Общество и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Оглавление

1 . Введение
2. Понятие личности
3. Социализация личности.
4. Личность в системе общественных отношений
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

По социологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать)
 

           

Содержание

1 . Введение

2. Понятие личности

3. Социализация личности.

      4. Личность в системе общественных отношений

     5. Заключение

6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

     Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность.        Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека. "Человеком рождаются, а личностью становятся" Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

    Все общественные процессы - экономические, политические, духовные и другие - складываются из деятельности людей, представляющие собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.

 

2. Понятие личности

    Социология - наука, исследующая человека как социальный тип, как тип личности, наделенный типичными чертами, обретенными в процессе функционирования социальных общностей. Вместе с тем в ее поле зрения включены и реально существующие личности, чье формирование обусловлено спецификой «текущих» общественно-культурных условий. Но изучаются не их индивидуальные особенности, а. социально типичное в человеке, его функции и роли, а также социально значимая деятельность.     Социальное в человеке является исходным, главным в социологическом анализе личности.

    В гуманитарных науках широко используются понятия «человек», «индивидуальность», «индивид», «личность». Каждое из них несет специфическую нагрузку.

   В понятии «человек» отражаются черты, свойственные человеческому роду, человек предстает как существо биологическое и социальное. «Индивид» — это отдельный человек, единица человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества, разума, воли, потребностей, интересов, ценностей и т.д. Понятие «индивид» отражает характеристики, признаки человека как целого на уровне отдельного человека, это своего рода атом, первокирпичик человеческого рода, неделимый и конечный. В понятии «индивидуальность» фиксируется особенное, самобытное, отличающее одного индивида от другого. Это могут быть физиологические, психологические, культурные и другие особенности.

   В социологической трактовка личности отражается мера социального в человека, мера его включенности в социальные отношения. Личность – существо общественное. Это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека.

   Многие современные исследователи распространяют понятие личности на класс социальных объектов, более широких по объему, чем человеческий индивид (племя, группа, государство), определяют «социальную личность» как присущий некоему социальному объекту произвольного уровня общности целостный уникальный доктринально-конституционный комплекс (интегрированная жизненная суперпрограмма, иерархизированная система в разной мере осознаваемых идеалов, ценностей, теоретических воззрений, законов и прикладных образцов организации существования, воспроизводства и развития данного социального объекта).

   Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становятся ясными тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т.д.

Личность постоянно получает новую  информацию, новые знания. Эти знания превращаются в убеждения. В конкретных ситуациях индивид, опираясь на знания и убеждения, вырабатывает взгляды и мнения. Знания и убеждения являются наиболее устойчивыми качествами личности, а взгляды и мнения — ее чертами. Качества и черты определяют характер поступков человека, его цели и идеалы. Социальная структура личности постоянно изменяется

   Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида и регулирующие его поведение, — ценностные ориентации. Совокупность сложившихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направленности потребностей и интересов.

 

3. Социализация личности.

   Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

   Социализация — это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

   Первичная социализация — это социализация, в которую индивид включается в детстве. Вторичная социализация — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

   В социогенезе реализуется определенная социальная программа ее становления и дальнейшего развития, заложенная в самой социальной действительности и прежде всего в предметном мире материальной и духовной культуры; языке, различных знаковых системах, воплощающих в себе духовный опыт человечества; существующих системах образования и воспитания; таких формах общественной жизнедеятельности, как труд в области материального производства, политическая, познавательная и иная деятельность, нравственные, эстетические и религиозные отношения, проявляющиеся в свою очередь в системе семейных и межнациональных отношений, а также в отношениях представителей разных поколений людей. Во многие из этих отношений человек включается буквально с колыбели и действует в их рамках всю свою дальнейшую жизнь.

   Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации — родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. — все люди, связанные с индивидом тесными личными отношениями.    Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.

   У личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах. Все это становится возможным лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.

   Каждая личность предстает одновременно как продукт современной ей эпохи и как результат всемирно-исторического развития человечества, опыт которого, воплощенный в содержании накопленных знаний, существующих видов деятельности и произведений искусства, она усваивает, живя в той или иной стране в составе определенного народа.

