Насилие в семье как частная и общественная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте

Оглавление

Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье.
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

«Социологи Дж. Птачек и Д. Адаме (1987) полагают, что жестокое обращение, насилие — это проблема мужчин. Они подчеркивают, что 4 фактора, определяющие именно мужскую роль, лежат в основе насилия над женщиной:

- мальчики воспитываются  так, чтобы быть агрессивным  и властвовать;

- эта оценка  усиливается благодаря таким  социальным силам, как видионасилие; насилие в СМИ; насилие, которое  допускается в рамках, например, профессиональной деятельности милиции и военных;

- стереотипы  социальных норм патриархального  общества, утверждающие, что мужчины  являются господствующим полом  и свободны властвовать в семье,  социальных отношениях и институтах, которые управляют нашей жизнью;

- превосходство в физической силе» [ 18., с.143].

По мнению Берковца «на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть» [2., с. 304 ].

Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, «что мужья бьют своих жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе» [5., с. 126].

Фактически, в  данном случае, проблема заключается  в подчинённости

женщин, а её решение в борьбе против этого  явления. Это подтверждается многочисленными данными исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли у себя дома настолько незначительную роль, что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами [23., с. 38].

Мужчина проявляет  особую склонность к занятию доминирующего  положения в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от него экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), или психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа).

Можно отметить, что степень взаимосвязи между подчиненностью женщины и жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями природы ее зависимости от мужчины и степени жестокости насилия. Чем выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов). Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия [8., с.78].

В отношение  обоих видов зависимости исследователи  пришли к выводу о том, что женщины, находящиеся в сильной зависимости от мужей, в меньшей мере способны ослабить жестокость насилия или вовсе положить ему конец по сравнению с теми женщинами, в чьих семьях материальные психологические взаимоотношения супругов оказываются более сбалансированными [8., с. 81].

Кроме того, и  насилие и агрессия в семье  порождаются, главным образом, различием  в возможностях проявления власти. Один член семьи, например муж или  отец, имеет возможность заставлять остальных домочадцев выполнять  свою волю вследствие наличия у него большей физической силы или существования в обществе определённых норм поведения. Его жена и дети не имеют экономических, социальных, психологических или физических возможностей, чтобы оказать ему реальное сопротивление. Это различие в возможностях проявления власти, вероятно, позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании [18., с.146 ].

Таким образом, основными причинами возникновения  насилия в семье является: процесс наблюдения проявления агрессии у родителей; воздействие СМИ; стереотипы социальных норм патриархального общества, утверждающие, что мужчины являются господствующим полом и свободны властвовать в семье; превосходство в физической силе; стремление к абсолютной власти и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Насилие как частная и общественная проблема.

2.1. Особенности «домашнего насилия».

 

«Семейное (домашнее) насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, психологического, экономического и другого оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха и зависимости» [25].

Как обобщенная категория семейное насилие состоит  из более специфических категорий, определяемых природой отношений между  обидчиком и жертвой, а также  условиями их жизни.

Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:

•   если уже  имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости;

•   насилие  и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;

•   при  попытке порвать отношения наблюдается  эскалация опасности для жертвы [16., c.123].

Насилие в семье  происходит в любых слоях и  категориях населения независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо – экономических аспектов.

К сожалению, насилие  в семье — явление весьма распространенное в наше время, а причины его проявления многочисленны.

1.  Насилие  может иметь социокультурную природу, быть не отъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием.

2.  Жестокое  обращение может быть результатом  личного жизненного опыта индивидуума или группы людей, и тем самым для них создается морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений универсальным.

3.  Пережитая  в раннем возрасте «травма  детства» в сочетании с разрушительным опытом человека способствует вымещению на близких своих детских комплексов.

4.  Социальная  и культурная декомпенсация в  результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидуумов, вынуждает ряд из них искать заместительную компенсацию своей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых.

