Насилие в семье как частная и общественная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте

Оглавление

Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье.
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 

Насилие в семье как частная и общественная проблема

(курсовая работа)

                                                                                      

                                                                                

                                                                             

 

 

 

Содержание

 

Введение    3      

I. Понятие насилие

1.1. Определение  понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6

1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье. 9

 

 

II. Насилие как частная и общественная проблема.                           

2.1. Особенности «домашнего насилия».                            

2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:

формы, причины, последствия. 16

 

III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.                                                                                      

 

3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.                                                                      

 

Заключение.                                                                                                

 

Список используемой литературы.          28

 

 

 

 

Введение

Преобразования, которые осуществляются в России в последние годы обострили многие проблемы, в том числе и социальные.  К  их  числу,  несомненно,  можно отнести и проблему роста насилия в различных  его  формах,  в  том  числе  и насилие в семье.

 Согласно статистике  МВД, 40% тяжких преступлений совершаются в  семье  над женщинами.  В  70%  случаев  от  насилия  страдают  женщины  и   дети.   По статистическим данным  МВД  за  2008  год насилие имеет место в каждой четвертой российской семье.

 По данным статистики, ежегодно около 2 миллионов детей в  возрасте  до  14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50  тысяч  детей  уходят  из  дома, спасаясь от собственных родителей. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев  матерями.

 Проблема насилия в  семье отражает дисгармонию и  проблемы,  существующие  во взаимоотношениях  в  обществе.  Её  острота  свидетельствует  о  нездоровой социально- нравственной обстановке в нашем обществе.

 Реакция государства на насилие, как вне  дома,  так  и  в  пределах  семьи является   знаковой   –   государство,   допускающее    насилие,    которое воспринимается, как обыденность, тем самым разлагает и общество, и семью.

 Терпимость общества  ко всякому роду насилия  -  это,  по  сути,  отказ от создания  современного  цивилизованного  общества.  Мы  привыкли  видеть  в средствах массовой информации,  на  телевидение  и  в  кино,  разного  рода насилие. Стали относится к нему спокойно, и не замечать. Поэтому  в  данной сложившейся ситуации, позиция государства представляется  особенно  важной.

Таким образом, политика, проводимая государством по  пресечению  насилия  в отношении женщин и детей в рамках семьи особенно значима.

 Всё выше  обозначенное говорит об актуальности данной проблемы.

 Разработанность  данной темы достаточно обширна. В исследованиях Платоновой Н. анализировалась деятельность  государственных  и  общественных  организаций, оказывающих  помощь  жертвам  домашнего  насилия.  В  работах  Шведовой Н. рассматривались вопросы, связанные с проблемами роста насилия  во  всех  его формах, в том числе  насилие  в  семье.  Кроме  того,  в  совместной  работе Писклаковой М. и Синельникова А.  рассматривались  исторические,  культурные аспекты  домашнего  насилия.  В практическом  исследовании  Крайновой А. рассматривается такой вид помощи пострадавшим  от  домашнего насилия,  как  телефонное   консультирование.

 Объект - насилие в семье как частная и общественная проблема.

Предмет – жестокое обращение в семье.

           Цель данной работы – выявить причины возникновения насилия в семье и рассмотреть содержание социальной работы с детьми подвергшихся жестокому обращению в семье.

           В соответствии с целью курсовой работы можно выделить следующие задачи:

 

  1. Дать определение понятию «насилие», «агрессия», рассмотреть виды и формы насилия в семье.
  2. Выявить причины распространения насилия и агрессии в семье.
  3. Рассмотреть особенности «домашнего насилия».
  4. Охарактеризовать жестокость и насилие по отношению к детям:

формы, причины, последствия.

  1. Описать основные направления социальной работы с детьми, подвергшимися насилию в семье.

 

 

В основу работы положены следующие гипотезы:

- основными источниками насильственного поведения могут считаться следующие: биологические, социальные, политические, психологические, культурные причины;

- социальная работа способствует социальной, психологической реабилитации и интеграции  в общество, жертв  насилия в семье.  Ключевую  роль  в  этом  процессе  играет специалист социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие насилие

1.1. Определение  понятия «насилие», понятия, виды и формы насилия.

Оправдание агрессивности, насилия не является чем-то постоянным в обществе. Оно может усиливаться, превращаться в принцип социальных отношений (классовая, расовая ненависть), либо общество отказывается от подобной оценки и склоняется к гуманизму, общим ценностям, концепции сотрудничества.

Агрессия имеет как биологическую, так и социальную сторону. Она подразделяется на:

Экспрессивную — выражена в форме непроизвольной вспышки, гнева, ярости, не имеющей целевой напряженности: Субъект, вызвавший подобную агрессию, не всегда подвергается нападению.

 Враждебную — сопровождается нанесением ущерба, применением насилия.

Инструментальную — направлена на достижение цели: агрессия представляет собой средство ее достижения [1., с. 138].