  Любая личность выступает как достаточно сложная и открытая система ее динамически проявляющихся социальных свойств — производственно-экономических, политических, семейно-бытовых, нравственных, эстетических, религиозных и других. Открытый характер системы личностных свойств проявляется прежде всего во взаимодействии самих личностей, выступают ли они сами по себе или в составе определенных социальных групп, в конечном счете — во взаимодействии личностей со всей внешней средой их социальной жизнедеятельности, в обмене информацией, знаниями, опытом, деятельностью с другими субъектами.

   Надо сказать, что система социальных свойств личности функционирует и развивается под прямым и косвенным влиянием всего содержания общественной жизни и всегда проявляется в конкретных социально-исторических параметрах. Она включает в себя систему ее общественных отношений и межличностного общения, сложившихся видов ее деятельности, систему ее духовного мира. Все они функционируют и развиваются как основные подсистемы целостной системы личности — системы всех ее социальных свойств.

   Социальные связи той или иной личности и ее общественные отношения с другими субъектами следует включать в ее систему. Да потому, что она как личность существует только в системе этих связей и отношений. Вне их нет и личности. Социальные связи и отношения, в которые вступает личность, — это не просто внешние условия ее жизнедеятельности, а ее неотъемлемые атрибуты. Она выступает как носитель этих связей и отношений и потому она личность. Распад этих ее связей и отношений означает распад самой личности, ее социальную деградацию.

   Чтобы сформировать из представителей данного общества (детей, молодежи, взрослых) полезные для него личности, необходимо сформировать соответствующие общественные отношения — экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие, на основе которых при соответствующей системе воспитания и образования можно взрастить такие личности. Указанные общественные отношения не только являются социальной почвой деятельности личности и определяют содержание ее социальной активности, но и определяющим образом влияют на развитие ее духовного мира. Это значит, что формирование личностей надо начинать с совершенствования общества, то есть всей системы присущих ему общественных отношений.

   Такой подход к проблеме формирования и развития личностей миллионов людей чрезвычайно важен для современной России, залог ее подлинного (а не иллюзорного) возрождения

 

4. Личность в системе общественных отношений

Марксистская теория.

   Личность предстает как целостность социальных качеств человека, «определенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», как «продукт исторического развития», результат включения индивида в социум через деятельность и общение.

К. Маркс осознавал, что мир человека — это исторически возникшая  и социально заданная объективная  действительность. Человек творит, преобразует ее, ставит перед собой  цели и идеалы, формирует и обогащает  свою сущность, раскрывающуюся в его личности. Этот предметный мир предстает в качестве «внешнего отношения полезности», «которую до сих пор рассматривали не в ее связи с сущностью человека», а, напротив, как опредмеченные сущностные силы человека. Поэтому сущность «особой личности составляет ее социальное качество». Решающими для формирования и развития личности, по Марксу, являются экономические отношения, составляющие реальный базис общества, и уже над ними надстраиваются социальные, политические, социокультурные, семейно бытовые отношения.

  Личность в марксизме деятельным образом включена в ансамбль общественных отношений. Классовая принадлежность личности детерминирует особенности социальных взаимодействий. Значительное внимание в марксистской теории уделено изучению субъективных свойств и качеств личности. В целом в марксизме личность рассматривается как объект и субъект социальных отношений: с одной стороны, в процессе взаимодействий с людьми она образует структуру общественных отношений, с другой — сама является продуктом исторического развития этих отношений.

  Наиболее известная теоретическая модель структуры личности также разработана в рамках марксистской социально-философской традиции. Она основана на принципе, согласно которому «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Идеи Маркса о свободе, равенстве, справедливости, всестороннем и гармоничном развитии личности нашли понимание у широкого круга общественности, в том числе и научной. Вместе с тем стремление практически реализовать эти идеи путем ликвидации частной собственности и обобществления средств производства через диктатуру пролетариата привело к обратному результату — к деформации социальных отношений.

Деятельный подход.

   Общественное отношение к личности всегда дифференцировано по сферам деятельности. Деятельный подход является одним из основных в исследовании личности и общества. Предметно он был развит в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского (1896—1934). Человек рассматривается как преследующее свои цели и задачи деятельное существо, поведение и поступки которого невозможно объяснить только с позиций рациональности. В личности отражаются особенности связи человека с обществом и природой. Они проявляются в общении, когнитивной и предметной деятельности. В.А. Ядов, анализируя личность как объект и субъект социальных отношений, дает следующее определение: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».

