Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:37, реферат
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие личности в социологии…………………………………....3
2. Структура и характеристики личности……………………….……8
3. Ролевое поведение, ролевой конфликт……………………...……17
Заключение………………………………………………………………..22
Список источников………………………………………………….…….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список источников…………………………………
Введение
Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.
Личность непрерывно связано с обществом. В социологической трактовке личности отражается мера социального в человеке, мера его включенности в социальные отношения. Личность — существо общественное. Это понятие позволяет выделить и подчеркнуть внеприродную, надприродную сущность человека, обратить научное внимание на его социальное начало и сущность. Личность — это результат развития индивида, полное воплощение социальных качеств человека. "Человеком рождаются, а личностью становятся" Какими личностями становятся те или иные люди - это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания.
Все общественные процессы – экономические, политические, духовные и другие – складываются из деятельности людей, представляющие собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развитии общества.
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.
На социологическое понятие личности влияют как философские концепции, так и психологические теории. Однако если психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, то для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.
Личность – это социальный субъект, который по уровню сложности своей структуры, сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.
Перейдем к основным определениям личности, которые характерны для социологии. Для определения личности в социологии важны такие понятия как индивид и человек.
Человек в социологии употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род.
Индивид – значимое понятие как для психологии, так и для социологии. Индивид в социологии — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контексте — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества.
В то же время, существуют огромные
различия между стариком и ребенком,
человеком первобытного общества и
современным человеком. Чтобы отразить
конкретно-исторические особенности
развития человека на различных уровнях
его индивидуального и
Личность — совокупность сочетаний социальных качеств в определенном человеке. Личности присуща индивидуальность. Индивидуальность — термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.
Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, окружает, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт.
При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Первая из них предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества (К. Маркс). Другая предполагает видение сущности как ее особости, индивидуальности (В. Розанов). Научная школа Л.С.Выготского, ищет источник неповторимости «человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности (деятельностный подход). Западная социология (Ж. Пиаже) отстаивает иную позицию, и ищет сущность личности в ее задатках, в неповторимых в генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.
Некоторыми учеными выделяются основные особенности личности в социологии, к ним относятся:
В целом если свести, насколько это возможно, все многочисленные мнения к общему знаменателю, то личность в социологии определяется как:
Личность является тем
механизмом, который позволяет
Основополагающий постулат социологии личности – это мнение о том, что в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления и воли, а способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.
Формирование личности в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации.
Социализация — это
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе.
То есть социализация — это пути,
которыми приобретаются установки,
соответствующие социальным ролям.
Социализация охватывает все процессы
приобщения к культуре, обучения и
воспитания, с помощью которых
человек приобретает социальную
природу и способность
Социализация личности предполагает
формирование и интеллектуальных, и
социальных, и физических навыков. Социализация
как процесс представляет собой:
с одной стороны — передачу
обществом социально-
Идентификация – копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека.
Перейдем к структуре личности в социологии. Здесь можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.
3) Социогенный компонент состоит из следующих элементов:
Социальная структура личности непостоянна, изменчива, потому что в течение всей жизни личность получает новую информацию, знания, меняет свое поведение, мотивацию поступков. Поэтому, именно социогенный компонент личности вызывает наибольший интерес у социологов.
Рубинштейн выделял 3 аспекта психического облика личности:
Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности. В структуру личности многие авторы включают темперамент, как психофизиологическую основу личности (Мясищев, Мерлин, Ананьев и др.). Основоположник персонологии Оллпорт писал: «Личность есть такая динамическая организация психофизических систем индивидуума, которая определяет его уникальный способ адаптации к среде».
Айзенк, известный персонолог, определял личность как «...более или менее стабильную и устойчивую структуру характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».
Основные подходы к изучению личности можно свести к следующим:
1) Социально-психологический