Особенности развития отечественной социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:19, реферат

Краткое описание

Становление социологии в России
Объект и предмет отечественной социологии
Проблемы сущности и содержания отечественной социологии
Функции социологии в обществе

Файлы: 1 файл

Социология реф №1.docx

— 39.68 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине Социология

на  тему

«Особенности развития отечественной  социологии»

 

 

 

 

 

Монеткиной Александры

группа 1111-з

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Содержание:

 

  1. Становление социологии в России
  2. Объект и предмет отечественной социологии
  3. Проблемы сущности и содержания отечественной социологии
  4. Функции социологии в обществе

 

Использованная литература

 

 

1. Становление  социологии в России

Становление социологии как  науки в нашей стране прошло сложный  путь. Между 20-ми и концом 50-х —  началом 60-х гг. лежал долгий период забвения, когда ее игнорировали и  причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Поэтому справедливости ради следует сказать, что преследованию  подверглись не только точные и естественные науки — кибернетика и генетика. Сокрушительный удар был нанесен  и по социологии, причем почти на два десятка лет раньше, на грани 20—30-х гг.

Ее признание в конце 50-х гг. не сразу прояснило суть дела. Были предприняты самые различные  попытки определить специфику и  место социологии в системе общественных наук, но в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.

Но жизнь оказалась  все же сильнее. Не прекращалась интенсивная  разработка теоретических и методических проблем социологии. Особенно плодотворны  были результаты в разработке методологических и методических основ социологии. Уже в конце 60-х — начале 70-х  гг. появились работы Г.М.Андреевой, А.Г. Здравомыслова, Г.В.Осипова, В.А. Ядова, посвященные программе, инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. На основе или в связи с ними возникли многочисленные интерпретации исходных документов для подготовки и проведения научных исследований. Часть из них (например, «Рабочая книга социолога») была рассчитана на высокопрофессиональное изучение объективной реальности с помощью социологических методов. Другая часть адаптировала эти документы (книга «Как провести социологическое исследование») к решению политических задач. Третьи носили сугубо утилитарный, прикладной характер и были нацелены в основном на решение неотложных производственных или учебных проблем. В целом эти издания частично удовлетворяли «голод» в литературе, давали возможность повысить квалификацию, лучше ориентироваться при подготовке и проведении конкретного исследования.

Одновременно шел трудный  и сложный поиск ответов на фундаментальные вопросы социологической  науки, ее связи с другими научными дисциплинами. Но при всей спорности  обсуждаемых идей социология на каждом своем этапе открывала новые  грани предмета, объекта и направлений  исследования. В 60-е гг. наиболее заметными  были публикации Г.В.Осипова, В.Я.Ельмеева, А.А.Зворыкина, Ю.А.Левады, Д.М. Угриновича, В.Н. Шубкина. В 70-х гг. эти проблемы социологии были развиты в работах В.П. Давидюка, Н.И.Лапина, И.М. Слепенкова, М.Н. Руткевича, Н.И. Дряхлова, А.К. Уледова, А.Г. Харчева. В 80-х гг. изучение проблем теории и методологии социологии было продолжено наряду с упоминавшимися авторами в публикациях В.Г. Гречихина, В.Н. Иванова, Р.В. Рывкиной, В.О. Рукавишникова, Е.П. Тавокина.

Несомненно, при всех издержках  полемики по коренным вопросам социологической  науки она подготовила новое  видение этой отрасли знания, что  нашло отражение и на нынешнем этапе, связанном с поиском альтернатив  развития в нашей стране.

Значительный интерес  представляют работы, посвященные проблемам  надежности, обоснованности, репрезентативности социологических исследований. В  них (см. работы Г.С. Батыгина, В.И. Воловича, Б.З. Докторова, В.И. Паниотто, А.П. Куприяна, В.Е. Хмелько и др.) были рассмотрены вопросы, касающиеся повышения качества эмпирического исследования различных общественных процессов, проанализированы типичные ошибки, выявлены те ограничения, которые влияют на полноту и достоверность выводов. Важность этих работ трудно переоценить, так как они, с одной стороны, преодолевали среди самих социологов некую болезнь, связанную с погоней за фактическим материалом в ущерб теории, с другой стороны, брали на себя нелегкую миссию доказать научную значимость особым образом организованной информации, полученной по специальным методикам в процессе социологических исследований. Эти работы рассеивали скепсис по отношению к эмпирическим данным и в то же время не скрывали просчетов, огрехов и ошибок на пути социологического познания.

