Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:26, реферат
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является
частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких
как история религии или психология религии. В силу специфики своего
предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются
эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить
социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в
контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в
более широком плане — определить соотношение социологии и теологии.
Религия как объект социологии 3
Социология религии и другие науки о религии. 4
Социология религии и теология. 5
Методы социологии религии. 7
Возникновение и развитие социологии религии. 9
Литература 15
проповедей той эпохи и других письменных источников. Для Вебера
показательно то, что ему удалось органически связать конкретно-эмпирический
и абстрактно-теоретический уровни социологического исследования с помощью
сравнительно-исторического анализа. Вебер проверяет свою гипотезу о роли
религии в экономическом развитии, исследуя наряду с протестантизмом
иудаизм, ислам, индуизм, буддизм, конфуцианство. Если Дюркгейм строил свои
аргументы на рассмотрении сравнительно небольшого числа фактов, но
распространял выводы на религию в целом, то Вебер предпринял небывалое по
масштабу исследование, охватившее практически весь мир. На этой
эмпирической основе Вебер сформулировал утверждение о том, что великие
религиозные традиции оказали существенное влияние на различие путей
развития Запада и Востока, более конкретно — что иудаизм, ислам, католицизм
и протестантизм больше способствовали рационализации социальной жизни, чем
индуизм, буддизм и конфуцианство. Вебер стремится, таким образом,
обнаружить в истории связанные с религией корни Новой истории, современной
западной культуры.
Второе важное направление исследований Вебера — анализ процесса
«расколдования» мира, того процесса, благодаря которому из отношения «цель
— средства» устраняются элементы магической практики. Они уступают место
«целерациональным», ориентированным на успех средствам: мир предстает как
«материя», которая может и должна быть подчинена человеку. Своей высшей
точки этот процесс достигает в аскетическом протестантизме, в кальвинизме,
но его истоки лежат в иудейском пророчестве. Вебер сравнивает различные
религии, выясняя, какую степень рационализации экономической деятельности
допускает та или иная религиозная этика. С 1916 по 1919 гг. Вебер выпускает
серию статей на эту тему, объединенных под общим названием «Хозяйственная
этика мировых религий».
Если в XIX и XX вв. упадок религии представлялся многим как триумф
человеческого разума, как
результат просвещающего и
современной науки, то Вебер видит в нём симптом духовного заболевания
общества, вызванного гипертрофированной до чудовищных размеров
«рациональностью»: технология и бюрократия подчиняют себе мир, колоссально
сужая человеческий опыт, так что в сознании человека угасают величайшие
страсти — поэтическая сила воображения, любовь к прекрасному, героические
чувства, религиозный опыт, уступая место прагматическому расчету, заботе о
комфорте, банальной тяге к «полезности».
Еще одна тема, намеченная Вебером совместно с Трёльчем, — дихотомия
«церковь — секта», типология религиозных организаций. Вебер поставил перед
собой задачу проанализировать деятельность религиозных сообществ в
общесоциологических категориях. Он ввел различие бюрократических форм
организации и типов господства, успешно применявшееся впоследствии в
исследовании различных аспектов религии. Влияние и значение Вебера
основывалось еще и на том, что он разработал понятийный аппарат социологии
религии, которым она пользуется и сегодня.
Работы Дюркгейма и Вебера оказались в полном смысле слова
основополагающими в области социологии религии. Ее последующее развитие шло
по пути намеченных ее родоначальниками подходов: религия и стабильность
общества (тема Дюркгейма); религия и социальное изменение (тема Вебера).
Существенным добавлением к этим двум подходам были работы Бронислава
Малиновского (1884—1942), в которых получил развитие функциональный анализ
религии и магии, помогающих человеку справляться с казалось бы безнадежными
ситуациями. Тема Малиновского
— религия и преодоление
Литература
1. Арон Р.
Этапы развития
2. Бендикс Р. Образ общества у Макса Вебера // М. Вебер. Избранное.
Образ общества. М., 1994.
3. Box И. Социология религии // Социология религии: классические
подходы. Хрестоматия. Научная редакция и составление М.П. Гапочки и
Ю.А. Кимелева. М., 1994.
4. Вебер М.
Наука как призвание и
1990.
5. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия
и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И.
Гараджа. М., 1994.
6. Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Эмиль Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
Информация о работе Возникновение и развитие социологии религии