Личность и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:47, реферат

Краткое описание

Личность - устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретно - социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей

Оглавление

Введение 3
1. Понятие человек, индивид, личность 5
2. Ролевая теория личности 8
3. Механизм социализации личности 12
4. Социальное поведение личности 14
5. Определение социальных норм 16
6. Отклоняющееся поведение личности и его причины 18
Заключение 23
Библиографический список литературы 24

Файлы: 1 файл

личности общества реферат.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

      Оглавление

 

Введение 

      Личность - устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретно - социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью ( к индентификации с нею ) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития .

      Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

      С одной стороны, общество - часть природы. Но с другой - это качественно отличная, сугубо специфическая, социальная часть действительности, которая не может быть растворена в остальной ее части или отождествлена с ней. Общество - это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей. Общество неоднородно и имеет свою внутреннюю структуру. Составными элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаимодействия, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другим, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как социальной системе.

 

  1. Понятие человек, индивид, личность
 

      Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

      Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

      Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

      Таким образом, с самого начала в понятии "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

      Необходимо  отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке слово "человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

      Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

      Первым  понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный "социальный атом", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

      Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено общечеловеческих характеристик.

      Индивидуальность  не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

      Обратимся к проблеме генезиса, происхождения  личностных особенностей человека. Возникает вопрос – когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

      Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения. “Кризис рождения” имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

      В плане личностного самоопределения  человека важно подчеркнуть, что  человек приходит в жизнь с  опытом рождения, а к рождению с  опытом пренатальной общности. Более  того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

      Дальнейшее  развитие личности связано с “происхождением” других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты, – как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.

      Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества.

      2.  Ролевая теория  личности

 

      Основные  положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

      Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “социальный статус” и “социальная роль”.

      Каждый  человек, живущий в обществе, включен  во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях и занимать несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом.

      Социальный  статус - интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. В социологии наряду с категорией социальный статус используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т. п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества .

      Компонентами  социального статуса являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей ( например, пол, возраст, образование, профессия, национальность и т. д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д.

      Социальные  позиции с помощью нормативных  и эмоциональных регуляторов - норм, социальных чувств, стереотипов и т. д. - приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияния, возможности, свободы и другие показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т. д.

      Каждый  человек может иметь большое  число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей  в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе.  Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).

      Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции ( в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

      Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это, значит,  навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный ( достигнутый ) статус определяется усилиями самого человека ( например, писатель, губернатор, директор и т. д. ).

      Выделяются  также естественный и профессионально-должностной  статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека ( мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д. ).

      Социальный  статус обозначает конкретное место, которое  занимает индивид в данной социальной системе.

      Совокупность  требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

      Социальная роль - ожидаемое поведение личности, связанное с ее социальным статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе.

      Социальная  роль - динамичный аспект социального  статуса как нормативного регулируемое в соответствии с их социальным статусом поведения людей. Совокупность таких ролей называется ролевой системой. Социальные роли могут закрепляться формально ( например, в законе или ином правовом акте ), а могут носить и неформальный характер ( многие моральные нормы поведения ).

      Каждый  статус обычно включает ряд ролей. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

Информация о работе Личность и общество