Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, курсовая работа
Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте
Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье.
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28
Насилие
в семье как частная и
(курсовая работа)
Содержание
Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье. 9
II. Насилие как частная и общественная
проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми,
испытавших насилие и жестокое обращение
в семье.
3.1. Система социального обслуживания
детей, испытавших насилие и жестокое
обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28
Введение
Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы обострили многие проблемы, в том числе и социальные. К их числу, несомненно, можно отнести и проблему роста насилия в различных его формах, в том числе и насилие в семье.
Согласно статистике МВД, 40% тяжких преступлений совершаются в семье над женщинами. В 70% случаев от насилия страдают женщины и дети. По статистическим данным МВД за 2008 год насилие имеет место в каждой четвертой российской семье.
По данным статистики, ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.
Проблема насилия в семье отражает дисгармонию и проблемы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Её острота свидетельствует о нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе.
Реакция государства на насилие, как вне дома, так и в пределах семьи является знаковой – государство, допускающее насилие, которое воспринимается, как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью.
Терпимость общества ко всякому роду насилия - это, по сути, отказ от создания современного цивилизованного общества. Мы привыкли видеть в средствах массовой информации, на телевидение и в кино, разного рода насилие. Стали относится к нему спокойно, и не замечать. Поэтому в данной сложившейся ситуации, позиция государства представляется особенно важной.
Таким образом, политика, проводимая государством по пресечению насилия в отношении женщин и детей в рамках семьи особенно значима.
Всё выше
обозначенное говорит об
Разработанность
данной темы достаточно обширна
Объект - насилие в семье как частная и общественная проблема.
Предмет – жестокое обращение в семье.
Цель данной работы – выявить причины возникновения насилия в семье и рассмотреть содержание социальной работы с детьми подвергшихся жестокому обращению в семье.
В соответствии с целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:
формы, причины, последствия.
В основу работы положены следующие гипотезы:
- основными источниками насильственного поведения могут считаться следующие: биологические, социальные, политические, психологические, культурные причины;
- социальная работа способствует социальной, психологической реабилитации и интеграции в общество, жертв насилия в семье. Ключевую роль в этом процессе играет специалист социальной работы.
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», понятия, виды и формы насилия.
Оправдание агрессивности, насилия не является чем-то постоянным в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (классовая, расовая ненависть), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманизму, общим ценностям, концепции сотрудничества.
Агрессия имеет как биологическую, так и социальную сторону. Она подразделяется на:
Экспрессивную — выражена в форме непроизвольной вспышки, гнева, ярости, не имеющей целевой напряженности: Субъект, вызвавший подобную агрессию, не всегда подвергается нападению.
Враждебную — сопровождается нанесением ущерба, применением насилия.
Инструментальную — направлена на достижение цели: агрессия представляет собой средство ее достижения [1., с. 138].
Агрессия включает
широкий спектр чувств, когда речь
идет об интенсивности и продолжительно
Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте [ 2., с. 285- 318].
Таким образом, под агрессией понимается социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации при сохранении постоянного к ней отношения и имеющая целью расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих факторов [ 2., с.289 ].
Насилие, в свою очередь — это «применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий» [ 18., с.131].
Одной причин постоянного возобновления насилия в семье от поколения к поколению является гендерная тенденция воспитания, когда поведение девочек ограничивается в большей степени, чем мальчиков, им прививается их неполноценность, а мальчикам - превосходство. Девочку воспитывают физически и психологически беззащитной, прививая второсортность. Ей с детства навязывается комплекс вины не только за свое "недостойное для девочек поведение", но и за криминальное поведение мальчиков. Если мальчик ведет себя плохо в твоем присутствии, значит, ты ему это позволяешь, отсюда и происходит уверенность, что женщина виновата в том, что ее изнасиловали, и именно поэтому она терпит насилие со стороны партнера годами [ 10., с. 23].
«Насилие – это не только физические действия в отношении женщины или ребенка причиняющие боль и травмы, насилие может быть и психологическим» [13., с.142].
Существуют следующие формы насилия в семье:
а) физическое (побои, другие формы причинения телесных повреждений);
б) психологическое
(словесное оскорбление,
в) экономическое
(запрещение поступить на
работу, полный контроль за расходами женщины);
г) сексуальное (навязанный сексуальный контакт). [ 15., с.56]
Кроме того, по отношению к ребенку существует вид насилия, такой как пренебрежение, интересами и нуждами ребенка. Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность).
«Согласно Э. Фромму можно выделить несколько форм насилия:
Таким образом, можно отметить, что агрессия влечет за собой насилие, которое представляет собой применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом, различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий. Основными формами домашнего насилия выступают физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие.
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в обществе.
Характер, поведение, чувства и действия — все закладывается в человеке с детства. От того, в какой семье и среде воспитывался ребенок, зависит его будущая жизнь. Если он вырос среди любви, ласки и терпения, то в его дальнейшей жизни наверняка найдется место этим чувствам. А если ребенок рос среди насилия, жестокости или безразличия, то, скорее всего, эти чувства и действия он будет испытывать к окружающим его людям. Самое важное — обеспечить ребенку достойное детство, а потом будет намного легче сдерживать ребенка, подростка или взрослого человека от совершения им недопустимых поступков, которые относятся к девиациям [17., с.23].
Причинами насильственного поведения могут считаться следующие: биологические, социальные, политические, психологические, культурные и другие.
Впервые А. Бандура (1973) заметил, что ребенок, который является очевидцем жестокого отношения, царящего в семье, став взрослым, переносит такое жестокое обращение на своего партнера, супруга или ребенка. «Каждое поколение обучается насилию, если он вырастает в семье, где это насилие существует» [22., с.167]. Обучение агрессии происходит в первую очередь в процессе наблюдения проявления агрессии у родителей. Результатом становится высокая готовность к агрессии в конфликте. А агрессия — это и есть деструктивная форма развития конфликта [9., с.346].
Также обучение насилию может проводиться и через «символическое моделирование», т. е. через книги, журналы, телевидение и видеопродукцию. Такая форма обучения почти тождественна по эффективности живому примеру. Стремление к насилию усиливается и благодаря так называемому внешнему воздействию. Человек обнаруживает и обучается тому, что агрессия дает очевидные «позитивные» результаты, когда речь идет о том, чтобы заставить повиноваться или вызвать страх [4., с.348].
Корни жестокого обращения в мужской культуре и мужской роли. Модель объяснения, описанная выше, в первую очередь связана со склонностью к насилию, заложенной в ребенке уже в раннем возрасте и зависящей от характера отношений в семье.
Информация о работе Насилие в семье как частная и общественная проблема