Математические модели и методы в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Решение практической части

Оглавление

Задача 1…………………………………………………………………………..3
Задача 2…………………………………………………………………………..8
Задача 3…………………………………………………………………………10
Задача 4 …………………………………………………………………………19
Задача 5………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………….23

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Курганский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Математические модели и методы в  управлении»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ЭЗ-5726 Предеин А.А.

                                                                                

Преподаватель: Хмелева  Ф.Г.

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание:

Задача 1…………………………………………………………………………..3

Задача 2…………………………………………………………………………..8

Задача 3…………………………………………………………………………10

Задача 4 …………………………………………………………………………19

Задача 5………………………………………………………………………….21

Список использованных источников………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Задачу линейного  программирования

F(х1; х2) = 2х1 - х2 → min


                         х12 ≥4,

                          –х1 +2 х2 ≤ 2,

                         х1 + 2х2 ≤ 10,

                         х1≥ 0, х2 ≥ 0

 

а) Решить геометрически:

    • Изобразить множество допустимых планов
    • Указать оптимальное решение (х1; х2), максимальное значение целевой функции.

б) Привести к каноническому  виду.

в) Найти оптимальное  решение задачи линейного программирования симплексным методом.

Решение:

а) Решим геометрически:

Итак, необходимо среди  допустимых планов задачи найти минимальный (x1; x2), то есть такой план, при котором целевая функция принимает свое наименьшее  значение. 

          Область решений системы ограничений, представляет собой полуплоскость на плоскости х1Ох2. Для построения решений системы нам необходимо последовательно построить области решений каждого из неравенств системы ограничений. Напомним, что областью решений линейного неравенства является полуплоскость.

Построим область решений  первого неравенства системы  ограничений 

х1 + х2 ≥ 4.     

Сначала построим прямую, заданную уравнением х1 + х2 = 4, которая на рисунке 1 обозначена . Для этого вычислим координаты точек пересечения этой прямой с осями координат

 

х1 = 0,                  х1 = 4,

х2 = 4                   х2 = 0.


Рисунок 1 – График решения  задачи     

 

Для определения полуплоскости  решений нашего неравенства возьмем  произвольную точку плоскости, не лежащую на прямой х12 = 4, например (0; 0) и подставим ее координаты в неравенство 0 + 0 ≥ 4. В результате подстановки мы получили неверное числовое неравенство 0 ≥4, а это означает, что начало координат не лежит в полуплоскости решений нашего неравенства. Поэтому мы  заштрихуем полуплоскость, в которой начало координат не лежит (см. рис. 1).

Аналогично строим полуплоскости  решений остальных неравенств системы  ограничений, каждый раз заштриховывая  «нужную» полуплоскость (прямые  -х1 +2х2 = 2 и х1 + 2х2 = 10 обозначены ‚ и ƒ).

Для этого вычислим координаты точек  пересечения этих прямых с осями  координат

(2)                                 (3)                                                                               


   х1 = 0,      х1 = -2,          х1 = 0,          х1 = 10,           


   х2 = 1,       х2 = 0,           х2 = 5,          х2 = 0.     

                                

        Левая и  нижняя полуплоскости вычеркиваются  по смыслу последних неравенств (х1 ≥ 0 и х2 ≥ 0).

 Общая заштрихованная  часть плоскости и представляет  собой искомую область решений  задачи – это четырехугольник  АВСD (см. рис. 1).

Теперь нужно среди  точек область решений найти  такую, в которой целевая функция F(х1; х2) = 2х1 - х2 достигает минимального значения. Для этого построим прямую, заданную уравнением 2х1 - х2 = 0. Которая является линией нулевого уровня функции F(х1; х2). Как известно, линии уровней линейной функции образуют на плоскости семейство параллельных прямых, на каждой из которых функция принимает постоянное значение. При переходе от одной линии уровня к другой значение функции изменяется.

Направление возрастания линейной функции F(х1; х2) = 2х1 - х2 указывает вектор с началом в точке О (0; 0) и концом в точке М(2; -1), координаты которой равны коэффициентам при соответствующих переменных функции F.

