Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “сущность человека”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Карл Маркс высказывался, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»..
Введение................................................................................................................3
Раздел 1. Личность. Индивид. Индивидуальность............................................4
Раздел 2. Социализация........................................................................................7
Раздел 3. Ролевая концепция................................................................................8
Раздел 4. Общественные отношения...................................................................9
Заключение...........................................................................................................12
Список литературы..............................................................................................13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ
И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Контрольная работа по
социологии
выполнила:
проверил:
преподаватель
Содержание
Введение......................
Раздел 1. Личность. Индивид.
Индивидуальность..............
Раздел 2. Социализация..................
Раздел 3. Ролевая концепция.............
Раздел 4. Общественные отношения.....................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “сущность человека”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Карл Маркс высказывался, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
В этой короткой фразе содержится целая диалектика личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.1
Глава 1. Личность. Индивид. Индивидуальность. Формирование личности.
Понятие личности используется в социологии в двух значениях:
Таким образом, личность рассматривается
в неразрывной связи с
В социологических трудах
личность трактуется как совокупность
ролей, позиций, которые она занимает
и выполняет в различных социал
Как же тогда связаны личность, индивид и индивидуальность?
По словам В. И. Лавриненко,
«личность и индивид являются
противоположными как по объему, так
и по содержанию. В понятии "индивида"
не фиксируется каких-либо особенных
или единичных свойств человека
Вообще индивид — это скорее обезличенная единица человеческого существования, нечто статистическое. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.
Помимо понятия «индивид»
следует пользоваться также и
понятием «индивидуальность». Это то,
что классик социологии Э. Дюркгейм
называл «индивидуальной
Итак, с точки зрения макросоциологии личность является продуктом общества. Такого взгляда придерживались Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. 6Фролов С.С. выделяет пять типов факторов, оказывающих влияние на формирование личности:
Как следствие, можно сказать, что на формирование личности оказывают определенное влияние все факторы, как биологические, так и физические и культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.7
Глава 2. Социализация
Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Функциональное значение такого процесса состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.8
Как уже было отмечено, на процесс социализации личности основное влияние оказывает опыт: групповой и индивидуальный.
Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Обособленность личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Каждый человек строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт (Ч. Кули). 9
Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален: никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происходящие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых. 10
Глава 3. Ролевая концепция личности.
Личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, тем самым личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. 11
Теория ролей Р. Линтона:
Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.12
Ролевая концепция личности, принятая в современной социологии и социальной психологии, имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она раскрывает конкретный механизм связи человека с обществом: выполняемая человеком социальная роль в той или иной группе как раз и реализует некоторую связь его деятельности с интересами группы, а через нее и с обществом в целом. Во-вторых, парные понятия роль — статус являются очень удобным аналитическим инструментом для описания структуры социальной системы, и через них личность также включается в структуру социальной системы. 13
Глава 4. Общественные отношения.
Рассматривая процесс
образования обществом
Ключевым моментом формирования отношений личности и общества является набор потребностей личности. Сама сущность человека проявляется не иначе, как через совокупность его материальных и духовных потребностей.
В общем прослеживается четкая логическая связь: общественные отношения целостно развитой личности — это способ существования творческой предметной деятельности. Качества личности, выражающие сущность человека в свою очередь выступают как способ существования общественных отношений, а потребности личности — как способ ее существования.
Целостное развитие личности предполагает не только то, что образовано в ней обществом, но и то, что создано ею в обществе. Если общество образует в личности всестороннюю и гармоническую совокупность отношений, то и личность должна создавать в свою очередь аналогичную совокупность отношений гуманистического общества.
При воздействии общества на личность происходит «привнесение» совокупности отношений общества во внутреннюю структуру личности с соответствующими субъективными преобразованиями и одновременно осуществляется обратное воздействие личности на общество. При этом в структуре сфер общества происходит освоение всесторонней и гармонической совокупности отношений личности и одновременно идет обратный процесс — образование личностью отношений. Это единый процесс создания их новых отношений, которые становятся основой дальнейшего развития личности и общества. Фундаментом формирования новых отношений является образование качественно иной творческой предметной деятельности личности и ее проявление в общественных отношениях.
Личность создает отношения гуманистического общества через образование новых отношений социума, состоящего из совокупности всех отношений его личностей. Создание новых отношений осуществляется в том случае, когда личность придает определенную форму, организацию качественно изменяющейся творческой предметной деятельности индивидов через ее проявление в соответствующем отношении личности. Первичной потребностью общества в отношении составляющих его личностей является мотивация их участия, включая их согласие с требованиями нормативного порядка. Взаимодействие, взаимопревращение общества и личности разрешают диалектическое противоречие между процессами образованиям отношений общества с личностью. Личность формируется не только в процессе образования ее отношений с обществом и создания ею отношений этого общества, но и тогда, и это главное, когда происходит взаимопревращение процессов между обществом и личностью.
При раскрытии содержания
социального механизма
Заключение
«Общество не есть простая сумма или рядоположенность телесных индивидов, оно есть комплекс каузально и функционально зависящих друг от друга отношений, которыми связаны между собою его члены.»
Крылов В.В.15
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что личность и общество две неразрывные друг от друга формации. Одна вытекает из другой, обе тесно связаны друг с другом. Личность является частицей общества, из них формируются все компоненты общества и происходит его развитие. В то же время, общество делает из индивидов личности, наделяя их теми качествами, которые требуются в данное время в данном социуме, передавая единицам знания и навыки поколений.