Большую роль сыграли научные  публикации, посвященные методам  социологического исследования, а также  сбору, обработке, хранению и использованию  социологической информации. Работы В.Г. Андриенкова, Э.П. Андреева, Ф.М. Бородкина, Г.И. Саганенко, В.Ф. Устинова и других осуществили пропаганду и разъяснение тех принципов, на основе которых союз социолога и математика серьезно обогащает социологическую науку, повышает качество и надежность ее результатов. Особая ценность этого союза проявилась в создании банков социологической информации, ибо это знаменовало переход социологии от описательных методов к широкому внедрению сравнительных (повторных, панельных и т.п.) исследований. Банк социологической информации позволяет совершенствовать методику и организацию социологических исследований, выявлять пробелы в получаемой информации, корректировать и на новых основах группировать данные. И что особенно важно, такой способ хранения и использования информации обогащает и дополняет систему государственной и международной статистики.

Хотелось бы остановиться на исследованиях истории как  зарубежной, так и отечественной  социологии. Они в целом очень  скудны. Отдельные этапы в их развитии описаны в работах Г.Ф. Александрова, В.П. Волгина, Б.А. Чагина, Г.В. Осипова, И.П. Голосенко и др.

Истории зарубежной социологии посвятили свои работы И.И. Антонович, Г.К. Ашин, И.А. Бутенко, Д.М. Гвишиани, С.И. Попов, А.В. Шестопал, И.С. Кон, Л.Г. Ионин, Ю.Н. Давыдов, Л.Н. Москвичев, Ю.А. Замошкин, С.И. Эпштейн и др. В них дан анализ как общих, так и конкретных проблем развития социологических теорий Запада. И, несмотря на специфику ряда публикаций, обусловленную обстоятельствами времени, они содержат в себе информацию, которая вполне может быть использована и в современных условиях. Однако предстоит еще многое сделать как для создания соответствующих учебных пособий, так и для изложения истинной истории развития социологической мысли, свободной от предубеждений, идеологических штампов и просто нелепостей, накопившихся за долгие годы пренебрежения этим направлением в науке.

Таким образом, теоретическим  и методологическим вопросам посвящено  значительное количество научных исследований. В первом разделе выделены самые  основные проблемы, каждая из которых  может быть развернута в самостоятельное  учебное пособие. Это в одинаковой мере касается и истории социологии, и теоретико-методологических основ

социологической науки, и  методики и техники проведения исследований. С этой целью дается достаточно обширная библиография, которая отражает все  этапы разработки теории, методологии  и методики социологических исследований.

 

 

 

 

2. Объект и предмет  отечественной социологии

Термин «социология» в  буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Опост Конт, крупнейший французский ученый, живший в XIX в. В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» (Т. 1—6, 1830—1842) и «Система позитивной политики» (T.I—4, 1851—1854) — он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всеща вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначалась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов, характеризующих состояние  сознания человека, его поведение  и отношение к происходящим в  обществе процессам, профессиональное, национальное и региональное их звучание.

На разных этапах развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое направление.

Во второй половине XIX в. в ней господствовал позитивизм, затем географическое направление (Э. Реклю, Ж. Ратцель), социал-дарвинизм (О. , Ж. Лапут). В конце XIX — начале XX в. получают распространение психологические школы (Л. Гумплович, Л. Уорд, Г. Тард), среди которых наиболее известен бихевиоризм (Дж. Хоманс, Э. Мейо). С 20-х гг. XX в. заметную роль начинают играть эмпирические исследования (В. Дальтей, У. Мур, К. Девис и др.), что повлекло за собой бурное развитие их методики и техники, повысивших научную и практическую значимость социологии. В развитии ее как самостоятельной науки видное место принадлежит таким мыслителям, как Г.Спенсер, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Маингейм, Г.Зиммель и др. Всемирно известным социологом стал русский ученый П.А.Сорокин, которого, к сожалению, в науке мы знаем в основном по критической статье В .И .Ленина.

