Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Проблема личности, взаимоотношений личности и общества принадлежит к наиболее интересным и важным темам в социологии. Личность происходит от слова личина - маска. Человек всегда и везде играет некоторую роль. Мы познаем друг друга в этих ролях; в них мы познаем и самих себя. В том смысле, что маска представляет собой картину, которую мы создаем о себе, исполняемые нами роли тоже являются масками нашей истинной самости — той самости, которую мы желаем иметь. Исполнение роли становится нашей второй натурой и интегральной частью личности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
1. Понятие личности в социологии…………………………………....3
2. Структура и характеристики личности……………………….……8
3. Ролевое поведение, ролевой конфликт……………………...……17
Заключение………………………………………………………………..22
Список источников………………………………………………….…….23

Файлы: 1 файл

Реферат Личность и общество.docx

— 71.91 Кб (Скачать)

2) Функциональный подход подразумевает статусно-ролевую теорию личности. С позиций изучения социальных функций, выполняемых личностью, она определяется как совокупность социальных статусов и социальных ролей, характерных для данного общества.

Социология имеет множество  теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим  образованием, непосредственно выводимым  из социальных факторов. В основе одних  доктрин лежит уверенность, что  самореализация человека как личности возможна лишь через государство. Сторонники теории ролей исходят из того, что  личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет  индивид в обществе, и, следовательно, социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

Социальный статус – это соотносительное положение индивида в обществе, определяемое функциями, обязанностями и правами. Статус имеет смысл только в соотношении с другими позициями. Социальная роль – поведение, ожидаемое от личности определенного статуса.

Основными характеристиками личности являются:

  • Активность
  • Устойчивость
  • Целостность.

Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. 

Устойчивость – это относительное постоянство личностных свойств. «Для индивидуума характерно проявление тенденции реагировать одинаковым способом в одинаковых ситуациях, каковая тенденция увеличивается с возрастом...» – писал один из основоположников персонологии Мюррей.

Многочисленные данные, полученные при помощи наблюдений, самонаблюдений, анализа биографий и тестовых оценок, указывают на высокую устойчивость личностных свойств. Например, различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабельности и застенчивости сохраняются на протяжении дошкольного, школьного детства вплоть до взрослости. 

Целостность личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности. 

Теории, рассматривающие  структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими теориями. Понятие личностной черты впервые  было предложено Оллпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и позволяющая сравнивать степень выраженности поведенческих проявлений у разных людей. В качестве личностных черт выделяют, например, экстраверсию/интроверсию, тревожность или эмоциональную стабильность, застенчивость, гнев, активность. 

Экстраверсия/ интроверсия впервые как черта личности была представлена Юнгом и охарактеризована Айзенком следующим образом: 

Интроверсия

Экстраверсия

Ориентация на внутренние стимулы

Стремление к стимуляции извне

Заторможенность поведения

Расторможенность поведения

Низкий уровень вовлеченности  в различные формы активности

Интенсивное вовлечение в  разные формы активности


 

Застенчивость – связана со стремлением избегать общения или уклоняться от социальных контактов. Зимбардо, исследователь застенчивости, связывает ее с темпераментными чертами, как предрасположенностью, из которой под влиянием социальных факторов формируется так называемая выученная застенчивость.

Отмечая увеличение количества застенчивых в современных обществах, в качестве социальных факторов этого  явления Зимбардо выделяет внедрение компьютерных технологий и автоматизацию производства, уменьшающие процесс живого общения; уменьшение взаимодействия внутри семьи; снижение ценности совместного отдыха, благодаря индустрии развлечений; рост преступности, воспитывающий в людях страх, удерживающий их от контактов. 

Количество рассматриваемых  черт может быть увеличено. Так, выделяют агрессивность, ответственность и  другие. Но главным недостатком теории черт является то, что личность рассматривается  как простой набор черт, а не как определенная целостность, имеющая  свою структуру. 

Кеттел, развивая факторный подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие их, или первичные. Первичные черты в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет 3 группы черт в структуре личности: темпераментные черты – способности, динамические черты, мотивирующие поведение, включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную систему 16 факторов личности. 

