Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:21, реферат
Цель реферата – провести анализ существования личности в обществе. Названная цель конкретизируется в решении следующих задач:
– охарактеризовать личность и общество как предмет философии;
– охарактеризовать понятие соотношения личности и общества в философии;
– дать характеристику социализации и организации личности в современном обществе.
Введение
Личность и общество как предмет философии
Понятие соотношения личности и общества в философии
Социализация и организация личности в современном обществе
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение |
3 |
Личность и общество как предмет философии |
5 |
Понятие соотношения личности и общества в философии |
11 |
Социализация и организация личности в современном обществе |
15 |
Заключение |
21 |
Список использованных источников |
23 |
Введение
Актуальность реферата. Личность является «первичным агентом» социального взаимодействия и отношений. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как чело-веческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален – ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность – это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.
Человек становится
личностью, вступая в общественные
отношения, в связь с другими
людьми. В этих связях и отношениях
индивид приобретает
Цель реферата – провести анализ существования личности в обществе. Названная цель конкретизируется в решении следующих задач:
– охарактеризовать личность и общество как предмет философии;
– охарактеризовать понятие соотношения личности и общества в философии;
– дать характеристику социализации и организации личности в современном обществе.
Личность и общество как предмет философии
Личность, человек является одной из самых важных категорий для всей философии. Первые представления о личности возникли задолго до появления самой философии. Люди представляли себе происхождение человечества и его место в окружающем мире в философских и религиозных формах.
Понятие «человек»
употребляется для
Человечество – это абстрактный философско-социальный образ, сос-тоящий из конкретных своих представителей – людей. Отдельный представитель человечества обозначается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. п. Поэтому понятие «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», не учитывая при этом его биологические и социальные особенности, такие как возраст, пол, социальный статус, образовательный и культурный уровень и т. п.
Однако для того чтобы отразить все вышеперечисленные социальные достоинства человека, в которых отражен его социальный статус, чаще всего используется термин «личность». С точки зрения социальной философии личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, продукт общественных отношений, результат исторического развития»1. Главной особенностью личности выступает наличие в ней автономности, выражающейся в некоторой степени независимости от общества, способности отстаивать в нем свои идеалы. Личность владеет собой, что становится свидетельством ее высокой внутренней самоорганизации, возникшей благодаря рассудительности, адекватной самооценке и самоконтролю. Высокая самоорганизация личности возникает благодаря ее самосознанию, которое трансформируется в жизненную позицию. Последняя представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах.
Большое внимание проблеме личности человека уделялось в древнекитайской и древнеиндийской философских традициях. Так, например, китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям.
В античной философии человек рассматривался как составная часть мироздания, космоса. Жизнь человека получает смысл, если он реализует свое предназначение в космосе – следует своей судьбе. Но и космос получает смысл, поскольку в нем существует человек. «Человек – это мера всех вещей»2, – утверждали древнегреческие софисты.
Для выдающегося древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял собой внутренний мир человека. Ученик Сократа Платон развил учение о человеке как о двойственном существе, имеющем бренное тело и бессмертную душу. Аристотель писал о том, что человек – существо «политическое», т.е. существующее только в полисе, в сообществе людей.
Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.
В эпоху Возрождения человек
рассматривается как
В философии XX в. распространяется представление о человеке как о существе, чье существование предшествует сущности. Это означает, что нет раз и навсегда определенных представлений о том, каким должен быть человек. Каждый человек в ходе своей жизни делает свой выбор, каким образом он будет человеком.
В своей первой
книге «Личность: психологическая
интерпретация» Олпорт описал и классифицировал
более 50 различных определений
Однако остается вопрос: какова природа этого нечто? Олпорт (1937) ответил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»5. Что означает все это? Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность – не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности. Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина «определяет» является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.
Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с ко-торыми оцениваются поступки личности.
Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны.
Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.
Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.
Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие «темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивность эмоций).
Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь». Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения.
Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо.
По данным современной науки человек принадлежит к роду homo sapiens, занимает высшую ступень в эволюционной лестнице живой природы. Биологи рассматривают человека как живое существо, наиболее высокоорганизованное и развитое среди живых существ на Земле.
В самом деле, человек – живое существо, а, следовательно, как минимум наполовину животное6. Надо нам, наконец, перестать третировать животность в себе, не подавлять ее, а раз умно управлять ею и даже развивать, культивировать. Философия антиживотности – античеловеческая, антигуманная, вообще антивитальная философия. К сожалению, в нашей русской культуре эта философия антиживотности длительное время распространялась как зараза. Ею были поражены виднейшие представители русской культуры, такие как Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев.
Толстой неправильно противопоставляет человека животному как якобы живущему сегодняшним днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, «делают» его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными Л.Е. Балашов усматривает «определенную идеалис-тическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о «животной личности» в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших»7.
Конечно, человек – не только животное. За миллионы
лет своего становления он нарастил в
себе гигантский культурный слой. В этом
смысле его можно охарактеризовать
как культурное животное. Культура
– это, с одной стороны,
то, чем отличается человек от животных,
а, с другой, то, что является продолжением-
По мнению Л.Е. Балашова, «феномен человеческой духовности стал формироваться сравнительно недавно, лишь с возникновением пись-менности»8. Это где-то 6-9 тысяч лет назад культурного-социального. Надо всегда помнить об этом и не зазнаваться.
Знаменательно, что одни философы, писатели призывали «Назад к природе!», а другие звали «Вперед, к высотам Духа!». Истина, как всегда, где-то посередине. Эти взаимоисключающие призывы отражают противоположные тенденции в становлении человека.
Другой аспект сущности человека: то, что человек един в разделительном и собирательном смыслах. Он – индивид, индивидуальность, личность и в то же время – представитель рода homo sap iens, член общества. Человек, с одной стороны, хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это – вечное противоречие жизни. Человек – не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе.
Далее, человек – сам себе хозяин, король, никому не подчиняется? Или ничтожная песчинка, овца в стаде? Очевидно, ни то, ни другое. Он – царь природы, господин мира и в то же время – песчинка в безбрежном океане вселенной; он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен, един и неедин.
К определению
сущности личности как нельзя
лучше подходят слова поэта Г.Р.
Державина: Я телом в прахе истлеваю
/ Умом громам повелеваю /
Я царь – я раб – я червь
– я бог!
Понятие соотношения личности и общества в философии
В качестве единичного
представителя человеческого