  Е.А. Ануфриев полагает, что «социальная структура личности включает группу устойчивых объективных и субъективных социальных свойств индивида, возникающих и развивающихся в процессе его разнообразной деятельности под влиянием тех общностей, в которые объективно входит человек». Он выделяет следующие элементы этой структуры: способ осуществления социальных качеств, проявляющихся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности, нравственные нормы и принципы, убеждения.

   Любая деятельность личности структурирована. Ее структура включает в себя: 1) мотивы, цели, средства; 2) условия, факторы, деятельность; 3) поведение и действие личности; 4) результат деятельности. Деятельность предстает как основной способ бытия человека в мире, включающий все указанные элементы ее структуры.

   В социологии принято выделять экономическую, политическую, духовную и общественную, в частности досуговую, семейно-бытовую, формы деятельности личности. Каждая из них также структурирована и дифференцирована.

   В соответствии с характером отношений личности к окружающему миру социологи подразделяют деятельность на материальную и духовную, практическую и теоретическую. А исходя из отношения к объективному ходу исторического процесса — на такие формы деятельности, как прогрессивная и реакционная, революционная и контрреволюционная. До сих пор спорным остается выбор критерия отнесения деятельности к прогрессивной или реакционной. В современных условиях проблема революционной и контрреволюционной деятельности теряет актуальность, на первый план выдвигается агрессивная деятельность, прежде всего террористическая.

   Анализируя деятельность по ее результату, социологи различают творческую (инновационную) и воспроизводящую (репродуктивную) деятельность. Первая направлена на получение нового результата, вторая — на воспроизведение имеющихся результатов или на создание базы, необходимой для инновационной деятельности.

   Наиболее полно способности и таланты личности раскрываются в её основной деятельности. Гармоничной и целостной она становится о мере освоения двух форм деятельности — профессиональной и семейно-бытовой.    В современных условиях личность может оптимально организовать свою бытовую деятельность. Это сберегает силы для профессиональной деятельности.

   Социологи полагают, что при формировании, функционировании и развитии личности основными видами деятельности являются игра, образование и труд. В филогенезе человека главенствующее значение имеет труд. Виды трудовой деятельности многообразны и многогранны, что накладывает отпечаток на личность. Для любой деятельности важны:

качества личности, требуемые  и проявляемые в деятельности;

объективные и субъективные оценки деятельности, выражающиеся в общественном одобрении или порицании;

мотивы деятельности, стимулирующие ее определенные виды;

способы и механизмы  деятельности, предлагаемые обществом  и выбираемые личностью;

результаты деятельности, социально и индивидуально значимые.

   Деятельностный подход к личности сводится к:

определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная  и т.д.);

выяснению принципа осуществления  деятельности — вынужденная или  свободная, отчужденная или неотчужденная;

изучению характера  связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;

исследованию уровня осуществления каждого из видов  деятельности.

   Социальная личность, по Ф. Знанецкому, формируется в условиях определенной социальной среды и воспроизводит имеющиеся в обществе модели реальных систем прав и обязанностей. В целом отметим, что человек личностью становится и остается лишь в обществе.

 Ролевая концепция личности

   Социальная роль — совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении этих позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.

   Роли как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия.

В рамках теории социальных ролей существуют два основных подхода  к пониманию роли. Впервые понятие  социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль родителей невозможно представить без роли ребенка, она может быть определена как ожидаемое поведение только относительно ожидаемого поведения последнего. Процесс взаимодействия означает, что люди в рамках исполняемых ролей всегда проверяют свои представления о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.

   Дж. Морено описывал следующие типы ролей: 1) психосоматические роли, в которых поведение связано с основными биологическими потребностями, а их проигрывание носит бессознательный характер; 2) психодраматические роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями социального окружения; 3) социальные роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (рабочего, прихожанина церкви, матери и т.д.).

 Функционалистский подход.

   Роли рассматриваются на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как безусловные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.

  Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Соответственно различаются  исполнение роли и принятие роли.

Исполнение роли требует  организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли является важной частью исполнения ролей. Оно требует, чтобы действующее лицо представило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.