Агрессия включает широкий спектр чувств, когда речь идет об интенсивности и продолжительности: недовольство, неудовлетворение, сильное раздражение, злоба, бешенство, гнев, ненависть. Эти чувства находят свое выражение не только у взрослых, но и у детей, а также в динамике семейных отношений. Агрессивностью отмечены и регулируются наши потребности, желания, разочарования и конфликты.

Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте [ 2., с. 285- 318].

Таким образом, под агрессией понимается социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации при сохранении постоянного к ней отношения и имеющая целью расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих факторов [ 2., с.289 ].

Насилие, в свою очередь — это «применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий» [ 18., с.131].

Одной причин постоянного  возобновления насилия  в  семье  от  поколения  к поколению является гендерная тенденция воспитания, когда  поведение  девочек ограничивается  в  большей  степени,  чем  мальчиков,  им   прививается   их неполноценность, а мальчикам - превосходство. Девочку воспитывают  физически и  психологически  беззащитной,  прививая  второсортность.  Ей   с   детства навязывается комплекс вины  не  только  за  свое  "недостойное  для  девочек поведение", но и за криминальное поведение  мальчиков.  Если  мальчик  ведет себя плохо в твоем присутствии, значит, ты  ему  это  позволяешь,  отсюда  и происходит уверенность, что женщина виновата в том, что ее  изнасиловали,  и именно поэтому она терпит насилие со стороны партнера годами [ 10., с. 23].

 «Насилие – это не  только  физические  действия  в  отношении  женщины  или ребенка   причиняющие   боль   и    травмы,    насилие    может    быть    и психологическим» [13., с.142].

 Существуют  следующие формы насилия в семье:

 а) физическое (побои, другие формы причинения телесных повреждений);

 б) психологическое  (словесное оскорбление, угрозы, унижения и т.п.);

 в) экономическое  (запрещение поступить на работу  или принуждение  оставить

работу, полный контроль за расходами женщины);

 г) сексуальное  (навязанный сексуальный контакт). [ 15., с.56]

 Кроме того, по отношению к  ребенку   существует  вид  насилия,  такой   как пренебрежение,  интересами   и   нуждами   ребенка.   Отсутствие   должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка  в  пище,  одежде,  жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей  или  лиц, их заменяющих, в силу объективных причин  (бедность,  психические  болезни, неопытность).

«Согласно Э. Фромму можно выделить несколько форм насилия:

    • игровое — как демонстрация своей готовности, ловкости;
    • реактивное — как защита жизни, свободы, достоинства, своей собственности; оно направлено не на разрушение, а на защиту;
    • из мести — ответ на насилие насилием;
    • потрясение веры — вид насилия, которое осуществляет разочаровавшийся, обманутый человек;
    • структурное  — закрепленное в образе жизни, общественном мнении, интернализируется как «признание насилия»;
    • манифестное — насилие, осуждаемое и запрещаемое обществом;
    • личное — исходящее от одного лица и проявляющееся в его непосредственном поведении» [ 13., c.146].

Таким образом, можно отметить, что агрессия влечет за собой насилие, которое представляет собой применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом, различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий. Основными формами домашнего насилия выступают физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие.

1.2. Причины распространения насилия и агрессии в обществе.

 

Характер, поведение, чувства и действия — все закладывается в человеке с детства. От того, в какой семье и среде воспитывался ребенок, зависит его будущая жизнь. Если он вырос среди любви, ласки и терпения, то в его дальнейшей жизни наверняка найдется место этим чувствам. А если ребенок рос среди насилия, жестокости или безразличия, то, скорее всего, эти чувства и действия он будет испытывать к окружающим его людям. Самое важное — обеспечить ребенку достойное детство, а потом будет намного легче сдерживать ребенка, подростка или взрослого человека от совершения им недопустимых поступков, которые относятся к девиациям [17., с.23].

Причинами насильственного  поведения могут считаться следующие: биологические, социальные, политические, психологические, культурные и другие.

Впервые А. Бандура (1973) заметил, что ребенок, который  является очевидцем жестокого отношения, царящего в семье, став взрослым, переносит такое жестокое обращение на своего партнера, супруга или ребенка. «Каждое поколение обучается насилию, если он вырастает в семье, где это насилие существует» [22., с.167]. Обучение агрессии происходит в первую очередь в процессе наблюдения проявления агрессии у родителей. Результатом становится высокая готовность к агрессии в конфликте. А агрессия — это и есть деструктивная форма развития конфликта [9., с.346].

Также обучение насилию может проводиться и  через «символическое моделирование», т. е. через книги, журналы, телевидение и видеопродукцию. Такая форма обучения почти тождественна по эффективности живому примеру. Стремление к насилию усиливается и благодаря так называемому внешнему воздействию. Человек обнаруживает и обучается тому, что агрессия дает очевидные «позитивные» результаты, когда речь идет о том, чтобы заставить повиноваться или вызвать страх [4., с.348].

Корни жестокого  обращения в мужской культуре и мужской роли. Модель объяснения, описанная выше, в первую очередь связана со склонностью к насилию, заложенной в ребенке уже в раннем возрасте и зависящей от характера отношений в семье.

Информация о работе Насилие в семье как частная и общественная проблема