Модели и методы социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе, говоря о методах и моделях социального управления, мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию. и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

Оглавление

Введение

Организационные структуры управления и типы этих структур

Объекты и субъекты социального управления

Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

Совершенствование методов социального управления

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социолог упр.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает  специфику использования методов, выбор методов в известной  степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Из содержания характеристики методов социального управления следует, что методам управления присущи следующие характерные черты: они выражают связь субъекта управления с объектом управления; метод — это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления, т.е. воздействие одного человека на другого, одного коллектива людей на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека; методы — это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей; методы управления являются наиболее подвижным и активным элементом в системе управления; методы управления носят альтернативный характер; в государственном управлении они являются инструментами политики государства, которые используются государственным аппаратом для достижения политических целей.

Независимо от содержания и направленности методы управления обладают: объективированной организационной  формой, под которой понимается вид  воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактическим и стратегическим характером.

Сущность методов  управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют  методы воздействия в целях осуществления  задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Методы социального  управления важно отграничивать  от иных близких по своей значимости понятий: методов исследования процессов  управления, методов осуществления отдельных функций управления, методов разрешения управленческих вопросов, познавательно-программирующих методов (системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования).

Методы исследования управления направлены на познание и раскрытие процессов и закономерностей социального управления, выявление и объяснение управленческих проблем, общественного мнения и т.п.

Методы осуществления  отдельных функций управления воздействуют на состояние и развитие этих функций. К ним относятся методы выработки и принятия управленческих решений, методы планирования работы, методы контроля в управлении и др.

К методам разрешения управленческих дел и вопросов относятся  единоначальные, коллегиальные, коллективные, совместные (несколькими субъектами управления) способы разрешения дел и вопросов управления.

Методы социального  управления основные задачи и функции.           

 Реализация законов  и принципов управления происходит  благодаря применению различных методов управления. Метод управления представляет собой воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно в практике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.

Выделяют следующие методы управления:

1. Социальные и  социально- психологические. Они  применяются с целью повышения  социальной активности людей.  Социальные методы включают в  себя:

методы социального  нормирования, позволяющие упорядочить  социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);

социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;

методы социального  регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого  выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);

методы морального стимулирования. Их используют для  выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые  достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.

социально-психологические  методы. Их используют для обеспечения  социальных потребностей человека, для  повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные  способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.

психологические методы. Они направлены на регулирование  отношений между людьми, что достигается  определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

2. Экономические методы. Они связаны с достижением  экономических целей управления  с использованием экономических  законов и категорий рыночной  экономики. Сюда можно отнести  методы экономического стимулирования.

3. Организационно-административные методы. Основу этих методов составляет власть, дисциплина, ответственность. Данный метод имеет виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главной задачей этих методов является координация действий объектов управления.

4. Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность человеку из объекта управления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколько приёмов:  мотивация работников. За достигнутые цели здесь выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка.  мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников.       

 Мотивирование  организационной деятельности. Здесь  применяется расширение полномочий  сотрудников.       

 В социальной  системе управления выделяют  также научные методы управления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии. В целом же для эффективного социального управления используют совокупность тех или иных методов.

2.2Основные задачи  управления. 

Основными задачами управления являются: 

— обеспечение в  рамках своих полномочий конституционных  прав пенсионеров, инвалидов, семей  с несовершеннолетними детьми и  других групп населения, нуждающихся  в государственной поддержке;

—      организация пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан;

—      содействие созданию и организации деятельности негосударственных организаций,  учреждений, предприятий социальной защиты населения;

—      создание автоматизированной системы обработки информации, предоставления льгот, назначения и выплаты пенсий и пособий;

—      оказание организационно-методической помощи органам

социальной защиты населения по вопросам, связанным  с применением действующего законодательства;

—      организация социальной защиты населения, протезно-ортопедической помощи, врачебно-трудовой экспертизы и руководство ей, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обеспечение инвалидов средствами передвижения, расширение сети домов-интернатов;

—      привлечение внебюджетных средств для финансирования

программ социальной помощи и укрепления материальной

базы системы социальной защиты населения;

—      содействие развитию коммерческих начал в сфере организации социальной защиты населения с целью финансирования социальных программ;

—      обеспечение взаимодействия с фондами, благотворительными и другими общественными объединениями с целью поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций:

В области организации  и развития социальной защиты;

—      полностью и своевременно претворяет в жизнь указы Президента РФ, постановления и распоряжения Федерального Собрания России и Законодательного Собрания Тверской области, Правительства РФ и главы администрации области, приказы и указания министра и начальника управления социальной защиты и другие социальные нормативы;

—      вносит в Министерство социальной защиты Российской

Федерации предложения  по развитию и улучшению системы

социальной защиты.          

 В области организации  пенсионного обслуживания  и обеспечения пособиями:

—      осуществляет организацию, контроль и методическое

обеспечение работы по назначению, начислению и выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению;

—      взаимодействует с отделением Пенсионного фонда РФ по

вопросам выплаты  пенсий и пособий по социальному  обеспечению;

—      принимает участие в разработке и создании условий для

развития негосударственной  системы пенсионного обеспечения;

—      разрабатывает рекомендации по установлению дополнительных льгот и выплат к пенсиям и пособиям по социальному обеспечению на областном уровне.

В области социального  обслуживания:

—      организует социально-бытовое обслуживание престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также предоставление им установленных законодательством льготных путевок на санаторно-курортное лечение и специальных средств передвижения, внедрение новых форм и видов натуральной помощи;

—      осуществляет материально-бытовое, медико-социальное и культурное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях социального обеспечения;

—      развивает подсобные сельские хозяйства при учреждениях социальной защиты и укрепляет их материально-техническую базу;

—создает комплекс специализированных учреждений и сеть служб социальной помощи;

—      оказывает психологические, медико-социальные, материальные и другие услуги лицам, попавшим в сложные жизненные ситуации;

—      участвует в организации разнообразных видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми;

—      содействует созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги пенсионерам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в государственной поддержке;

—      осуществляет координацию работы подведомственных социально-бытовых объектов, а также содействует их переходу на коммерческую основу исходя из нужд финансирования программ социальной помощи населению.        

 В области медико-социальной  экспертизы, реабилитации инвалидов  и оказания протезно-ортопедической  помощи:

—      осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и содействует реабилитации инвалидов;

—      оказывает помощь общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;

—      содействует созданию и развитию специализированных

предприятий или цехов по использованию труда инвалидов и

пенсионеров по возрасту, развитию надомных видов труда и

других форм занятости;

. — определяет  потребность и осуществляет заказы  в Министерство на поставку  специальных транспортных средств,  приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;

Информация о работе Модели и методы социального управления