Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:47, доклад
Под научной проблемой ученые понимают такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом знании. Одним вопросом проблема никогда не исчерпывается. Она представляет собой целую систему, состоящую из центрального вопроса (того самого, который составляет существо проблемы и который часто отожествляется со всей проблемой) и некоторого количества других, вспомогательных вопросов, получение ответов на которые необходимо для ответа на основной вопрос.
Признаком, по которому отличается научный вопрос от научной проблемы, является различный характер предположения, содержащегося в вопросе. Если заключенное в вопросе знание о незнании превращается в результате научного поиска в знание о том, что неизвестное явление подчиняется уже известному, изучаемому закону, вопрос не оценивается как проблема. Если же он сочетается с предположением (или содержит в себе предположение) о возможности открытия нового закона (ему в прикладных науках соответствует предположение о возможности открытия принципиально нового способа применения ранее полученного знания законов), тогда мы имеем постановку проблемы.
Социальная проблема — это сложная познавательная задача,
решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам. Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и поведение.
Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества.
поведение.
Социальные проблемы могут носить глобальный характер,
затрагивая интересы значительной части человечества. Так,
демографические, экологические, техногенные, продовольственные,
энергетические и другие проблемы в настоящее
время приобретают глобальный характер, и их разрешение
требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные
проблемы могут касаться интересов отдельных или
нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,
распространяющиеся на отдельные страны, национально-
этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.
Проблемы могут
жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут
быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-
политическую, духовную или собственно социальную
сферы жизнедеятельности людей.
Для социальной работы особую значимость приобретают
личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия
личности и социальной среды. К социальной среде относят
все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту
социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.
Одним из важнейших условий решения социальной проблемы
является точное ее формулирование. Если проблема правильно
сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять
поиск недостающей информации в нужном направлении;
во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария
социального воздействия, а следовательно, и эффективность
социальной работы. Одним из важнейших требований к
формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.
Она должна вытекать из реальных потребностей и
предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими
или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,
надуманной.
Точно сформулированная проблема выступает исходным,
первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической
деятельности социальных
служб и организаторов
работы.
Практическая потребность и значимость социальной проблемы
не только активизируют деятельность специалистов социальных
служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный
и физический потенциал, но и придают поиску технологических
решений творческий, новационный характер.
Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.
В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-
сматривать как существующие на следующих уровнях организации:
- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-
временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-
пример, проблема переходности экономической жизни;
- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резкого снижения уровня жизни среднего класса;
- на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими.
В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего, проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.
Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной
проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.
Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.
Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволяют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов.
Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или
группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.
Второй - методический, предполагающий формулировку основных целей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.
И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный
этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.
Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных
этапов деятельности предполагает
использование различных
Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследования, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень
малых групп, уровень больших
социальных групп и слоёв, уровень
территориальных общностей
Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное
видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени
сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.
Во-вторых, необходимо указать на такой класс социальных технологий,
как технологии социального
воздействия, которые предполагают
организацию и осуществление
деятельности по непосредственному
решению конкретной проблемы. К ним
можно отнести универсальные
социальные технологии (социальная диагностика,
социальная терапия, социальная адаптация
и т.п.). Помимо универсальных технологий
к этому классу относятся частные
социальные технологии, предназначенные
для решения проблем конкретных
социальных субъектов (детей, инвалидов,
малоимущих и др.). Если технологии социального
исследования могут быть эффективно
использованы на первом этапе решения
какой-либо социальной проблемы, то технологии
социального воздействия
Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.
В процессе диагностики
необходимо учитывать диалектическую
связь между социальными
Диагностика предполагает
оценку степени остроты данной социальной
проблемы, когда на основе анализа
устанавливается взаимосвязь
Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, необходимо такое распределение ресурсов, которое обеспечивало бы, хотя, может быть, и более низкими темпами, решение других, сопряженных с ключевой, проблем.
Поднимая вопрос о приоритетности и комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и потери, которые общество может нести, если социальные проблемы не будут решаться вовремя. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного типа исправительных учреждений для подростков (колонии, спецшколы и т. п.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, кружков и т. д.
В качестве приемов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя приемы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение дерева проблем; ранжирование проблем по степени актуальности и значимости; проведение прикладного социологического исследования проблемной ситуации, включая анализ данных социальной статистики, экономических параметров, материалов эмпирических обследований (анкетирования, интервьюирования и т. д.). Для диагностики социальных проблем могут быть использованы методы прогнозирования, программирования и планирования. Такие, например, как метод Дельфи и программно-целевой. Диагностируя проблемы, можно пользоваться методом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.