Насилие в семье как частная и общественная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте

Оглавление

Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье.
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая работа 4 курс.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Любой вид жестокого  обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Необходимо время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия [21., с.106-110].

Различают ближайшие  и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности [11., с.85].

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а также социальные последствия.

Социальные  последствия насилия детей. Можно выделить 2 проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и вред для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности  социализации: у них нарушены связи  со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия [7., с.189].

Девочки нередко  начинают заниматься проституцией, у  мальчиков может нарушиться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Также немаловажны  и общественные потери от насилия  над детьми.

Это прежде всего  потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или  их самоубийств. Потери в их лице членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых физически и нравственно детей. Наконец, это — воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками [6., с.96].

Из выше сказанного  можно  отметить, что различают 4 основные формы жестокого обращения или насилия с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации и находят решение своих проблем в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Все эти факты характеризуют насилие в семье как частную и общественную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.

3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.

 

Политика отрицания  данной проблемы в нашем обществе привела к тому, что практически  нет системы оказания помощи таким  детям, и отсутствуют меры профилактики.

Опыт работы с детьми, пострадавшими от насилия  и жестокости, от пренебрежения их интересами, свидетельствует о том, что многие из них живут в экстремальных условиях и оставлять их в таких семьях опасно. Следовательно, любая помощь этим детям начинается с обязательного изъятия их из семьи [17., с. 124].

Оптимальным вариантом  их временной изоляции является помещение в приют. Именно приюты должны стать центральным звеном оказания помощи таким детям, при которых могут быть организованы кабинеты анонимного консультирования, телефоны доверия, дневные стационары.

Дети, пострадавшие от насилия и жестокости, от пренебрежения  их интересами, нуждаются в социальной, медицинской, психологической и правовой помощи, поэтому исключение даже одного из компонентов существенно снижает эффективность терапевтического вмешательства.

В настоящее  время в приюты помещают детей  в основном из неблагополучных семей, и возвратить их обратно в семью  вряд ли возможно. И здесь стоит  важная проблема — несовершенство законодательных норм, которые не позволяют активно вовлекать родителей в психотерапию, в участие в обучающих и коррекционных программах. Получается, что легче лишить родительских прав, чем привлечь родителей к психокоррекционной работе. Поэтому сегодня актуальной задачей является привлечение семей к активному сотрудничеству [18., с.149].

 

Таким образом, к основным видам помощи относятся:

•   медицинская;

•   правовая;

•   психологическая  или психотерапевтическая;

•   профилактика со стороны, как родителей, так и общества;

•   социальный контроль со стороны и родителей, и общества [20., с.78]. Основные принципы социальной работы с семьями по защите детей. Социальная работа с семьей — это в любом случае вмешательство в ее жизнь и часто и усугубление уже имеющихся в ней проблем. Для того чтобы социальная работа приносила только пользу, необходимо соблюдение определенных принципов.

1.  Приоритет  прав и интересов ребенка. Должен  соблюдаться в каждой семье,  и социальным службам следует  учитывать это в первую очередь.

2.  Уважение  прав родителей. В любых случаях  должны соблюдаться гражданские права всех членов семьи. Они имеют право высказать свою точку зрения, а также ждать помощи в решении проблем со стороны государства, если они не могут обеспечить надлежащий уход или воспитание ребенка по объективным причинам (болезнь и т. д.).

3.  Соблюдение  конфиденциальности. Вопрос очень  спорный, поскольку социальные  работники не должны сохранять  конфиденциальность, когда есть риск насилия над детьми.

4.  Высокие  стандарты социальной работы с семьей. Для обеспечения данного принципа социальный работник имеет право на эффективное руководство, консультации и профессиональную подготовку. А также важен вопрос о профессионализме

работников.

5.  Использование  власти и контроля. Жизнь семьи и ребенка должна находиться под контролем. И социальный работник должен объяснять свои права и обязанности по отношению к данной семье.

6.  Подход  с позиции риска. Учет неблагоприятных  факторов, связанных с опасностью  для жизни, здоровья и развития ребенка.

Стадии социальной работы с семьей по защите ребенка  от насилия и агрессии [20].

Выделяют три  такие стадии:

Первая стадия — сообщение и расследование. Она начинается после получения информации о раскрывшемся случае жестокого обращения с ребенком или о подозрении, которое может основываться на наличии признаков избиения, физического насилия или наблюдении за особенностями ребенка, его эмоциональным состоянием.

Сообщения (письменные или устные) могут поступать от различных специалистов, работающих с детьми, например от учителей, воспитателей, врачей, а также от членов семьи, соседей или самих детей.

