как  предмет  социологического

анализа    есть    совокупность    структур,    процессов,    связанных    с

функционированием  общества   на   разных   уровнях,   система   регуляторов

социальных связей, образцов поведения и т.д. — система  структур и  отношений

по поводу религиозного феномена, на нем именно  «завязанных».  Поэтому  одна

из главных проблем  социологии  религии  —  проблема  определения  того,  что

относится к понятию «религия».

    Если исходить  из классификации социологических  знаний по их  уровням  —

конкретно-социологические  исследования; теории  среднего  уровня,  изучающие

ту  или  иную   социальную   подсистему;   и   общесоциологические   теории,

объясняющие  общество  как  целостную  систему,  —  то  социология   религии

относится к числу  социологических  теорий  среднего  уровня.  Она  добывает

эмпирические  данные,  характеризующие  религию  как  одну   из   социальных

подсистем, и, обобщая эти  данные, разрабатывает ее  теоретическую  модель  в

рамках общесоциологической теории.

    Будучи частью  социологии, социология религии  использует выработанные ею

понятия и методы, без которых  невозможно познание социальной реальности  как

целостной системы (группа, роль, власть, культура и т.д.)  и  внутри  нее  —

отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.).  Применение

социологического  инструментария  и  социологических  методов   в   изучении

религии оказалось оправданным  и  эффективным  прежде  всего для объяснения

этой  социальной  подсистемы.  Однако  особенность  религии  как  одной   из

социальных  подсистем  выразилась  в  том  факте,  что  на  основе   анализа

религиозного     феномена     оказалось     возможным     выявить     многие

общесоциологические параметры, определить подходы  и  разработать  важнейшие

методы,  обосновать  смену  парадигм  социального   познания.   Из   истории

социологии видно, что  такие крупнейшие ученые, как Э.  Дюркгейм,  М.  Вебер,

Г. Зиммель, Б. Малиновский, выступили в своих работах одновременно  и как

основоположники  социологии  в  целом,  и  как  родоначальники  и   классики

социологии религии.

     Место,  которое   принадлежит  социологии  религии   в   «пространстве»

 социологического знания  таково,  что  и  сегодня   теоретические  разработки

 классиков в области  социологии религии относятся  к тому  обязательному  для

 социологического образования  стандарту, который необходим  любому  социологу

 вне зависимости от  его специализации.

    Социология религии   —  одна  из  многих  наук,  занимающихся  изучением

религиозного феномена в  различных его аспектах. Не только  социологи,  но  и

историки, филологи, психологи, в принципе  —  все  ученые,  имеющие  дело  с

человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают

религию. Однако к религиоведению относятся лишь те  науки,  предмет  которых

составляет именно религия и только религия. К их числу наряду с социологией

религии относятся психология религии, история религии, представляющие  собой

самостоятельные научные  дисциплины.

    Если понимать  религиоведение предельно широко,  как  совокупность  всех

возможных способов осмысления  религиозного  феномена,  то  в  него  следует

включить  наряду  с  научным  подходом,  т.е.  отмеченными   выше   научными

дисциплинами, также феноменологию  религии и теологию. Таким  образом,  место

социологии религии в  религиоведении определяется ее отношением: а) к  другим

наукам о религии, б) к  феноменологии религии и в) к  теологии.

 

Социология религии и  другие науки о религии.

 

    Религия — явление  сложное, многослойное. Она интегрирована  в  различные

сферы жизнедеятельности  человека.  Отсюда  —  возможность  и  необходимость

разных подходов, методов  ее  исследования,  отсюда  —  такая  характеристика

религиоведения  как  его  многодисциплинарность.  Психолог  имеет   дело   с

религией как психическим  феноменом, а не социальным, т.е. его  интересуют  не

те процессы, которые происходят в  обществе  под  воздействием  религии,  не

функции, выполняемые  религией  в  обществе  в  отличие  от  морали,  права,

искусства или философии, а скорее субъективная сторона  религии,  религия  в

контексте человеческой  психики.  При всем  различии,  эти два подхода к

изучению религии взаимно  предполагают и дополняют друг друга.

    Центральная   тема  социологии  религии   —  взаимодействие   религии   и

общества. Социология концентрируется  на социальном «измерении»  религии,  ее

влиянии на социальное поведение. Социолог должен при этом  опираться и на

исторические данные, но в  отличие от историка его интересуют общие  правила,

образцы поведения, способы  религиозной мотивации, а не  то,  что  составляет

неповторимость той или  иной религии.