Рассматривая процесс  становления социологии как науки, мы также обращаем внимание на совокупность тех идей, которые высказал К.Маркс  на основе открытого им материалистического  понимания истории. Особой его заслугой было то, что он отказался от рассуждений  об обществе вообще и дал научную  картину одного общества и одного прогресса — капиталистического.

Для тех, кто опирается  и ориентируется на марксистский метод анализа общественных явлений, очень важны идеи К.Маркса о социальной структуре, о социальных группах  и слоях, о социальных процессах  и явлениях. Нам бы хотелось особо  выделить те положения, которые требуют, чтобы социолог учел «особые жизненные  обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей, «каждый из которых хочет того, к чему его  влечет физическая конституция и  внешние, в конечном счете экономические  обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные). ..».

В работах известных последователей К.Маркса — Г.В.Плеханова, А.Лабриолы и других дана характеристика социологии как самостоятельной науки, подробно анализируется ее соотношение с историческим материализмом. О самостоятельности социологии как науки неоднократно говорил А.А.Богданов, который, несмотря на ряд противоречий, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе — биологией.

О возможностях социологии как науки не раз говорил В.И.Ленин. В работе «Что такое «друзья народа»  и как они воюют против социал-демократов?», обосновывая значение диалектического  метода, он отмечал, что это «не  что иное, как научный метод в социологии...». Речь идет о роли последнего не в какой-то отдельной общественной дисциплине, а во всем марксистском обществознании, ибо без диалектического метода невозможна плодотворная научно-познавательная деятельность при изучении как общества в целом, так и любой сферы общественной жизни.

На основе марксистских методов  изучения действительности в 20-е гг. плодотворно работали такие видные ученые как С.Г.Струмилин, В.С.Немчинов, Е.О. Кабо. В этот период были широко известны исследования Б.Б.Когана и М.С. Лебединского по изучению быта рабочих, А.И.Колодной по проблемам молодежи, А.Б. Гайстера, П.А.Анисимова по сельским вопросам, И.А. Загорской и А.В.Трояновского по социологии культуры, Л.Паперного и Б.Смулевича по социологии города.

В 30-х гг. по ряду известных  субъективных причин, коренящихся в  сталинизме, социология была «объявлена»  буржуазной наукой, ее методы были запрещены, что нанесло огромный ущерб всему  советскому обществознанию..

Начиная с конца 50-х гг. социология стала возрождаться, хотя этот процесс проходил не без серьезных  изъянов и издержек. Крепло убеждение  в необходимости организации  социологических исследований, первые шаги сделало социологическое образование. Все большее значение получали методы социологии в экономике, политике, в  исторических и правовых науках, в  языкознании, искусствоведении, литературе.

В настоящее время среди  проблем, ставших ведущими для социологии, являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией.

Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного  развития. И дело здесь не только в самом термине, когда и как  он появился. История наук свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются  и развиваются лишь отдельные  элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее  ее сущность и содержание.

Социологическое знание вобрало  в себя все лучшее, что имеется  в трудах предшествующих поколений  социальных мыслителей. И оно не остается неизменным. На каждом этапе  исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение вперед.

 

 

 

3. Проблемы сущности  и содержания отечественной социологии

Конституирование социологии как науки предполагает раскрытие ее сущности и содержания, выявление ее границ и места среди других общественных дисциплин.

Долгое время в спорах о сущности и границах социологии как науки специально не выделялся  вопрос об объекте социологии. Попытки  поднять его практически оставались незамеченными*. В какой-то мере это  можно было объяснить тем, что  общество является предметом изучения всех гуманитарных наук, каждая из них  имеет свой аспект.

Информация о работе Особенности развития отечественной социологии