Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, курсовая работа
Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте
Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье.
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28
«Социологи Дж. Птачек и Д. Адаме (1987) полагают, что жестокое обращение, насилие — это проблема мужчин. Они подчеркивают, что 4 фактора, определяющие именно мужскую роль, лежат в основе насилия над женщиной:
- мальчики воспитываются так, чтобы быть агрессивным и властвовать;
- эта оценка
усиливается благодаря таким
социальным силам, как
- стереотипы
социальных норм
- превосходство в физической силе» [ 18., с.143].
По мнению Берковца «на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть» [2., с. 304 ].
Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, «что мужья бьют своих жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким, образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе» [5., с. 126].
Фактически, в данном случае, проблема заключается в подчинённости
женщин, а её решение в борьбе против этого явления. Это подтверждается многочисленными данными исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли у себя дома настолько незначительную роль, что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами [23., с. 38].
Мужчина проявляет особую склонность к занятию доминирующего положения в семье в тех случаях, когда женщина сильно зависит от него экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), или психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа).
Можно отметить, что степень взаимосвязи между подчиненностью женщины и жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями природы ее зависимости от мужчины и степени жестокости насилия. Чем выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов). Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия [8., с.78].
В отношение
обоих видов зависимости
Кроме того, и насилие и агрессия в семье порождаются, главным образом, различием в возможностях проявления власти. Один член семьи, например муж или отец, имеет возможность заставлять остальных домочадцев выполнять свою волю вследствие наличия у него большей физической силы или существования в обществе определённых норм поведения. Его жена и дети не имеют экономических, социальных, психологических или физических возможностей, чтобы оказать ему реальное сопротивление. Это различие в возможностях проявления власти, вероятно, позволяет доминирующей в семье личности третировать более слабых домочадцев, не выполняющих его желании [18., с.146 ].
Таким образом,
основными причинами
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
«Семейное (домашнее) насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, психологического, экономического и другого оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха и зависимости» [25].
Как обобщенная категория семейное насилие состоит из более специфических категорий, определяемых природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
• если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости;
• насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком;
• при
попытке порвать отношения
Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо – экономических аспектов.
К сожалению, насилие в семье — явление весьма распространенное в наше время, а причины его проявления многочисленны.
1. Насилие может иметь социокультурную природу, быть не отъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием.
2. Жестокое
обращение может быть
3. Пережитая в раннем возрасте «травма детства» в сочетании с разрушительным опытом человека способствует вымещению на близких своих детских комплексов.
4. Социальная и культурная декомпенсация в результате внешних воздействий, превышающих пределы личностной устойчивости индивидуумов, вынуждает ряд из них искать заместительную компенсацию своей неудовлетворенности дома, самоутверждаясь за счет более слабых.
5. Чрезмерно развитые доминирующие черты и особенности характера, не компенсированные в свое время адекватным воспитанием.
6. Стресс
в семье. Среди множества
7. Общественная изоляция. Связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности и наличие ограниченной системы социальной поддержки увеличивают риск семейного насилия.
8. Семейное насилие часто связывают с алкоголем, причем маленькая доза не влияет на агрессивность, а увеличение дозы может привести к появлению агрессии [18., с. 148].
Выделят четыре типа насилия в семье:
1) со стороны
родителей по отношению к
2) со стороны одного супруга по отношению к другому;
3) со стороны одного ребенка по отношению к другому ребенку;
4) со стороны детей, внуков по отношению престарелым родственникам [25].
Каждый конкретный пример насилия — самостоятельная проблема, обладающая специфическими чертами. Причины, условия, формы проявления и последствия насильственных действий в зависимости от объекта будут иметь свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мер и при вмешательстве в семью с целью предотвращения насилия.
Влияние домашнего насилия на судьбу всех членов семьи трагично. Поэтому одна из тенденций — неуклонный рост частоты нервно-психических заболеваний, относящихся к пограничным состояниям, психогенным расстройствам. Основными причинами возникновения данных болезненных явлений являются «психические переживания», «моральные потрясения», «удары судьбы», «стрессы» [12., с. 34].
Среди наиболее уязвимых в этом отношении возрастных групп на первое место уверенно выходят дети и подростки. Именно они в первую очередь страдают от неблагоприятного микроклимата в семье и, как правило, насилия в виде психического притеснения.
Таким образом, можно отметить, что семейное насилие явление весьма распространенное в наше время, а причины его проявления многочисленны. Насилие в семье может иметь социокультурную природу, быть не отъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием. Также «домашние» насилие отрицательно, даже трагично сказывается на дальнейшую судьбу всех членов семьи, так как влечет за собой физические и психо-эмоциональные расстройства.
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия.
Одним из наиболее устойчивых утверждений в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети — это практически единственный привилегированный класс в нашем обществе.
По данным справочных материалов, распространенных на конец 2005 года, на парламентских слушаниях по проблемам детской беспризорности в Государственной Думе РФ, более 50 тыс. детей убегают из дома из-за жестокого обращения. В 2004 г. у родителей, лишенных родительских прав, было отобрано более 62 тыс. детей, а за первое полугодие 2005 г. — 56 тыс. родителей были поставлены на учет в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Ежегодно более 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями, для многих из них исходом побоев является смерть — каждый десятый ребенок умирает, а около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Только в московские больницы поступает каждый год более 1800 детей, совершивших попытку суицида [25].
Согласно сведениям П.Д. Павленок, «жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6—7 лет. 60—70% таких детей, постоянно избиваемых родителями, отчимами, мачехами, сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психическими расстройствами» [18., с.136]. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», нередко родители не только сами пьянствуют, но и привлекают к этому своих малолетних детей.
Различают 4 основные формы жестокого обращения или насилия с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).
1. Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии [19., 123].
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм. Внешний вид:
• множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
• задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
• признаки плохого ухода(гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
2. Сексуальное насилие и развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или не осознаваемое им в силу функциональной зрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий [14].
3. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• угрозы
в адрес ребенка, проявляющиеся
в словесной форме без
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
• ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
• грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
4. Моральная жестокость — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
• нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений [20].
Кроме того, проявлением жестокого обращения с ребенком является отсутствие у женщины любви к ребенку в перинатальный период, т. е. во время его нахождения в материнской утробе. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в 2 раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, как правило, болеют, хуже развиваются.
Информация о работе Насилие в семье как частная и общественная проблема