Возникновение и развитие социологии религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:26, реферат

Краткое описание

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является
частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких
как история религии или психология религии. В силу специфики своего
предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются
эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить
социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в
контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в
более широком плане — определить соотношение социологии и теологии.

Оглавление

Религия как объект социологии 3
Социология религии и другие науки о религии. 4
Социология религии и теология. 5
Методы социологии религии. 7
Возникновение и развитие социологии религии. 9
Литература 15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.44 Кб (Скачать)

проповедей  той  эпохи  и   других   письменных   источников.   Для   Вебера

показательно то, что ему  удалось органически связать  конкретно-эмпирический

и абстрактно-теоретический уровни социологического  исследования  с помощью

сравнительно-исторического  анализа. Вебер проверяет  свою  гипотезу  о  роли

религии  в  экономическом  развитии,  исследуя  наряду   с   протестантизмом

иудаизм, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство. Если Дюркгейм  строил  свои

аргументы  на  рассмотрении  сравнительно  небольшого   числа   фактов,   но

распространял выводы на религию  в целом, то Вебер  предпринял  небывалое  по

масштабу  исследование,   охватившее   практически   весь   мир.   На   этой

эмпирической основе Вебер  сформулировал  утверждение  о  том,  что  великие

религиозные  традиции  оказали  существенное  влияние  на   различие   путей

развития Запада и Востока, более конкретно — что иудаизм, ислам,  католицизм

и протестантизм больше способствовали рационализации социальной  жизни,  чем

индуизм,  буддизм  и  конфуцианство.   Вебер   стремится,   таким   образом,

обнаружить в истории  связанные с религией корни Новой  истории,  современной

западной культуры.

    Второе  важное  направление  исследований  Вебера  —  анализ   процесса

«расколдования» мира, того процесса, благодаря которому из  отношения  «цель

— средства» устраняются  элементы магической  практики.  Они  уступают  место

«целерациональным», ориентированным на успех средствам:  мир  предстает  как

«материя», которая может  и должна  быть  подчинена  человеку.  Своей  высшей

точки этот процесс достигает  в аскетическом протестантизме,  в  кальвинизме,

но его истоки лежат  в  иудейском  пророчестве.  Вебер  сравнивает  различные

религии, выясняя, какую степень  рационализации  экономической  деятельности

допускает та или иная религиозная  этика. С 1916 по 1919 гг. Вебер  выпускает

серию статей на эту тему, объединенных под  общим  названием  «Хозяйственная

этика мировых религий».

    Если в XIX и  XX вв. упадок  религии  представлялся   многим  как  триумф

человеческого разума, как  результат просвещающего и освобождающего  действия

современной науки, то  Вебер  видит  в  нём  симптом  духовного  заболевания

общества,   вызванного    гипертрофированной    до    чудовищных    размеров

«рациональностью»: технология и бюрократия подчиняют себе  мир,  колоссально

сужая человеческий опыт, так  что  в  сознании  человека  угасают  величайшие

страсти — поэтическая  сила воображения, любовь  к  прекрасному,  героические

чувства, религиозный опыт, уступая место прагматическому  расчету,  заботе  о

комфорте, банальной тяге к «полезности».

    Еще одна тема, намеченная Вебером совместно   с  Трёльчем,  — дихотомия

«церковь — секта», типология  религиозных организаций. Вебер  поставил  перед

собой  задачу  проанализировать   деятельность   религиозных   сообществ   в

общесоциологических  категориях.  Он  ввел  различие  бюрократических   форм

организации  и  типов  господства,  успешно  применявшееся  впоследствии   в

исследовании  различных аспектов  религии.  Влияние   и   значение   Вебера

основывалось еще и  на том, что он разработал понятийный  аппарат  социологии

религии, которым она пользуется и сегодня.

     Работы  Дюркгейма   и   Вебера   оказались   в   полном   смысле   слова

основополагающими в области социологии религии. Ее последующее развитие шло

по пути намеченных ее родоначальниками  подходов:  религия  и  стабильность

общества (тема Дюркгейма); религия  и социальное  изменение  (тема  Вебера).

Существенным добавлением  к  этим  двум  подходам  были  работы  Бронислава

Малиновского (1884—1942), в которых получил развитие функциональный  анализ

религии и магии, помогающих человеку справляться с казалось бы безнадежными

ситуациями. Тема Малиновского — религия и преодоление кризисов.

 

Литература

 

 

     1. Арон Р.  Этапы развития социологической  мысли. М., 1993.

     2. Бендикс Р. Образ общества у Макса Вебера  //  М.  Вебер.  Избранное.

        Образ  общества. М., 1994.

     3. Box  И.  Социология  религии //  Социология  религии:  классические

        подходы.  Хрестоматия. Научная редакция  и составление М.П. Гапочки  и

        Ю.А.  Кимелева. М., 1994.

     4. Вебер М.  Наука как призвание и профессия  // М. Вебер. Избранное.  М,

        1990.

     5. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия

        и   общество.  Хрестоматия  по  социологии  религии.  Под  ред.  В.И.

        Гараджа. М., 1994.

     6. Дюркгейм  Э. Курс социальной науки // Эмиль Дюркгейм. Социология.  Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.


Информация о работе Возникновение и развитие социологии религии