Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “сущность человека”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Карл Маркс высказывался, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»..

Оглавление

Введение................................................................................................................3
Раздел 1. Личность. Индивид. Индивидуальность............................................4
Раздел 2. Социализация........................................................................................7
Раздел 3. Ролевая концепция................................................................................8
Раздел 4. Общественные отношения...................................................................9
Заключение...........................................................................................................12
Список литературы..............................................................................................13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - Личность и общество.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

                                     социологии

                                     «Личность и общество»

 

 

выполнила:

проверил:

преподаватель

 

 

 

 

Содержание

Введение................................................................................................................3

Раздел 1. Личность. Индивид. Индивидуальность............................................4

Раздел 2. Социализация........................................................................................7

Раздел 3. Ролевая концепция................................................................................8

Раздел 4. Общественные отношения...................................................................9

Заключение...........................................................................................................12

Список литературы..............................................................................................13

Введение

В повседневном и научном  языке очень часто встречаются  термины: “сущность человека”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен  или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются  как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки.  Карл Маркс высказывался, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

В этой короткой фразе  содержится целая диалектика личностного  и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической  индивидуальности и тождественно социальному  в человеке.1

Глава 1. Личность. Индивид. Индивидуальность. Формирование личности.

Понятие личности используется в социологии в двух значениях:

  1. под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам.
  2. рассматривает личность как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т.е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды социальных систем.

 

Таким образом, личность рассматривается  в неразрывной связи с социальной системой, которая без него не может существовать, также как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне коллектива или группы.

В социологических трудах личность трактуется как совокупность ролей, позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах.2 Например, очень хорошо описал понятие «личности» В. Ядов: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».3

 

Как же тогда связаны  личность, индивид и индивидуальность?

По словам В. И. Лавриненко, «личность и индивид являются противоположными как по объему, так  и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных  или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид».4

Вообще индивид —  это скорее обезличенная единица  человеческого существования, нечто  статистическое. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.

Помимо понятия «индивид»  следует пользоваться также и  понятием «индивидуальность». Это то, что классик социологии Э. Дюркгейм называл «индивидуальной сущностью»: совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это составляет в совокупности индивидуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» относится к тем особенным физиологическим, психологическим, мировоззренческим качествам, которые присущи только этому человеку в отличие от всех остальных. Индивидуальность — это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободу выбора и самоопределение.5

 

Итак, с точки зрения макросоциологии личность является продуктом общества. Такого взгляда  придерживались Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Личность развивается  из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. 6Фролов С.С. выделяет пять типов факторов, оказывающих влияние на формирование личности:

  • биологическая наследственность
  • физическое окружение
  • культура
  • групповой опыт
  • уникальный индивидуальный опыт

Как следствие, можно  сказать, что на формирование личности оказывают определенное влияние  все факторы, как биологические, так и физические и культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако следует  помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.7

Глава 2. Социализация

Социализация — это  освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Функциональное значение такого процесса состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.8

Как уже было отмечено, на процесс социализации личности основное влияние оказывает опыт: групповой  и индивидуальный.

Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Обособленность личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Каждый человек строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт (Ч. Кули). 9

Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален: никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происходящие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых. 10

Глава 3. Ролевая концепция  личности.

Личность есть функция  от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в  обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, тем самым личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. 11

 

Теория ролей Р. Линтона:

  1. нормативная личность — это как бы идеал личности данной культуры
  2. модальная личность — более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариантов личности

Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип  которых не совпадает с нормативной  личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.12

 

Ролевая концепция личности, принятая в современной социологии и социальной психологии, имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она раскрывает конкретный механизм связи человека с обществом: выполняемая человеком социальная роль в той или иной группе как раз и реализует некоторую связь его деятельности с интересами группы, а через нее и с обществом в целом. Во-вторых, парные понятия роль — статус являются очень удобным аналитическим инструментом для описания структуры социальной системы, и через них личность также включается в структуру социальной системы. 13

Глава 4. Общественные отношения.

