Насилие в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время представители различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки, манипуляторство и симбиоз, на личность и психику ребенка.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 72.69 Кб (Скачать)

 



Введение

В настоящее время представители  различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного  влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются  и сексуальные домогательства, и  телесные наказания, и неадекватные родительские установки, манипуляторство  и симбиоз, на личность и психику  ребенка.

Однако проблематика насилия, несмотря на всю ее важность и актуальность, до сих пор не имеет единой теоретической  и исследовательской парадигмы, в то время, как и социологическая  практика, и ряд экспериментальных  данных отечественных и зарубежных авторов ясно указывают на общность генеза личностных расстройств различной  специфики и последствий посттравматического  стрессового расстройства вследствие пережитого насилия.

Исследование насилия  привлекает сегодня самое пристальное  внимание исследователей разных областей науки по нескольким причинам. И  хотя этот интерес не лишен противоречий и внутренних сопротивлений, он может  нас вывести в новую сферу  знаний о природе человека.

Проблема насилия в  семье отражает дисгармонию и  перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует  о нездоровой социально - нравственной обстановке в нашем обществе.

Реакция государства на насилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой - государство, допускающее насилие, которое воспринимается, как обыденность, тем самым разлагает  и общество, и семью.

Терпимость общества ко всякому  роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного  общества. Мы привыкли видеть в средствах  массовой информации, на телевидение  и в кино, разного рода насилие. Стали относиться к нему спокойно, и не замечать.

Актуальность исследования проблем, связанных с насилием в  семье, обусловлена с одной стороны  с тем, что проведение социальных реформ в современной России требует  создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающий широкий  спектр услуг экономического, медицинского, психолого-педагогического, правового, бытового и иного характера. С  другой стороны, нарастание и более  интенсивное проявление агрессивности  и жестокости пронизывает все  стороны жизни общества, в том  числе и семью. Кроме внешней  среды, влияющей на формирование агрессивного поведения у человека, существуют также и общепринятые стереотипы, убеждения и установки, которые  позволяют проявлять агрессивность  и как бы негласно «узаконивают»  насилие. Речь идет о структурном  насилии, которое легитимно и  представлено в культуре и традициях  народов. Корни насилия над женщиной в семье идут из древности. Мужская  идентичность и мужественность отождествляются  в обществе с физической силой  и агрессивностью. Роль мужчины –  главы семьи – предписывает ему  заботится, принимать решения, контролировать и наказывать, быть активным участником семейного сообщества. Вместе с тем  женщине отводится пассивная  роль, принимающей правила с покорностью  и безмолвностью. Направленное против женщин насилие подспудно одобряется социумом, преуменьшая его масштабы. Существует стереотип, поддерживающий мнение о том, что женщина может  быть легкой мишенью для унижения.

Научная разработанность: к самым известным и масштабным научным проектам следует отнести общенациональное исследование проблем насилия в семье, выполненное американскими социологами М.Страусом, Р.Джеллзом и С.Стеинметцом в 1975г. И продолженное группой специалистов под руководством М.Страуса в 1985г. Эти социологи и ряд других американских ученых (Л.Лерман, Л.Шерман, Р.Берк, Д,Финкельхор, К.Йолло и др.) по сей день продолжают оставаться одними из ведущих специалистов в области домашнего насилия.

Среди зарубежных социальных психологов научные работы которых  непосредственно касаются исследования форм проявления и устранения последствий  домашнего насилия, необходимо отметить Л.Берковица и Б.Крэйхи. Первый известен всему миру как ведущий специалист в области психологии агрессии. В 2002г. его основной труд «Агрессия: причины, психология и контроль» впервые  вышел на русском языке. Б.Крэйхи также провела фундаментально-прикладное исследование агрессии, в котором  большое внимание уделяет теме домашнего  насилия.

Свой вклад в изучение проблемы внесли также отечественные  юристы Ф.Н. Аббасов, Г.Г. Мошак, Э.Ф. Побегайло, Г.А. Панфилов, Д.В. Ривман, Я.Я. Соотак, О.В. Старков, А.Д. Тартаковский, Д.Р. Усманов  и др. Вместе с тем труды указанных  авторов посвящены изучению внутрисемейных насильственных преступлений исключительно  с криминологических позиций, которые  основными объектами анализа  определяют категорию «родственные убийства» и случаи насильственного  инцеста. К таким исследованиям  можно отнести и монографию Ю.М. Антоняна, И.В. Горшкова, Р.М. Зулкарнеева  «Проблемы внутрисемейной агрессии», вышедшую небольшим тиражом в  НИИ МВД в 1999г.

Предмет: насилие в семье.

Объект: женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.

Цель: изучить содержание, методы и формы социальной работы с женщинами и детьми подвергшихся насилию в семье.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по данному вопросу.
  2. Изучить основные виды и формы насилия в семье
  3. Охарактеризовать социальные проблемы женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.
  4. Описать технологии социальной работы с женщинами и детьми, подвергшимися насилию в семье

 

Метод исследования:

Аналитический - теоретический  анализ научных публикаций по данному  вопросу, социально-психологической и педагогической литературы. 
Глава 1. Теоретические аспекты: насилие в семье

1.1 Понятие, проблемы и причины насилия в семье

Насилие - это не только физические действия в отношении женщины  или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным [11,105].

Внимание к проблеме насилия  продиктовано, конечно же, своеобразием социально-исторической ситуации XX века: огромные жертвы войн, тоталитарных режимов, шокирующие публику подробности  жестоких преступлений, распространение  терроризма, усиление отчужденности  человека, большое количество суицидов, частое обессмысливание жизни - как  форма хронического суицида и  т.п. Все это требует не столько  эмоциональной реакции, сколько  рациональной научной рефлексии. При  этом формируется запрос к науке, с одной стороны, и к власти, с другой, - найти средства борьбы с причинами и последствиями  действий агрессивности человека и  в человеке.

