Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие личности в социологии…………………………………....3
2. Структура и характеристики личности……………………….……8
3. Ролевое поведение, ролевой конфликт……………………...……17
Заключение………………………………………………………………..22
Список источников………………………………………………….…….23

Файлы: 1 файл

Реферат Личность и общество.docx

— 71.91 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

  1. Понятие личности в социологии…………………………………....3
  2. Структура и характеристики личности……………………….……8
  3. Ролевое поведение, ролевой конфликт……………………...……17

Заключение………………………………………………………………..22

Список источников………………………………………………….…….23

 

 

Введение

 

Проблема личности, взаимоотношений  личности и общества принадлежит  к наиболее интересным и важным темам  в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Личность непрерывно связано  с обществом. В социологической  трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его  включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека. "Человеком рождаются, а личностью становятся" Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.

Все общественные процессы – экономические, политические, духовные и другие – складываются из деятельности людей, представляющие собой те или  иные личности. Встают вопросы о  побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и  их значении для жизни и развитии общества.

 

 

 

 

  1. Понятие личности в социологии

 

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально  термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его  роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

На социологическое понятие  личности влияют как философские  концепции, так и психологические  теории. Однако если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности  поведения и оценки, то для социолога  «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.

Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности  своей структуры, сопоставим с обществом  в целом. Социологическое видение  личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.

Перейдем к основным определениям личности, которые характерны для  социологии. Для определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.

Человек в социологии употребляется  для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие  в мире такой особой исторически  развивающейся общности, как человеческий род.

Индивид – значимое понятие как для психологии, так и для социологии. Индивид в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Индивид — наиболее употребляемый  термин, под которым понимается некая  усредненная единица, не имеющая  индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контексте — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества.

В то же время, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человеком первобытного общества и  современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности  развития человека на различных уровнях  его индивидуального и исторического  развития, наряду с понятие индивид  используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается  как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида.

Личность — совокупность сочетаний социальных качеств в определенном человеке. Личности присуща индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента  рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный  опыт.

При определении сущности личности в социологии существуют несколько  значимых, но порой взаимоисключающих  друг друга трактовок. Первая из них  предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у  общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С.Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в  социологии, к ним относятся:

  • степень осознанности человеком своего места в обществе;
  • содержание и характер потребностей и интересов человека, устойчивость и лёгкость их переключения, их узость или многогранность;
  • степень целостности мировоззрения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества.

В целом если свести, насколько  это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как:

  • системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
  • субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Личность является тем  механизмом, который позволяет интегрировать  свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих  поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого

Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок  еще не является личностью. Он всего  лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

  • биологические, генетические заданные предпосылки;
  • наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная  позиция представляет собой принцип  поведения, основанный на мировоззренческих  установках, социальных ценностях, идеалах  и нормах личности, готовности к  действиям.

Формирование личности в  социологии рассматривается в контексте  двух взаимосвязанных процессов  – социализации и идентификации.

Социализация — это  процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного  функционирования в данном обществе. То есть социализация — это пути, которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и  воспитания, с помощью которых  человек приобретает социальную природу и способность участвовать  в социальной жизни.

Социализация личности предполагает формирование и интеллектуальных, и  социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны — передачу обществом социально-исторического  опыта, культуры, правил и норм поведения  и ценностных ориентиров, с другой стороны — их усвоение индивидом. В процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки  человека, но и социальная среда  с ее многообразными сферами, круги  общения человека, субъекты социализации с их механизмами воздействия на мышление и поведение человека.

Идентификация – копирование  поведения другого, близкое к  страстному желанию походить, насколько  возможно, на этого человека.

 

 

  1. Структура и характеристики личности

 

Перейдем к структуре  личности в социологии. Здесь можно  выделить биогенные, психогенные и  социогенные компоненты.

  1. Биогенный компонент учитывается социологами лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.
  2. Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т. д. Здесь для исследователя важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида.

3) Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

  • Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);
  • Способности к творчеству, знания, навыки;
  • Степень овладения культурными ценностями общества;
  • Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;
  • Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге — словом, в образе жизни.

Социальная структура  личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Поэтому, именно социогенный компонент  личности вызывает наибольший интерес  у социологов.

Рубинштейн выделял 3 аспекта  психического облика личности: 

  • Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах; 
  • Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности; 
  • Что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере. 

Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности. В структуру  личности многие авторы включают темперамент, как психофизиологическую основу личности (Мясищев, Мерлин, Ананьев и др.). Основоположник персонологии Оллпорт писал: «Личность есть такая динамическая организация психофизических систем индивидуума, которая определяет его уникальный способ адаптации к среде». 

Айзенк, известный персонолог, определял личность как «...более или менее стабильную и устойчивую структуру характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру». 

Основные подходы к  изучению личности можно свести к следующим:

1) Социально-психологический подход. В основе него лежит постулат о том, что биологические побуждения противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений;

Информация о работе Личность и общество