Рассматривая процесс  образования обществом всесторонне  и гармонично развитой личности как  существенной стороны социального  механизма формирования человеческого  субъекта, необходимо выяснить, что  представляют собой общественные отношения. Основным моментом этих отношений, совокупность которых и составляет личность, является то, что образование общественных отношений всегда связано с предметной деятельностью, т.е. разной формой человеческой активности — экономической, политической, культурной и др. Закономерная связь между ними позволяет общественным отношениям выступить, с одной стороны, естественным результатом деятельности, а с другой — внутренней формой, способом ее существования. Такое понимание сущности общественных отношений дает возможность рассматривать соотношение предметной деятельности и общественных отношений как взаимосвязь содержания и формы. Следовательно, совокупность общественных отношений — способ проявления предметной деятельности личности: способа самовыражения человека и результат взаимодействия индивидов.

Ключевым моментом формирования отношений личности и общества является набор потребностей личности. Сама сущность человека проявляется не иначе, как через совокупность его материальных и духовных потребностей.

В общем прослеживается четкая логическая связь: общественные отношения целостно развитой личности — это способ существования творческой предметной деятельности. Качества личности, выражающие сущность человека в свою очередь выступают как способ существования общественных отношений, а потребности личности — как способ ее существования.

Целостное развитие личности предполагает не только то, что образовано в ней обществом, но и то, что  создано ею в обществе. Если общество образует в личности всестороннюю и  гармоническую совокупность отношений, то и личность должна создавать в свою очередь аналогичную совокупность отношений гуманистического общества.

При воздействии общества на личность происходит «привнесение»  совокупности отношений общества во внутреннюю структуру личности с соответствующими субъективными преобразованиями и одновременно осуществляется обратное воздействие личности на общество. При этом в структуре сфер общества происходит освоение всесторонней и гармонической   совокупности отношений личности и одновременно идет обратный процесс — образование личностью отношений. Это единый процесс создания их новых отношений, которые становятся основой дальнейшего развития личности и общества. Фундаментом формирования новых отношений является образование качественно иной творческой предметной деятельности личности и ее проявление в общественных отношениях.

Личность создает отношения  гуманистического общества через образование  новых отношений социума, состоящего из совокупности всех отношений его  личностей. Создание новых отношений осуществляется в том случае, когда личность придает определенную форму, организацию качественно изменяющейся творческой предметной деятельности индивидов через ее проявление в соответствующем отношении личности. Первичной потребностью общества в отношении составляющих его личностей является мотивация их участия, включая их согласие с требованиями нормативного порядка. Взаимодействие, взаимопревращение общества и личности разрешают диалектическое противоречие между процессами образованиям отношений общества с личностью. Личность формируется не только в процессе образования ее отношений с обществом и создания ею отношений этого общества, но и тогда, и это главное, когда происходит взаимопревращение процессов между обществом и личностью.

При раскрытии содержания социального механизма формирования целостно развитой личности следует  отметить факторы  одновременного взаимодействия и взаимопроникновения процессов  образования личностных отношений  обществом и создания личностью  отношений общества; формирование новых отношений индивида и общества; и, наконец, то, что отношения формирующейся целостной личности представляют собой отношения взаимопроникновения и взаимообогащения общества и личности.14

 

Заключение

«Общество не есть простая  сумма или рядоположенность телесных индивидов, оно есть комплекс каузально и функционально зависящих друг от друга отношений, которыми связаны между собою его члены.»

Крылов В.В.15

Подводя итог, можно с  уверенностью сказать, что личность и общество две неразрывные друг от друга формации. Одна вытекает из другой, обе тесно связаны друг с другом. Личность является частицей общества, из них формируются все компоненты общества и происходит его развитие. В то же время, общество делает из индивидов личности, наделяя их теми качествами, которые требуются в данное время в данном социуме, передавая единицам знания и навыки поколений.

Информация о работе Личность и общество