5.  Чрезмерно  развитые доминирующие черты  и особенности характера, не компенсированные в свое время адекватным воспитанием.

6.  Стресс  в семье. Среди множества проблем,  способных вызвать стрессовые  состояния, следует назвать такие,  как разногласия в воспитании  детей, неудовлетворенность сексуальной  жизнью.

7.  Общественная  изоляция. Связанность семейными  обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск семейного насилия.

8.  Семейное  насилие часто связывают с  алкоголем, причем маленькая доза не влияет на агрессивность, а увеличение дозы может привести к появлению агрессии [18., с. 148].

Выделят четыре типа насилия в семье:

1)   со стороны  родителей по отношению к детям;

2)   со стороны  одного супруга по отношению  к другому;

3)  со стороны одного ребенка по отношению к другому ребенку;

4)  со стороны  детей, внуков по отношению  престарелым родственникам [25].

Каждый конкретный пример насилия — самостоятельная  проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления и последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия.

Влияние домашнего  насилия на судьбу всех членов семьи трагично. Поэтому одна из тенденций — неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. Основными причинами возникновения данных болезненных явлений являются «психические переживания», «моральные потрясения», «удары судьбы», «стрессы» [12., с. 34].

Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят  дети и подростки. Именно они в  первую очередь страдают от неблагоприятного микроклимата в семье и, как правило, насилия в виде психического притеснения.

Таким образом, можно отметить, что семейное насилие явление весьма распространенное в наше время, а причины его проявления многочисленны. Насилие в семье может иметь социокультурную природу, быть не отъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием. Также «домашние» насилие отрицательно, даже трагично сказывается на дальнейшую судьбу всех членов семьи, так как влечет за собой физические и психо-эмоциональные расстройства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:

формы, причины, последствия.

 

Одним из наиболее устойчивых утверждений в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети — это практически единственный привилегированный класс в нашем обществе.

По данным справочных материалов, распространенных на конец 2005 года, на парламентских слушаниях по проблемам детской беспризорности в Государственной Думе РФ, более 50 тыс. детей убегают из дома из-за жестокого обращения. В 2004 г. у родителей, лишенных родительских прав, было отобрано более 62 тыс. детей, а за первое полугодие 2005 г. — 56 тыс. родителей были поставлены на учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Ежегодно более 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для многих из них исходом побоев является смерть — каждый десятый ребенок умирает, а около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Только в московские больницы поступает каждый год более 1800 детей, совершивших попытку суицида [25].

Согласно сведениям  П.Д. Павленок, «жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6—7 лет. 60—70% таких детей, постоянно избиваемых родителями, отчимами, мачехами, сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психическими расстройствами» [18., с.136]. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих малолетних детей.

Различают 4 основные формы жестокого обращения или  насилия с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).

1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии [19., 123].

Физическое  насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм. Внешний вид:

•   множественные  повреждения, имеющие специфический  характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

•   задержка физического развития (отставание в  весе и росте), обезвоживание (для  грудных детей);

•   признаки плохого ухода(гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

2. Сексуальное насилие и развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или не осознаваемое им в силу функциональной зрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий [14].

3.  Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

•   открытое неприятие и постоянная критика  ребенка;

•   оскорбление  и унижение его достоинства;

•   угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся  в словесной форме без физического  насилия;

•   преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

•   предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

•   ложь и  невыполнение взрослыми обещаний;

•   грубое психическое воздействие, вызвавшее  у ребенка психическую травму.

4.  Моральная жестокость — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

•   отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

•   отсутствие должного внимания или заботы, в  результате чего ребенок может стать  жертвой несчастного случая;

•   нанесение  повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений [20].

Кроме того, проявлением  жестокого обращения с ребенком является отсутствие у женщины любви  к ребенку в перинатальный период, т. е. во время его нахождения в материнской утробе. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в 2 раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, как правило, болеют, хуже развиваются.

Информация о работе Насилие в семье как частная и общественная проблема