Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:39, курсовая работа
В настоящее время представители различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки, манипуляторство и симбиоз, на личность и психику ребенка.
Предметом широких исследований были и психологические факторы. По данным исследователей, для мужей, истязающих своих жен, характерны депрессия, деспотичность, одержимость и патологическая ревность. Что касается избитых жен, то им присущи зависимость, низкая самооценка, традиционные установки по отношению к мужскому и женскому поведению.
В случаях насилия над пожилыми людьми главным психологическим фактором является перемена ролей и зависимость родителей от взрослых детей. В тоже время определенные характерные черты жертвы, такие, как постоянные претензии и жалобы, также могут способствовать жестокости.
Принимая во внимание сложность
человеческой натуры, социальное взаимодействие
и социальную структуру, некоторые
исследователи предложили более
перспективный подход. Они создали
комплексную модель насилия в
семье. Их модель учитывает разнообразие
семей, индивидуальные характеристики
и социальные отклонения их членов,
сочетание которых вызывает насилие.
Эта модель придает особое значение
взаимному влиянию между
Таким образом, насилие - это
не только физические действия в отношении
женщины или ребенка
Виды домашнего насилие подразделяют на:
Кроме того, по отношению к ребенку существует вид насилия, такой как пренебрежение, интересами и нуждами ребенка. Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. [9,203]
Этапы развития жестокости:
Первая фаза: мужчина становится более агрессивным, раздражительным и напряженным. Возрастает количество оскорблений, критики и морального давления. Гнев вызывает что угодно - например, беспорядок в доме или сумма, потраченная на покупки.
Вторая фаза: напряжение нарастает. Женщина начинает спорить с ним и пытается защититься, вызывая в нем еще большее раздражение. Он может толкнуть, швырнуть на пол, ударить. Иногда мужчины в таких случаях говорят, что они хотят чему-то научить.
Третья фаза: мужчина начинает приносить извинения и обещает измениться. Он может засыпать подобными обещаниями и подарками. (так называемый "медовый месяц") Эти изменения заставляют надеяться, что отношения еще можно спасти, и что насилие больше не повторится.
Но, как правило, отношения, сопровождающиеся насилием, развиваются по сценарию порочного круга: после фазы "смягчения" наступает новый, еще более жестокий виток [14,128]
Формы насилия в семье весьма разнообразными. Это могут быть:
Вышеупомянутые формы насилия наносят ущерб здоровью женщин, ставших жертвами насилия. В частности это:
В случаях насилия по отношению к беременным женщинам это может привести к:
Помимо вышеперечисленных
проблем, так же женщины испытывают
и другие проблемы. Женщина, которая
подверглась любой форме
Результатами насилия, как правило, является: стресс, самоизоляция от общества, суицидальные попытки, кроме того, появляются чувство унижения и оскорбления [12,240].
Женщины, подвергавшиеся насилию,
часто оказываются
Ещё одной важной проблемой является экономическая зависимость женщины в случае насилия в семье.
Насилие по отношению к женщине отражает ситуацию в обществе в целом, является своеобразным социальным индикатором.
Основным социальным противоречием является то, что женщины, как правило, не знают своих законных прав и, соответственно, не могут бороться против насилия.
Разнообразные проявления жестокого
обращения с детьми имелись и
имеются во всех странах, независимо
от политического, идеологического
и экономического устройства. Долгое
время в нашем обществе старались
обходить молчанием эту проблему,
считая, что "дети являются привилегированным
сословием". Следствием такого отношения
явилось выявление и
Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым. [13,396]
Жесткое обращение с детьми
и пренебрежение их интересами могут
иметь различные виды и формы,
но их следствием всегда является: серьезный
ущерб для здоровья, развития и
социализации ребенка, нередко - угроза
для жизни. Пострадавшие от насилия
дети отстают в развитии, страдают
различными физическими и
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения к детям. [13,396]
К ближайшим последствиям
относятся физические травмы, повреждения.
Следствием, которых являются головные
боли, потеря сознания, характерные
для синдрома сотрясения, развивающегося
у маленьких детей, которых берут
за плечи и сильно трясут. Кроме
того, к ближайшим последствиям относятся
острые психические нарушения в
ответ на любой вид агрессии, особенно
на сексуальную. Эти реакции могут
проявляться в виде возбуждения,
стремления куда-то бежать, спрятаться,
либо в виде глубокой заторможенности,
внешнего безразличия. Однако в обоих
случаях ребенок охвачен
Среди отдаленных последствий жестокого обращения к детям выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения,
У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, наблюдаются признаки задержки физического и нервно-психического развития.
Такие дети, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки.
Заболевания в последствии насилия над ребенком могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем. [16,38-53]
Кроме того, независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание. [16,38-53]
Практически все дети, пострадавшие
от жестокого обращения и
Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины. [15,79-80]
Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками.
У эмоционально депривированных детей проявляется стремление любым путём привлечь к себе внимание, иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.
Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для них характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено [15,79-80].
Среди этих детей, даже во взрослом
состоянии, отмечается высокая частота
депрессией. Это проявляется в
приступах беспокойства, безотчетной
тоски, чувство одиночества, в нарушениях
сна. В старшем возрасте, у подростков,
могут наблюдаться попытки
Если говорить о социальные
последствия жестокого
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. [15,79-80]
Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Для общества последствия насилия над детьми проявляются, прежде всего, в потере человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, а кроме того, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице потенциальных родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками. [10,386]
Таким образом, насилие подразделяется на виды и формы. Насилия в семье по отношению к женщинам влечет за собой проблемы, такие как телесные повреждения, ушибы, переломы костей и. т.п. Что может привести к временной не трудоспособности, а так же к инвалидности. К социальным и психологическим проблемам женщин подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки. Различают ближайшие и отдаленные последствия для детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят травмы и острые психические расстройства, к отдаленным последствиям, нарушение физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, нарушение социализации и интеграции в общество.