    Общий для всех  наук о религии, включая социологию  религии,  принцип  —

принцип опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные  знания  о

религии принцип одновременно является разделительной  чертой  между  научным

подходом  к   изучению   религии   и   феноменологическим,   философским   и

теологическим. Социолог, изучая религию, имеет  дело  с  тем,  что  доступно

чувственному восприятию. Поэтому  в  религию  как  предмет  социологического

анализа   он   не   включает   сверхъестественное,   ограничиваясь    только

эмпирическими данными. Социолог занимается тем,  что  может  быть  измерено,

что можно наблюдать и  подлежит  проверке.  Он  не  может  удовольствоваться

общим  впечатлением  или   теологическими   аргументами   в   подтверждение,

например, тезиса о  том,  что  религиозная  вера  вызывает  и  обусловливает

нравственное поведение. Только эмпирические  данные  могут  подтвердить  или

опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить эти данные, и  только

располагая ими, он может  строить теоретические модели.

    Социология религии  — эмпирическая наука, основывающаяся  на фактах, т.е.

тех моментах социальной  действительности,  которые  можно  увидеть,  строго

зафиксировать  и  научно  опи 

Социология религии

Вы находитесь: Рефераты - Социология - Социология религии

 

сать.  Для социолога религия — совокупность

поведенческих  актов  индивидов  и  групп,  вербальных  действий   людей   и

продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е.  то,  что  делают,

что  высказывают  и  думают  люди,  их  мнения,  и  то,  что  ими   сделано,

достигнуто, реализовано  в этой их деятельности. Таким образом,  областью,  к

которой  относится  предмет  социологии  религии,  является  лишь  доступное

наблюдению поведение  человека в широком смысле слова, которое  включает  его

деятельность (действия, или  устремления от них,  отказ  от  действий,  речь,

или наоборот — молчание и т.д.), а также те факторы, которые  включены в  эту

деятельность (среда обитания, климат и т.п.).

    Как  видим,  вне  поля  зрения,  не  включенным  в   предмет   научного

социологического  исследования  остается  объект,  на   который   направлено

субъективное     религиозное     поведение:     сверхъестественное,     бог,

трансцендентное и т.д.

    Сказанное вовсе  не означает, что социология религии   занимается  только

лишь внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует  лишь  то,

что лежит на поверхности  и оставляет вне  поля  зрения  «сущность»  религии.

Исходя из эмпирических данных, социология и в  данной  области  стремится  к

познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий,  институтов,  проникая

в сущность социальных явлений,  постигая  их  природу,  раскрывая  до  самых

первооснов религию как  социальный феномен.

    Плодотворность  социологического анализа  религии   в  значительной  мере

зависит от  того,  насколько  широко  он  использует  данные,  полученные  в

результате  исследования  религии другими областями научного   знания   —

историей, антропологией, этнологией, психологией, лингвистикой и др. В  свою

очередь,   социологическая   концепция   религии    способствует    развитию

исследований в других  научных  дисциплинах.  Так,  например,  теоретические

разработки М. Вебера в  области социологии религии оказались  весьма  важными

в   экономических   исследованиях,   для   развития   теории   модернизации,

культурологии.

 

Социология религии и  теология.

 

    Теология, как и  феноменология религии, в отличие  от социологии  религии

и научного подхода к изучению  религии  вообще,  основывается  на  признании

действительного  существования  объекта  религиозного   отношения.   Предмет

теологии — бог и  самообнаружение бога в мире, его «откровение».  Предмет же

социологии религии  как  науки  —  действия,  включая  и  суждения,  которые

направлены  также и к богу  (в представлении действующих лиц),  к тем

явлениям,  в  которых  он,  согласно   их   взглядам,   себя   обнаруживает.

Исследования  религии,  в   которых   понятия   «священное»,   «встреча   со

священным», «союз с богом» присутствуют в  качестве  предмета  исследования,

неизбежно оказываются лишенными  эмпирической основы.

    Таким образом,  в теологии обязательно присутствует  тот момент,  который

в феноменологии может  выступать в отвлеченно-теоретической  форме,  —  теолог

находится в религиозной  связи с объектом, который он стремится  осмыслить.  В

противоположность этому  научное знание о  религии  является  объективным  и,

таким  образом,  отличается  от  оценочного,  идеологического,   нацеленного

заранее на то, чтобы  нарисовать  либо  позитивный,  либо  негативный  образ

Информация о работе Возникновение и развитие социологии религии