Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 21:04, контрольная работа
В настоящее время существует устойчивое мнение, что личностью человек не рождается, а становится. С этим согласно большинство психологов и социологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения развития и других вопросов.
   На  вопрос, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Слово личность (“реrsonaliti”) в английском языке происходит от латинского “реrsonа”. Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме.
Введение 
Статусно-ролевая концепция личности
Социализация
Особенности взаимоотношения  личности и общества
Конкретно-историческое понимание личности
Вывод
Литература
Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.
4. Конкретно-историческое понимание личности
Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных для определенных типов культур и мировоззрений: античности. средневековья, эпохи Возрождения, нового времени и т. д.
Личность XX столетия резко отличается, например, от личности даже не столь отдаленного исторического прошлого, скажем, личности XVIII—XIX вв. Это связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со сменой общественно-экономических формаций.
При родовом строе личные интересы были подавляемы интересами выживания рода в целом (а значит, и каждого отдельного индивида, принадлежащего к этому роду), каждая взрослая особь выполняла жестко предписанную ей родом и силой традиций роль. Общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами, обычаями предков. В деятельности человека органично для него реализовывалась в примитивных. неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний духовный мир которой заполнялся нерасчлененным социально-природным бытием, выступавшим в анимизированной форме действия сверхъестественных сил.
С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной и средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. В этих обществах, в которых образовались классы с разными и противоположными интересами, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды (свободные граждане в рабовладельческом обществе и граждане феодального общества) стали выступать субъектами права и обязанностей. Это означало признание определенной самостоятельности действий за отдельным индивидом, и соответственно предусматривалась способность индивида отвечать за свои действия. Здесь уже шел бурный процесс становления личности, которая несла на себе печать, с одной стороны, сословного коллективизма, а с другой — классовой ограниченности, чем и обусловливалось, в конечном счете, ее содержание, формы социальной активности или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение. Однако, несмотря на общую эксплуататорскую сущность обеих формаций, личность эпохи античности резко отличалась от личности феодального общества: они жили в условиях разных типов культур. Античное общество — это общество языческое. Сам человек и вообще весь социум воспринимались по образу и подобию космоса, откуда и понимание предзаданности судьбы человека. Человек мог быть, безусловно, самостоятельным в решении своих земных дел, но в последней инстанции он все-таки осознавал себя как орудие космического миропорядка, воплощенного в идее судьбы. У каждого была своя судьба, и он не волен был изменить ее по своему произволу. Мировоззрение античной личности оставалось мифологическим.
В период средневековья в христианской религии личность была осознана как целостное автономное образование. Усложнился и уточнился ее духовный мир: она вошла в интимный контакт с персонифицированным богом. Мировоззрение христианизированной личности окрашивалось эсхатологическим мотивом — отсюда и направленность ее на замкнутую духовную жизнь, совершенствование духа — души, воспитание чувства покорности и непротивления. Имела место своеобразная сублимация телесного духовным, связанная с подготовкой к загробной жизни. Религиозным началом были пронизаны все поры человеческого существования, что и обусловливало соответствующий образ жизни. Для личности эпохи раннего христианства характерен сугубо личностный героизм — подвижничество. Напряженная внутренняя жизнь индивида, с нравственно-мировоззренческим стержнем, являющимся средоточием психического «я», расширяясь, охватывала собою всю сферу его личности, оставляя мало места биологическим и социальным составляющим. В жизни средневековой личности большое место занимают собственно нравственные ценности в отличие от ценностей утилитарно-материальных.
    В 
новой культурной среде, связанной 
с переходом от феодализма к капиталистическим 
формам хозяйства, зарождается личность 
нового типа. В эпоху Возрождения 
очень остро была осознана свобода 
человека, автономия для бога была осознана 
как автономия для самого человека: отныне 
человек— распорядитель своей собственной 
судьбы, наделенный свободой выбора. Достоинство 
человека заключается в том, что он причастен 
всему земному и небесному — от низшего 
до наивысшего. Свобода выбора означает 
для него своеобразную космическую незакрепленность, 
самостоятельность творческого самоопределения; 
человек вкусил упоение от беспредельных 
возможностей своих сущностных сил и ощутил 
себя господином мира. В эпоху Просвещения 
разум занял господствующую позицию: все 
подвергалось сомнению и критике, что 
не выдерживало испытаний силой разума. 
Это означало значительную рационализацию 
всех сторон общественной жизни, но, помимо 
прочего, означало главным образом бурный 
расцвет науки. В межчеловеческие связи 
вклинилось как бы опосредствующее звено 
— техника. Рационализация жизни означала 
сужение эмоционально-душевной стороны 
внутреннего мира личности. Изменились 
и ценностные ориентации, и мировоззрение. 
По мере утверждения и развития капитализма 
высшей ценностью наделялись такие качества 
личности, как сила воли, деловитость, 
одаренность, имевшие, однако, и обратную 
сторону— эгоизм, индивидуализм, беспощадность 
и т. д. Дальнейшее развитие капитализма 
привело к глобальному отчуждению личности. 
Сложилась личность индивидуалистического 
типа с плюралистическим мировоззрением, 
с вещной ориентацией. Ее душевно-духовные 
ценности вытесняются рационалистически-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вывод.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
    Человеческое 
общество — это высшая ступень организации 
живых систем. Личность не растворяется 
в обществе: сохраняя значение неповторимой 
и самостоятельной индивидуальности, 
она вносит свою лепту в жизнь общественного 
целого.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература