Психологическое насилие над ребёнком в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:29, научная работа

Краткое описание

Цель: Изучить понятие «психологическое насилие».
Задачи:
1. Познакомиться с научными взглядами на изучаемую проблему.
2. Разработать анкету для старшеклассников.
3. Провести анкетирование среди учащихся 9-х классов.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологическое насилие
1.1 Понятие психологического насилия
Глава II. Отношения между детьми и родителями
2.1 Типы семейных взаимоотношений
2.2 Условия воспитания
2.3 Из-за чего бывают конфликты?
2.4 Любовь к детям
2.5 Диалог
2.6 Равенство
2.7 Принятие
2.8 Независимость ребенка
Глава III. Родители и их методы воспитания
3.1 Какие бывают родители?
3.2 Хорошие родители. Какие они?
3.3 Ошибки семейного воспитания.
Исследование
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Научная работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать)


Научная работа по психологии

Тема: «Психологическое насилие над ребёнком в семье»

 

Содержание

Введение

Глава I. Психологическое насилие

1.1 Понятие психологического насилия

Глава II. Отношения между детьми и родителями

2.1 Типы семейных взаимоотношений

2.2 Условия воспитания

2.3  Из-за чего бывают конфликты?

2.4 Любовь к детям

2.5 Диалог

2.6 Равенство

2.7 Принятие

2.8 Независимость ребенка

Глава III. Родители и их методы воспитания

3.1 Какие бывают родители?

3.2 Хорошие родители. Какие они?

3.3 Ошибки семейного воспитания.

Исследование

Заключение

Приложение

Список литературы



Введение

Проблемы домашнего, семейного насилия и насилия в подростковой среде являются сейчас одними из наиболее актуальных. Проблема насилия не нова, она существовала всегда и существует во всех странах мира. Но в отличие от большинства других стран наше государство не обращало должного внимания на эту проблему. Отсутствовала система выявления насилия, защиты прав потерпевших и профилактики этого явления.

В семье закладываются основы любви, уважения, нравственности, терпимости. Дети, ставшие жертвами или свидетелями насилия в семье или в подростковой среде, нередко сами переносят эту модель в свою взрослую жизнь и сами совершают насилие. Порочный круг замыкается. Статистика свидетельствует, что более половины обидчиков, агрессоров, преступников выросли в семьях, где имело место насилие над близкими или над ними.

В исследовании психологических историй жизни людей, совершающих действия, травмирующие детей, иногда обнаруживается собственный неразрешенный опыт насилия в детстве.

Существует несколько параметров, по которым классифицируется насилие. Так, насилие может быть явным и скрытым (косвенным) в зависимости от стратегии поведения обидчика. По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По длительности насилие может быть единичным или множественным, длящимся долгие годы. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Существует четыре основных типа насилия: физическое насилие, сексуальное насилие, пренебрежение, психологическое (эмоциональное) насилие.

Я в своей научной работе хочу подробно разобрать психологическое (эмоциональное) насилие.

Эта тема заинтересовала меня тем, что в моей жизни есть такая проблема, и я ее хочу решить. Уже подробнее изучая этот вопрос, я поняла, что такая проблема есть в абсолютно каждой семье. Просто у одних она менее заметна, у других же более проблематична. Психологическое насилие трудно увидеть как, например, физическое, но оно оставляет очень глубокие раны на всю оставшуюся жизнь.

Цель: Изучить понятие «психологическое насилие».

Задачи:

1.       Познакомиться с научными взглядами на изучаемую проблему.

2.       Разработать анкету для старшеклассников.

3.       Провести анкетирование среди учащихся 9-х классов.

4.       Сделать выводы по проведенному исследованию.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости. 

А. Шопенгауэр

 

Глава I. Психологическое насилие

1.1 Понятие психологического насилия

Психическое (эмоциональное) насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

Психологическое насилие было признано как вид насилия над детьми сравнительно недавно – лишь в 1980 году.

Любое насилие, не только семейное, характеризуется тем, что оно направлено, в первую очередь, на подавление индивидуальной воли человека (личности), возможности ему самостоятельно принимать решения. Субъект насилия при этом получает власть над объектом.

Существуют различные формы психологического насилия, к которым относятся:

  1. Лишение ребенка необходимой эмоциональной стимуляции;
  2. Пренебрежение его потребностью в безопасном окружении, стремлении быть ближе к родителям, общаться с ними, получать от них поддержку;
  3. Предъявление чрезмерных требований к ребенку, невыполнимых в силу его возраста и возможностей;
  4. Открытое неприятие;
  5. Постоянная критика ребенка, употребление негативных сравнений;
  6. Угроза совершить насилие над ребенком или над теми, кого он любит;
  7. Унижение его достоинства;
  8. Установление ограничений на контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими значимыми для него людьми, запрет или ограничение выхода их дома (не пускают в школу, переводят на домашнее обучение без достаточных на то оснований).

К чему это приводит?

Последствия психологического насилия таковы: низкая самооценка, злобные действия , такие как: поджёг, саморазрушение, замкнутость, плохое развитие основных жизненных навыков, трудности в общении, отсутствие чувства безопасности, и, как следствие, нестабильность в отношениях, неспособность долго удержаться на работе, расстройства аппетита, сна,  употребление алкоголя или наркотиков, суицид.

Помимо непосредственного влияния, насилие, пережитое в детстве, также может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.


Глава II. Отношения между детьми и родителями

2.1 Типы семейных взаимоотношений

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознаваемая  ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат  в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека –  заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

2.2 Условия воспитания

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

2.3 Из-за чего бывают конфликты?

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.  Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее. Еще один вид психологического насилия - эмоциональный шантаж и подкуп ребенка. Пытаясь сохранить покой, родители шантажируют ребенка. В результате у ребенка вырабатывается устойчивый страх последствий его действий. Как правило, этот вид насилия сочетается с сексуальным домогательством и эксплуатацией (например, принуждение к воровству, проституции, попрошайничеству).

2.4 Любовь к детям

  Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

  Именно поэтому первой и  основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

  И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Родители могут любить ребенка  не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен,  на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Информация о работе Психологическое насилие над ребёнком в семье