Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:15, курсовая работа
Агрессивность представляет собой личностную позицию, зажиленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность - врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее, либо значительно уменьшиться, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания. Особое значение для дальнейшего отношения индивидуума к формам поведения имеет применение насилия к нему в детском возрасте
Введение 3
I. Понятие насилие
1.1. Определение понятия «насилие», «агрессия», виды и формы насилия. 6
1.2. Причины распространения насилия и агрессии в семье.
II. Насилие как частная и общественная проблема.
2.1. Особенности «домашнего насилия».
2.2. Жестокость и насилие по отношению к детям:
формы, причины, последствия. 16
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Заключение.
Список используемой литературы. 28
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Необходимо время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от насилия [21., с.106-110].
Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми.
К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, рвота, головные боли, потеря сознания, а также острые психические нарушения. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей более старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности [11., с.85].
Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, а также социальные последствия.
Социальные последствия насилия детей. Можно выделить 2 проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и вред для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия [7., с.189].
Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушиться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности в создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.
Также немаловажны и общественные потери от насилия над детьми.
Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств. Потери в их лице членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых физически и нравственно детей. Наконец, это — воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками [6., с.96].
Из выше сказанного можно отметить, что различают 4 основные формы жестокого обращения или насилия с детьми: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации и находят решение своих проблем в криминальной среде, что нередко сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия. Все эти факты характеризуют насилие в семье как частную и общественную проблему.
III. Социальная работа с детьми, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
3.1. Система социального обслуживания детей, испытавших насилие и жестокое обращение в семье.
Политика отрицания данной проблемы в нашем обществе привела к тому, что практически нет системы оказания помощи таким детям, и отсутствуют меры профилактики.
Опыт работы с детьми, пострадавшими от насилия и жестокости, от пренебрежения их интересами, свидетельствует о том, что многие из них живут в экстремальных условиях и оставлять их в таких семьях опасно. Следовательно, любая помощь этим детям начинается с обязательного изъятия их из семьи [17., с. 124].
Оптимальным вариантом их временной изоляции является помещение в приют. Именно приюты должны стать центральным звеном оказания помощи таким детям, при которых могут быть организованы кабинеты анонимного консультирования, телефоны доверия, дневные стационары.
Дети, пострадавшие от насилия и жестокости, от пренебрежения их интересами, нуждаются в социальной, медицинской, психологической и правовой помощи, поэтому исключение даже одного из компонентов существенно снижает эффективность терапевтического вмешательства.
В настоящее время в приюты помещают детей в основном из неблагополучных семей, и возвратить их обратно в семью вряд ли возможно. И здесь стоит важная проблема — несовершенство законодательных норм, которые не позволяют активно вовлекать родителей в психотерапию, в участие в обучающих и коррекционных программах. Получается, что легче лишить родительских прав, чем привлечь родителей к психокоррекционной работе. Поэтому сегодня актуальной задачей является привлечение семей к активному сотрудничеству [18., с.149].
Таким образом, к основным видам помощи относятся:
• медицинская;
• правовая;
• психологическая или психотерапевтическая;
• профилактика со стороны, как родителей, так и общества;
• социальный контроль со стороны и родителей, и общества [20., с.78]. Основные принципы социальной работы с семьями по защите детей. Социальная работа с семьей — это в любом случае вмешательство в ее жизнь и часто и усугубление уже имеющихся в ней проблем. Для того чтобы социальная работа приносила только пользу, необходимо соблюдение определенных принципов.
1. Приоритет
прав и интересов ребенка.
2. Уважение
прав родителей. В любых
3. Соблюдение конфиденциальности. Вопрос очень спорный, поскольку социальные работники не должны сохранять конфиденциальность, когда есть риск насилия над детьми.
4. Высокие стандарты социальной работы с семьей. Для обеспечения данного принципа социальный работник имеет право на эффективное руководство, консультации и профессиональную подготовку. А также важен вопрос о профессионализме
работников.
5. Использование власти и контроля. Жизнь семьи и ребенка должна находиться под контролем. И социальный работник должен объяснять свои права и обязанности по отношению к данной семье.
6. Подход
с позиции риска. Учет
Стадии социальной работы с семьей по защите ребенка от насилия и агрессии [20].
Выделяют три такие стадии:
Первая стадия — сообщение и расследование. Она начинается после получения информации о раскрывшемся случае жестокого обращения с ребенком или о подозрении, которое может основываться на наличии признаков избиения, физического насилия или наблюдении за особенностями ребенка, его эмоциональным состоянием.
Сообщения (письменные или устные) могут поступать от различных специалистов, работающих с детьми, например от учителей, воспитателей, врачей, а также от членов семьи, соседей или самих детей.
