Модели и методы социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе, говоря о методах и моделях социального управления, мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию. и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

Оглавление

Введение

Организационные структуры управления и типы этих структур

Объекты и субъекты социального управления

Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

Совершенствование методов социального управления

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социолог упр.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра «Экономики труда и управления персоналом»

Контрольная работа

По  дисциплине «Социология  управления»

Вариант работы № 3 «Модели  и методы социального  управления»

Исполнитель:

Дегтева Мария  Игоревна

Факультет:«М и М»

Спец - ть:« Г и МУ»

Группа: 517

№ з./ кн 04МГБ01586

Пр - тель:

Кохова Ирина  Владимировна

Москва  - 2009

Содержание

Введение

Организационные структуры  управления и типы этих структур

Объекты и субъекты социального управления

Методы управления, их использование в управлении социальными  процессами

Совершенствование методов  социального управления

Заключение

Список литературы

Введение

Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому, данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.

В данной работе, говоря о методах и моделях социального  управления, мы рассмотрим общее понятие  о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию. и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

Данная работа выполнена  на компьютере в программной среде Windows версии XP Professional, с использованием программных пакетов Microsoft Word и Microsoft Excel.

Организационные структуры управления и типы этих структур

Социальная система - это структурное целостное образование, основные элементы которого - люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.

Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:

Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение  целого и частей, свойства самоорганизации.

Целостность - состояние  единого и целого

Интеграция - проникновение элементов друг в друга и создание единого целого

Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.

Социальная система  и все ее элементы связаны с  внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)

Социальная система, как и любая другая система  вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов  власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).

Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.

Структура - это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества - это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение  объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.

Формирование организационной  структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем  формируются функции социального  управления. Необходимо также сразу  позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование - устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально освоить их рабочие функции и задачи. Например, если кампания разрабатывает программу для решения корпоративных социальных задач, то создается соответствующая организационная структура управления такими социальными программами, как:

Развитие персонала

Охрана здоровья и  безопасность условий труда

Природоохранная деятельность и ресурсосбережения

Развитие местного сообщества

Добросовестная деловая  практика

Социально ответственная  реструктуризация и др.

Каждая программа  включает в себя комплексы социально  значимых задач и социальных условий  их исполнения.

Для разработки организационной  модели социального программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:

Каковы социальные цели и результаты программ управления;

Необходимы ли изменения  в существующих отношениях, делегировании  прав и обязанностей для достижения целей;

Нужны ли изменения  в действующих рабочих процедурах, и какие;

Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.

Типы организационных  структур социального управления:

Формальная

Регламентирована  в различных организационно - распорядительных документах (структура и штатная  численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.

Бюрократическая

Тип организации с  сильно формализованной структурой. Отличительные черты:

- жестко регламентированные  правила и положения (в процессе  работы проявление инициативы  возможно только в рамках установленных  «от» и «до»);

- строгая субординация;

- иерархия не персонифицированных  должностей и т.п.

Неформальная

Отражает взаимоотношения между группами и людьми, выполняющие свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.

Иерархические структуры (адаптивные):

Функциональная структура

Применяют в условиях:

- относительно ограниченная  номенклатура продукции;

- неизменные технологии;

- стабильный спрос;

- относительно низкий  уровень конкуренции;

- массовое производство;

- стабильная внутренняя  социальная среда;

- прогнозируемые социальные  процессы и явления

Эффективна, пока руководство  способно осуществлять межфункциональную  координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.

Дивизионные структуры

Применяют в условиях:

- активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;

- многофункциональности  действий;

- рыночного многообразия;

Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.

Институциональные аспекты  управляющей системы:

Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;

Основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например - ценностей и норм организационной культуры)

Выполняют функции  поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих  им нормативных (правовых, моральных, ритуальных) и организационных условий

Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию  и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания  ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.

Объекты и субъекты социального  управления

Социология - от латинского societas (общество) и греческого logos (учение), т.е. наука об обществе.

Объектом социального  управления являются - наиболее общие  законы и движущие силы деятельности социальных общностей.

- это социальное  управление, представляющее собой  взаимодействие управляющих и  управляемых субъектов, в процессе  которого вырабатываются и реализуются  программы эффективного функционирования  различных социальных общностей. Это и реальные процессы социального управления, и каким образом оно осуществляется и достигает поставленных целей.

- это социальная  сфера общественной жизни.

Социальная сфера  общественной жизни - это сфера взаимоотношений  между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле - это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.

Субъект социального  управления - это должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

Методы  управления, их использование  в управлении социальными процессами

В практической жизни  методы социального управления, в  основном, соответствуют методам  управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета  социальных последствий принимаемых  решений, их влияния на жизнедеятельность  людей.

Специфика подхода  к управленческой деятельности с  позиции социологии управления состоит  в следующем: социология управления исследует социальные изменения  и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей  в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо:

рассматривать управление с точки зрения:

а) социальных критериев;

б) анализировать социальные последствия принимаемых решений  и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;

2) подходить к изучению  системы управления с позиции  социального анализа, учитывая:

а) взаимоотношения  между людьми при выполнении ими  определенных функций;

б) ответственность  и исполнительность, дисциплину и результативность труда как отражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления;

в) влияние управления на подбор, расстановку персонала  организации, на создание необходимых  условий трудовой деятельности;

Информация о работе Модели и методы социального управления