Психологическое насилие над ребёнком в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 14:29, научная работа

Краткое описание

Цель: Изучить понятие «психологическое насилие».
Задачи:
1. Познакомиться с научными взглядами на изучаемую проблему.
2. Разработать анкету для старшеклассников.
3. Провести анкетирование среди учащихся 9-х классов.
4. Сделать выводы по проведенному исследованию.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологическое насилие
1.1 Понятие психологического насилия
Глава II. Отношения между детьми и родителями
2.1 Типы семейных взаимоотношений
2.2 Условия воспитания
2.3 Из-за чего бывают конфликты?
2.4 Любовь к детям
2.5 Диалог
2.6 Равенство
2.7 Принятие
2.8 Независимость ребенка
Глава III. Родители и их методы воспитания
3.1 Какие бывают родители?
3.2 Хорошие родители. Какие они?
3.3 Ошибки семейного воспитания.
Исследование
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Научная работа.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

  Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»

  Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

  Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения.

  Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно  очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.

  Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей, возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности.

  Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему «Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают то, как они воспитывают ребенка.

  Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.

  Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.

  В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

  Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть, ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.

  Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое, проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал, справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте, всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое действие малыша.

  В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития, возрастных возможностей ребенка.

  Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка...

  Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.

  Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка. Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо противоположные, а именно подавленность, робость.

  Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

  Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.


Исследование

Мы решили провести анкетирование среди учащихся 9 классов на изучаемую тему. Нами была составлена следующая анкета (Приложение). Результаты анкетирования мы представили в презентации.
Заключение

Очень важно понимать, что все родители иногда «теряют контроль» и могут сказать обидные слова своим детям, игнорируют их, когда им нужно внимание или неосознанно пугают их. Это не единичные случаи, а постоянно продолжающиеся «преследования» родителей или других людей. Такое хроническое поведение родителей по отношению к ребёнку очень разрушает психику ребёнка. Это происходит, когда родители постоянно и настойчиво внушают ребёнку изо дня в день, что он ничего не стоит, что лучше бы он не родился; когда ребёнок с ужасом ждет прихода родителей домой, зная, что его ожидает «пытка». Или когда он не хочет идти в школу, потому что там над ним будут издеваться.

Детям нужна любовь, принятие их такими, какие они есть, поддержка, дисциплина (в отличие от наказания), постоянство и позитивное внимание. В обратном случае дети вырастают с мыслью, что они никчемные, и что их не за что любить. И самое главное, что, становясь родителями, они могут также поступать со своими детьми.

Что можно сделать родителям?

1. Принимать активное участие в жизни семьи.

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.

5. Уважать право ребенка на собственное мнение.

6. С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

7. Исключите из своего лексикона оскорбительные слова по отношению к своему ребёнку.

8. Посчитайте до десяти до того как начать ругать ребёнка.

9. Скажите себе, что вы сможете разобраться в случившемся без ругани и брани.

10. Найдите информацию о развитии ребёнка (согласно возрасту вашего ребёнка в данный момент). Информацию можно найти в Интернете или в книгах. А ещё лучше, посетить специалиста по этим вопросам.

11. Научитесь договариваться с ребёнком по-хорошему. Часто взрослые ошибочно думают, что дети ничего не могут понять. Если вы будете помнить о возрасте вашего ребёнка и говорить с ним на его уровне, то ребёнок может вполне вас понять.

12. Будьте открыты к советам других. Не становитесь в защитную позицию, а попробуйте учиться новому подходу в воспитании детей.

13. Обращайтесь со своим ребёнком так же, как вы обращаетесь с лучшим другом.

14. Если вы сказали что-то очень грубое или обидное, не бойтесь извиниться перед ребёнком. Вы не проявите этим самым слабость или не уверенность, а будете прекрасным примером для вашего ребёнка.

Детям со своей стороны тоже следует немало потрудится, чтобы сохранить хорошие отношения с родителями.

Что можно сделать детям?

  1. Быть более терпеливыми;
  2. Понимать, что родители хотят для тебя только лучшего;
  3. Вначале стараться самостоятельно оценивать свои поступки, и затем понять, почему они так возмущают родителей;
  4. В ссорах стараться быть спокойными и не повышать голоса на родителей;
  5. Понимать, что родители тоже могут «потерять контроль»  над собой;
  6. Понимать, что родители не вечны, и потому их нужно любить, беречь, ценить и уважать;
  7. Стараться чаще  разговаривать с родителями, делиться своими тайнами, страхами, увлечениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

АНКЕТА

Уважаемые респонденты, просим вас вдумчиво ответить на наши вопросы, это поможет нам объективно оценить изучаемую проблему. Будем вас очень благодарны, если вы напишите какие-то свои комментарии.

 

Что вы считаете психологическим насилием?

1.       Когда на меня начинают кричать;

2.       Когда никто не обращает на меня внимание;

3.       Когда кто-то начинает лезть в мою жизнь и мои дела;

4.       Когда меня оскорбляют;

Свой вариант ответа                                                                                                                       а

 

Где это происходит?

1.       На улице, в компании друзей;

2.       Дома, между членами семьи;

3.       В школе, между мной и учителями;

Свой вариант ответа                                                                                                                       а

 

Считаете ли вы, что претензии и поучения ваших родителей справедливы?

1.       Да;

2.       Нет;

3.       Иногда;

4.       Никогда не задумывался об этом.

 

Как вы думаете, чаще всего методы воспитания ваших родителей благоприятствуют вашему развитию?

1.       Да;

2.       Нет;

3.       Никогда не задумывался об этом.

 

Как вы думаете, вы будете воспитывать своих детей методами своих родителей?

1.       Да;

2.       Нет;

3.       Никогда не задумывался об этом.

 

Хотели бы вы что-то изменить в своей семье?

1.       Да;

2.       Нет;

3.       Никогда не задумывался об этом.

 

Родители часто разговаривают с вами грубо?

  1. Часто;
  2. Редко;
  3. Никогда такого не бывает.

 

Посещали ли вас когда-нибудь мысли о побеге из дома?

  1. Да;
  2. Нет;

 

 

Список литературы

  1. Петровский А. В. Популярные беседы о психологии.  2-е изд., доп. И перераб.М.: Педагогика, 1983.224 с.
  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости. / Пер. с нем. 2_е изд.  М.: «Когито-Центр», 2006.  176 с.
  3. «Популярная психология для родителей» под редакцией А.А.Бодалева, М.,Педагогика 1988г.
  4. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвящение 1990г.
  5. Анзорг Линда "Дети и семейный конфликт" М.: "Просвещение", 1987 г.
  6. Байярд Р.Т., Байярд Д. "Ваш беспокойный подросток" М.: "Просвещение", 1991 г.
  7. Волкова Е.М. "Трудные дети или трудные родители?" М.: "Профиздат", 1992 г.
  8. Ковалев С.В. "Психология современной семьи" М.: "Просвещение", 1988 г.

Информация о работе Психологическое насилие над ребёнком в семье