Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 21:04, контрольная работа
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.
Введение
Статусно-ролевая концепция личности
Социализация
Особенности взаимоотношения личности и общества
Конкретно-историческое понимание личности
Вывод
Литература
Омский государственный педагогический университет
Кафедра
психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Социальная психология
Тема:
Взаимоотношение личности
и общества
Выполнила:
студентка Ермина Е.
Прверил: |
Омск-2009
Содержание
Введение
Статусно-ролевая концепция личности Социализация Особенности взаимоотношения личности и общества Конкретно-историческое понимание личности Вывод Литература |
3
4 5 7 8 13 14 |
Введение
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
На вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая “личина”, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Вопросами
взаимоотношения личности и общества
занимались А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт,
Р.Кеттел, Г.Айзенк, П.Бергер, Т.Луман,
У. Дюркгейм, Л.Г.Ионин, П.Монсон, З.Фрейд,
Э.Фромм, Дж.Мид и другие.
1. Статусно-ролевая концепция личности
Статусно-ролевая концепция личности предполагает различение следующих понятий:
Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...)
Статусы и роли
Статусы - некие позиции в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной позиции соответствует соответствующий образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения называется социальной ролью.
Роль - нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами.
Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той или иной статусной позицией. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д.
Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.
Процессы социальной мобильности обуславливают возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или групп людей, находящихся на границе культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к одной из них.
Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий.
Личность
в статусно-ролевой концепции
предстает как репертуар социальных
ролей, причем социальная роль - своеобразный
механизм взаимодействия личности и общества.
Посредством ролей общество как бы "набирает
персонал". Это не исключает определенной
автономии, связанной с возможностью выбора.
Функция выбора - основа формирования
личности, и именно выбор является реализацией
субъективности человека.
2. Социализация
Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.
Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.
Этапы социализации
Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:
Агенты социализации
Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.
Общественные условия социализации:
Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные,бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений).
Идентификация, как один из механизмов социализации
Социализация
предполагает способность человека
выработать и реализовать "я - концепцию"
Такая концепция включает личную
и социальную идентичность, т.е. способность
человека к самооценке физических,
интеллектуальных, нравственных качеств
и способность определения своей принадлежности
к какой-либо общности (возрастной, политической,
семейной и т.д.) Действие идентификации
как механизма социализации связано с
тем, что индивид усваивает и реализует
нормы, ценности, качества и т.п. тех групп,
принадлежность к которым он осознает.
Иными словами - действия людей во многом
определяется их самооценкой и групповым
членством.
3. Особенности взаимоотношения личности и общества.
Под обществом в социологии понимается объединение людей, характеризующееся:
а)
общностью территории их проживания,
обычно совпадающей с государственными
границами и служащей тем пространством,
в рамках которого складываются и
развиваются взаимосвязи и
б) целостностью и устойчивостью;
в)самовоспроизводством, самообепеченностью, саморегулируемостью;
г) таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей
Проблему личности нельзя решать всерьез без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется?
Связь личности и общества опосредствована прежде всего первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества — личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.
Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.
Ныне при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем месте и что он — необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.