Насилие в семье появилось  не сегодня. И если мы обратимся к  истории, то увидим, что совсем ещё  недавно насилие в быту было фактически узаконено. Многие государства наделяли мужчину широкими властными полномочиями по отношению к другим членам семьи. Так, например, в лондонской полиции  в начале века считались с таким  правилом: "Муж сварливой жены имеет право побить ее дома, при  условии, что палка, которую он использует, не будет толще большого пальца его  руки".

В России долгое время мужа, - побившего жену, журили, убившего благоверную - порицали, а жену, убившую мужа - живьем закапывали в землю. Только в 70-е годы двадцатого века проблема насилия  в семье стала общественно  значимой. В Советском Союзе насилия в семье официально "не существовало". Как правило, изучение этого феномена сводилось только к рассмотрению физического насилия в соответствии со статьями Уголовного кодекса. Во-первых, "выносить сор из избы" было не принято. Если тебя бьет муж - сама виновата. А если и не виновата - терпи, такова женская доля. Во-вторых, даже те женщины, которые все же решались подать заявление в милицию, возвращались домой ни с чем - заявление отказывались принимать. [11,105]

В современной России в  последние годы обострились многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести  и проблему роста насилия в  различных его формах, в том  числе и насилие в семье. Этой проблемой не занимались. Лишь в 1993 году по инициативе женских общественных организаций в печати появились  первые публикации, посвященные этой проблеме. Стали создаваться первые телефоны доверия, кризисные центры, убежища и приюты для пострадавших от домашнего насилия. После этих публикация общественность наконец-то узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. [11,105]

"Лица, погибшие и получившие  телесные повреждения на почве  семейно-бытовых конфликтов, прочно  занимают первое место среди  различных категорий потерпевших  от насильственных преступлений  и значительно опережают по  количеству жертв от новых  видов насильственных преступлений" - после подобных публикаций, митингов  и требований в стране официально  утвердили следующее - насилие  в семье есть и это наказуемо.  [8,224]

Но, к сожалению, все свелось  только к физическому насилию. Ни о каком моральном, психологическом  или экономическом терроре в  семье не было сказано ни слова. Ситуация не изменилась и по сей день. Всем понятно, что проблема насилия в семье - национальная беда и трагедия. Но отсутствие четких определений и теоретической базы, исчерпывающей информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, а также отсутствие федерального закона, обеспечивающего защиту жертв насилия, сводят все на нет.

Это широко распространенное убеждение свидетельствует о  том, что проблема избиения женщин - социальная: она коренится в гендерных  стереотипах, которые с детства прививаются людям. Ни одно существо не заслуживает побоев, однако, в реальности, обидчик всегда найдет оправдание своим действиям, независимо от того, как вела себя жертва.

Одной причин постоянного  возобновления насилия в семье  от поколения к поколению является гендерная тенденция воспитания, когда поведение девочек ограничивается в большей степени, чем мальчиков, им прививается их неполноценность, а мальчикам - превосходство. Девочку  воспитывают физически беззащитной, прививая второсортность. Ей с детства  навязывается комплекс вины не только за свое "недостойное для девочек  поведение", но и за криминальное поведение мальчиков. Если мальчик  ведет себя плохо в твоем присутствии, значит, ты ему это позволяешь, отсюда и происходит уверенность, что женщина  виновата в том, что ее изнасиловали, и именно поэтому она терпит насилие  со стороны партнера годами. [10,386]

Причины проявления насилия  многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых  в отдельности нельзя возложить  ответственность за данное явление, поэтому принято рассматривать  причины и факторы насилия  в целом.

Во-первых, насилие может  иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с  воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся таким образом единственно возможной  их моделью.

Во-вторых, жестокое обращение  может быть результатом личного  жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается морально-психологическое  основание считать такой тип  взаимоотношений универсальным.

Третья группа причин связана  с "травмой детства", с пережитым  в раннем возрасте разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на близких свои детские комплексы.

В-четвертых, социальная и  психологическая декомпенсация  в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает  ряд из них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных дать отпор и защитить себя.

Пятая группа причин связана  с личностными особенностями  индивида, с чрезмерно развитыми  их доминирующими чертами и особенностями  характера, не компенсированными в  свое время достаточно адекватным воспитанием  [10,386]

В настоящее время не существует единого мнения о первопричине домашнего  насилия. Было предложено множество  микро - и макротеорий - от наличия  психических нарушений до влияния  социально-культурных ценностей и  социальной организации. Основные споры  развернулись между последователями  психологических теорий и теми, кто  верит в социальную причинность. Психологи установили особую роль в  росте насилия таких психических  факторов, как ослабление управления инстинктами, разочарование, агрессивность, алкоголизм и психопатология. Приверженцы  теории социальной причинности концентрируют  внимание на культурных нормах, провоцирующих  насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин.

Насилие тесно связано  с социальным стрессом в семье. Среди  множества проблем, которые могут  повысить уровень напряженности  и привести к жестокости, следует  назвать такие как разногласия  в воспитании детей, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость  в долговременной медицинской помощи. Постоянное раздражение отчасти  можно объяснить хроническим  беспокойством о нерешенных проблемах  и взаимоисключающими требованиями, которые предъявляет общество, несовпадением  между желаниями и возможностями.

Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы  социальной поддержки увеличивают риск насилия. Избиваемых женщин мужья часто изолируют от окружающих, контролируют все их контакты с семьей и друзьями, запрещают им проходить обучение или устраиваться на работу. Вмешиваясь в жизнь физически ослабленных пожилых людей, семьи изолируют их от друзей и окружающих.

Информация о работе Насилие в семье