Определенное сочетание  факторов первого порядка образует структуру факторов более высокого 2-го порядка, включающую: экстраверсию/интроверсию, приспособленность/тревожность, утонченную эмоциональность/динамическую стабильность, подчиненность/ независимость. Объединение  отдельных факторов в целостную  структуру происходит по двум принципам: координации, взаимодействия черт на паритетных началах (факторы 1-го порядка) и субординации (по этому принципу происходит взаимодействие факторов 1-го и 2-го порядка).

Направленность личности – это система доминирующих, социально-обусловленных  отношений личности к действительности, основными проявлениями которой  являются интересы, идеалы, мировоззрения, убеждения (Леонтьев). При этом именно направленность и характер являются основными содержательными характеристиками личности, выражающими ее социальную сущность. 

Направленность человека имеет многоуровневую организацию, в основании ее лежат потребности. 

Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для того чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, чтобы человек захотел того, что ему необходимо. То есть потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием». 

Потребности выступают как  источники активности человека. По источнику формирования все потребности  делятся на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.

В ходе развития человеческого  общества возникают и развиваются  специфически человеческие – социальные и духовные – потребности. Социальные потребности включают потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении. Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. 

Маслоу обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней 5 уровней, эта «пирамида» потребностей представлена схематично на рис. 1. 

Потребности более высоких  уровней возникают тогда, когда  удовлетворены потребности низших уровней, которые являются генетически  более ранними и имеют большее  значение для выживания. Неудовлетворение потребностей низших уровней тормозит проявление других потребностей.

 
Рисунок 1 – Пирамида потребностей Маслоу

 

Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии, девиантному поведению, фрустрации, к болезни. Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворении каких потребностей она сосредоточена - на потребностях низших уровней или на потребностях в самоактуализации, которую Маслоу называл потребностью развития, так как удовлетворение этих потребностей обеспечивает развитие личности и личностный рост.

Потребности определяют мотивы деятельности. Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели. Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотения, намерения, стремления. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость. 

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива зависит от силы мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от таких психологических факторов, как знание результатов деятельности, вероятность ее успеха, значимость деятельности для личности. Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека. 

Сила и устойчивость мотивации  влияет на направление деятельности и на ее успех. Усиление мотивации  до определенного уровня увеличивает  продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации  показатели деятельности начинают снижаться. 

Всю совокупность мотивов  поведения и деятельности определяют как мотивацию личности. Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности, кроме того, такими субъективными характеристиками, как умения, знания, способности, характер. В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности. Мотивация рассматривается как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. 

Я-концепция. В психической деятельности человека выделяется особый род активности - это "рефлексивная деятельность, активность «Я», направленная на самое себя. В рефлексивной деятельности «Я» выступает как объект своих действий и переживаний (Рубинштейн). 

Рефлексивность, или самосознание – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывается самой себе. Самосознание развивается постепенно, генетически это самая поздняя характеристика сознания. Самосознание возникает как продукт жизни в обществе, жизненного опыта. Необходимой предпосылкой формирования самосознания является сравнение себя с другими людьми. Человек как в зеркало смотрится в другого человека.

Салливан писал по этому поводу: «Для того чтобы мы поняли, кто мы такие, мы должны знать реакции на нас других людей». Для формирования самосознания важно не только общение, но и труд и, в первую очередь, предметные действия ребенка.

 

  1. Ролевое поведение, ролевой конфликт

 

Как было сказано выше, выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это  положение субъекта в системе  межличностных отношений, которое  определяет его обязанности, права  и привилегии. Его устанавливает  общество. Социальные взаимоотношения  запутаны.

Социальная роль связана  со статусом, это нормы поведения  человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это  конкретное использование человеком  социальной роли. Здесь находят отражение  его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  • Модель поведения человека со стороны общества
  • Система представления человека как он должен вести себя
  • Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус

В случае рассогласования  этих компонентов возникает ролевой  конфликт. Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании  своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого  усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между  различными аспектами одной и  той же роли. Например, от адвоката требуется  принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между  необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся  такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная  сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

Информация о работе Личность и общество