Основными задачами социальной работы на этой стадии являются:

•   определить, существует ли угроза жизни и здоровью ребенка в семье и нуждается  ли он в защите;

•   решить, можно ли оставить ребенка в семье  или необходимо его изъять из семьи;

•   если необходимо изъятие ребенка из семьи, то следует  определить, куда временно его поместить.

Данная стадия работы не должна превышать одной  недели. Методы, предпринимаемые социальным работником на этой стадии:

•   консультация с наставником с целью оказания консультативной помощи работнику;

•   сбор дополнительной информации от лица, сообщившего о произошедшем, и мнения специалистов;

•   диагностическая  беседа с ребенком, другими детьми, проживающими в семье. Целью такой беседы является получение информации о случившемся с ребенком, о ситуации в семье, о положении в ней ребенка для принятия дальнейших решений [18., с.150].

В зависимости  от полученных результатов первая стадия социальной работы может иметь 3 варианта.

1.  Если в  результате посещения семьи, диагностической  беседы с ребенком и другими  членами семьи стало ясно, что  опасности для ребенка нет, то дальнейшая работа прекращается.

2.  Если установлено, что ситуация в семье требует немедленного изъятия ребенка и помещения его в безопасные для его жизни условия, то ребенок должен быть немедленно помещен в приют, интернат, приемную семью, в медицинское или другое учреждение.

3.  Если ситуация  в семье оценивается как ситуация риска, то ребенок может в ней оставаться лишь при условии проведения работы с семьей, оказания ей помощи и наблюдения за ней. В данном случае начинается вторая стадия работы [18].

Вторая стадия — углубленная оценка и планирование. Цель углубленной оценки заключается не столько в том, чтобы установить, подвергался ли ребенок насилию или есть какая-то другая серьезная причина для беспокойства, сколько в том, чтобы глубже понять сложившуюся ситуацию в семье, причины ее дисфункции. Как правило, эта стадия занимает не более 12 недель.

Работа на данной стадии включает:

•   дальнейший сбор информации;

•   наблюдение за ребенком и жизнедеятельностью семьи;

•   при  необходимости — правовые действия;

•   непосредственную терапевтическую работу с ребенком;

•   терапевтические  беседы со всеми, проживающими в данной семье;

• связь со специалистами или специализированными центрами, работающими с детьми с отклонениями в поведении или пострадавшими от насилия [11].

На данной стадии работы важна роль многих специалистов, таких, как: семейный врач или участковый педиатр, психолог, учителя, воспитатели и др.

В конце стадии должно быть составлено ясное представление  об обстоятельствах, которые привели  к насилию над ребенком, включая  взаимоотношения в семье. Социальный работник должен вести подробные записи всей полученной информации и анализировать ее. В заключение второго этапа работы необходимо подготовить план действий по результатам оценки.

Третья стадия — проведение реабилитационной работы с ребенком и всей семьей. Центральная роль здесь отводится психологической помощи — психотерапии, которая может проводиться как индивидуально, так и с группой. Причем состав группы может быть различным: группы детей — жертв насилия; группы взрослых, перенесших насилие в детстве; группы родителей, допускающих насилие и агрессию по отношению к своим детям; смешанные группы родителей и детей [12].

Таким образом, можно подвести итог, что при осуществление  социальной  работы   с   детьми подвергшимся насилию в семье, снимается психологическое напряжение у данных лиц  восстанавливается  их  социальный  статус,  оказывается   своевременная медицинская помощь.

 Специалист  социальной  работы,  осуществляющий   социальную работу  с  детьми  подвергшимся  насилию  в семье, помогает им в решении психологических проблем, юридических проблем,  проблем связанных со здоровьем и др.

 Специалист  социальной работы играет ключевую  роль в этом процессе, так как именно   он   должен   осуществлять   координацию   государственных   и   негосударственных  учреждений,  только  таким   образом,   возможно,   достичь желаемых результатов.

 

 

Заключение.

 

Таким образом, можно отметить, что агрессия влечет за собой насилие, которое представляет собой применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом, различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий. Основными формами домашнего насилия выступают физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие.

Основными причинами  возникновения насилия в семье  является: процесс наблюдения проявления агрессии у родителей; воздействие СМИ; стереотипы социальных норм патриархального общества, утверждающие, что мужчины являются господствующим полом и свободны властвовать в семье; превосходство в физической силе; стремление к абсолютной власти и т.д.

Семейное насилие  явление весьма распространенное в наше время, а причины его проявления многочисленны. Насилие в семье может иметь социокультурную природу, быть не отъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием. Также «домашние» насилие отрицательно, даже трагично сказывается на дальнейшую судьбу всех членов семьи, так как влечет за собой физические и психо-эмоциональные расстройства.

Различают 4 основные формы жестокого обращения или насилия: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).

Информация о работе Насилие в семье как частная и общественная проблема