 Для нахождения минимального  решения нужно «передвигать»  линию нулевого уровня функции  F параллельно самой себе в направлении, указанном построенным вектором, до точки ее «первой встречи» с областью решения, которая и является максимальным значением задачи. В нашем случае это точка А точка пересечения прямых  и ‚. Координаты (х1*; х2*) точки А найдем, решив систему уравнений:

                                    х1* + х2* = 4,


                                  -х1* + 2х2* = 2                   откуда х1* = 2, х2* = 2

F(А) = F*(2; 2) = 2·2 - 1·2 = 2. Это минимальное значение функции на рассматриваемой области решений.

         Ответ: минимальное значение функции  равно 2.

        б) Запишем каноническую форму:

 F(х) = 2х1- х2  ® min.

        -х1  - х23 =  -4,


   -х1 + 2х24 =  2,

      х1 + 2х2  +х5 =  10,                                             

х1 ³ 0, х2 ³ 0.

в) Решим задачу симплекс- методом;

Шаг 1:

Базисные  переменные

Переменные

Свободный член

Оценочное отношение

х1

х2

х3

х4

х5

х3

-1

-1

1

0

0

-4

 

х4

-1

2

0

1

0

2

 

х5

1

2

0

0

1

10

 

F(х)

2

-1

0

0

0

0

 

 

Для нахождения ведущей строки найдем максимальный по модулю отрицательный свободный  член (-4). Ведущая строка - х3. В строке х3 так же найдем максимальный по модулю отрицательный свободный член (-1). Столбец х1- ведущий. Пересчитаем таблицу.

Шаг 2:

Базисные  переменные

Переменные

Свободный член

Оценочное отношение

х1

х2

х3

х4

х5

х1

1

1

-1

0

0

4

 

х4

0

3

-1

1

0

6

 

х5

0

1

1

0

1

6

 

F(х)

0

-3

2

0

0

-8

 

 

Шаг 3:

Базисные  переменные

Переменные

Свободный член

Оценочное отношение

х1

х2

х3

х4

х5

х1

1

1

-1

0

0

4

 

х4

0

3

-1

1

0

6

 

х5

0

1

1

0

1

6

 

F(х)

0

-3

2

0

0

-8

 

 

Так как в  столбце свободных членов нет  отрицательных элементов, то найдено допустимое решение. Так как в строке F есть отрицательные элементы, то полученное решение не оптимально. Для определения ведущего столбца найдем максимальный по модулю отрицательный элемент в строке F (-3). А ведущая строка та, у которой наименьшее положительное отношение свободного члена к соответствующему элементу ведущего столбца. Пересчитаем таблицу.

Шаг 4:

Базисные  переменные

Переменные

Свободный член

Оценочное отношение

х1

х2

х3

х4

х5

х1

1

0

-2/3

-1/3

0

2

 

х2

0

1

-1/3

1/3

0

2

 

х5

0

0

4/3

-1/3

1

4

 

F(х)

0

0

1

1

0

-2

 

 

Найдено оптимальное  решение

 

         Ответ: минимальное значение функции  равно 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2

Решить  задачу линейного  программирования

Маленькая кондитерская фабрика должна закрыться на реконструкцию. Надо реализовать оставшиеся запасы сырья для производства продуктов из ассортимента фабрики, получив максимальную прибыль. Запасы и расход каждого вида сырья для производства единицы продукции каждого вида, а также получаемая при этом прибыль представлена в таблице.

Ресурсы

Ореховый звон

Райский вкус

Батончики

Белка

Ромашка

ограничения

Темный шоколад

0,8

0,5

1

2

1,1

1411

Светлый шоколад

0,2

0,1

0,1

0,1

0,2

149

Сахар

0,3

0,4

0,6

1,3

0,05

815,5

Карамель

0,2

0,3

0,3

0,7

0,5

466

Орехи

0,7

0,1

0,9

1,5

0

1080

Прибыль

1

0,7

1,1

2

0,6

 

Информация о работе Математические модели и методы в управлении