   Роль дает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени требуют точного следования инструкциям, т.е. роли различаются по степени формализации. Некоторые роли определены очень четко, например в военной организации, но в обществе есть много ролей, которые определены весьма расплывчато. И тем не менее нельзя забывать, что роль воспитывает, задает типовые образцы и действия.

  Конвенциальным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. О роли общества в процессе социализации свидетельствует судьба людей, которые оказались в детские годы в изоляции и смогли выжить (так называемые феральные люди). Факты указывают на способность человеческого организма приспосабливаться к требованиям жизни с другими людьми.

   Принятие ролей облегчается по мере того, как индивид усваивает язык и жесты группы. О решающем влиянии реакций других людей на индивида говорят случаи со слепыми или глухими детьми. Чтобы научиться говорить, важно слышать собственную речь. Тот, кто лишен этой возможности, не имеет моделей для создания собственных дубликатов. У глухих людей нюансы значений не передаются интонацией, а голос безжизненный. И точно так же отличается выражение лица у слепых детей, поскольку они не могут видеть выражение лица других людей.

Социальный статус.

  Социальным статусом называется каждая из социальных позиций индивида, связанная с определенными правами и обязанностями.

Статус, как бы он ни был  низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека в  отношении других. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определенного отношения со стороны других людей. Даже в самых развитых обществах люди занимают разные, как высокие, так и довольно низкие, позиции.

  Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Этот термин введен американским социологом Р. Мертоном. Мертон предложил еще одно понятие, тесно связанное с первым. Ролевой набор — это совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом.

  Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них определяет его положение в обществе. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг общения, манеру одеваться и т.д. Статусы делятся на предписанные (аскриптивные) и достигнутые (приобретенные). Аскрипция означает получение статуса благодаря внешним, не контролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, национальность).    Приобретенные статусы анализируются с помощью профессиональных, экономических, политических критериев. Во многих отношениях границы между предписанными и достигаемыми статусами условны.

   В примитивных обществах статусы чаще всего являются предписанными, а в современных индустриальных — достигаемыми.

   В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевой конфликт. Во-первых, иногда человек обнаруживает, что он одновременно играет несколько ролей. Такая ситуация предъявляет ему противоречивые требования. При этом ролевые ожидания могут находиться в конфликте между собой. Во-вторых, человек определяет свою роль одним образом, а те, кто в рамках своей роли с ним связан, определяют его роль иначе. Так бывает, когда учителя придерживаются кодекса профессионального поведения, а родители выдвигают свои требования. Наконец, случается, что разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли.

   Американский исследователь И. Гофман предложил понятие «ролевая дистанция». Это понятие отражает различия между ожиданиями в отношении социальных ролей, исполнением роли и привязанностью индивида к своей роли. Нет двух людей, играющих одинаково одну роль — не все солдаты храбры, не все студенты старательно учатся, не все родители любят своих детей и т.д. Гофман ввел в научный оборот понятийную пару: честный и циничный актер. Первый означает человека, который не осознает, что играет роль, и идентифицирует себя с ролью, циничный же актер ясно понимает, что он играет роль, и не идентичен ей.

   Ролевую дистанцию нельзя путать с уклонением от ролевых обязанностей или с недееспособностью человека. Она является самостоятельным способом поведения в определенной другими людьми ситуации или с учетом требований конкретных обстоятельств.

Резюмируя вклад ролевой  теории в социологию личности, можно отметить, что общество способствует становлению личности индивида, формирует идентичность, поддерживает и трансформирует ее. Способность личности к трансформации зависит к тому же от некоторых генетически заложенных черт.

   Современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных кругах, где действуют специальные правила. Личность должна быть способна к постоянным социальным перевоплощениям, играть множество ролей, чтобы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным требованиям, которые предъявляются к человеку как участнику социальной жизни.

 

 Заключение.

  Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.

   Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.

Основополагающая жизненная  проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие  формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.

   Основной способ самореализации личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной активности. Реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценностных ориентации. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей.

   Никакая личность развиваться и творить вне общества не может, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством.

   Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность, /в данном случае речь идет не только об эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.

   Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы:

1.Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под. ред. проф. З.Т. Голенковой. – М.: Гардарики, 2005. – 474с.

2.Социология: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд., перераб. и доп. – М: ИНИТИДАНА, 2005. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)

3.Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.


 




Информация о работе Общество и личность