Основными задачами социальной работы на этой стадии являются:
• определить, существует ли угроза жизни и здоровью ребенка в семье и нуждается ли он в защите;
• решить, можно ли оставить ребенка в семье или необходимо его изъять из семьи;
• если необходимо изъятие ребенка из семьи, то следует определить, куда временно его поместить.
Данная стадия работы не должна превышать одной недели. Методы, предпринимаемые социальным работником на этой стадии:
• консультация с наставником с целью оказания консультативной помощи работнику;
• сбор дополнительной информации от лица, сообщившего о произошедшем, и мнения специалистов;
• диагностическая беседа с ребенком, другими детьми, проживающими в семье. Целью такой беседы является получение информации о случившемся с ребенком, о ситуации в семье, о положении в ней ребенка для принятия дальнейших решений [18., с.150].
В зависимости от полученных результатов первая стадия социальной работы может иметь 3 варианта.
1. Если в
результате посещения семьи,
2. Если установлено, что ситуация в семье требует немедленного изъятия ребенка и помещения его в безопасные для его жизни условия, то ребенок должен быть немедленно помещен в приют, интернат, приемную семью, в медицинское или другое учреждение.
3. Если ситуация в семье оценивается как ситуация риска, то ребенок может в ней оставаться лишь при условии проведения работы с семьей, оказания ей помощи и наблюдения за ней. В данном случае начинается вторая стадия работы [18].
Вторая стадия — углубленная оценка и планирование. Цель углубленной оценки заключается не столько в том, чтобы установить, подвергался ли ребенок насилию или есть какая-то другая серьезная причина для беспокойства, сколько в том, чтобы глубже понять сложившуюся ситуацию в семье, причины ее дисфункции. Как правило, эта стадия занимает не более 12 недель.
Работа на данной стадии включает:
• дальнейший сбор информации;
• наблюдение за ребенком и жизнедеятельностью семьи;
• при необходимости — правовые действия;
• непосредственную терапевтическую работу с ребенком;
• терапевтические беседы со всеми, проживающими в данной семье;
• связь со специалистами или специализированными центрами, работающими с детьми с отклонениями в поведении или пострадавшими от насилия [11].
На данной стадии работы важна роль многих специалистов, таких, как: семейный врач или участковый педиатр, психолог, учителя, воспитатели и др.
В конце стадии должно быть составлено ясное представление об обстоятельствах, которые привели к насилию над ребенком, включая взаимоотношения в семье. Социальный работник должен вести подробные записи всей полученной информации и анализировать ее. В заключение второго этапа работы необходимо подготовить план действий по результатам оценки.
Третья стадия — проведение реабилитационной работы с ребенком и всей семьей. Центральная роль здесь отводится психологической помощи — психотерапии, которая может проводиться как индивидуально, так и с группой. Причем состав группы может быть различным: группы детей — жертв насилия; группы взрослых, перенесших насилие в детстве; группы родителей, допускающих насилие и агрессию по отношению к своим детям; смешанные группы родителей и детей [12].
Таким образом, можно подвести итог, что при осуществление социальной работы с детьми подвергшимся насилию в семье, снимается психологическое напряжение у данных лиц восстанавливается их социальный статус, оказывается своевременная медицинская помощь.
Специалист социальной работы, осуществляющий социальную работу с детьми подвергшимся насилию в семье, помогает им в решении психологических проблем, юридических проблем, проблем связанных со здоровьем и др.
Специалист
социальной работы играет
Заключение.
Таким образом, можно отметить, что агрессия влечет за собой насилие, которое представляет собой применение тем или иным классом, социальной группой, индивидом, различных форм принуждения в отношении других классов, социальных групп, индивидов с целью приобретения или сохранения экономического или политического превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий. Основными формами домашнего насилия выступают физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие.
Основными причинами возникновения насилия в семье является: процесс наблюдения проявления агрессии у родителей; воздействие СМИ; стереотипы социальных норм патриархального общества, утверждающие, что мужчины являются господствующим полом и свободны властвовать в семье; превосходство в физической силе; стремление к абсолютной власти и т.д.
Семейное насилие явление весьма распространенное в наше время, а причины его проявления многочисленны. Насилие в семье может иметь социокультурную природу, быть не отъемлемой частью стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой с воспитанием. Также «домашние» насилие отрицательно, даже трагично сказывается на дальнейшую судьбу всех членов семьи, так как влечет за собой физические и психо-эмоциональные расстройства.
Различают 4 основные формы жестокого обращения или насилия: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное) насилие, моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка).
Информация о работе Насилие в семье как частная и общественная проблема