Математические модели и методы в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Решение практической части

Оглавление

Задача 1…………………………………………………………………………..3
Задача 2…………………………………………………………………………..8
Задача 3…………………………………………………………………………10
Задача 4 …………………………………………………………………………19
Задача 5………………………………………………………………………….21
Список использованных источников………………………………………….23

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

 

Рисунок 6                                                     Рисунок 7

 

 

 

 

-

50

-

-

 

60

10

-

-

 

-

0ф

   

60

   

50

10

 



 

-

50

-

-

 

60

10

-

-

 

-

0ф

50

10

 
         



                 Рисунок 8                                                      Рисунок 9

 

В оставшейся незаполненной  части матрицы перевозок  клетка  а22 имеет меньший тариф.  Заполняем ее: ставим перевозку 10,  закрываем  вторую строку и второй столбец  – рисунок 8.

          Дальше матрица заполняется однозначно  – в незаполненные клетки а33 и а34 ставим требуемые там 50 и 10 единиц груза соответственно.

   План составлен  – рисунок 9 . 

Подсчитаем стоимость  затрат по составленному плану:

L(ХСЗУ) = 50·2 + 60·2 + 10·4 + 50·7  = 610 (ден.ед.)

           Метод наименьшей стоимости дал  более выгодный план, поэтому  далее будем рассматривать именно  его в качестве начального.

          Теперь надо выяснить, оптимален  ли план, приведенный на рисунке 9. Для этого надо провести оценку каждой свободной клетки, составив для нее цикл, а по нему – знакочередующуюся сумму тарифов клеток, входящих в этот цикл: если эта оценка окажется для какой-то клетки неотрицательной, ее не выгодно включать в новый план, если же она окажется отрицательной, то рассматриваемый план неоптимален и эту клетку целесообразно включить в новый, более выгодный план.

Как только в некотором  плане все свободные клетки будут  иметь неотрицательные оценки, мы получим оптимальный план.

Этап 2. Проверка оптимальности полученного плана перевозок. Введем специальные показатели ui для каждой строки    матрицы    перевозок    (каждого    поставщика),    где i - 1, m , и показатели vj для каждого столбца (каждого потребителя), где j = 1, n. Эти показатели называются потенциалами поставщиков и потребителей, их удобно интерпретировать как цены продукта в соответствующих пунктах поставщиков и потребителей. Потенциалы подбираются таким образом, чтобы для заполненной клетки (i;j) выполнялось равенство


                                                          vj + ui = cij.

Чтобы оценить  оптимальность распределения, для  пустых клеток (i;j) матрицы перевозок определяются их оценки, которые обозначим через dij, по формуле:

                                        dij =(ui + vj )- cij

Таким образом, об оптимальности распределения можно судить по величинам оценок свободных клеток. Если оценка некоторой свободной клетки положительна, это можно интерпретировать так: цена, предлагаемая соответствующим потребителем, больше суммы цены поставщика и стоимости перевозки, т.е. если бы эта клетка была занята, то можно было бы получить дополнительный экономический эффект. Следовательно, условием оптимальности распределения служит условие неположительность оценок свободных клеток матрицы перевозок.

Таблица 3

Мощности

поставщиков

Мощности  потребителей

ui

 

60

60

50

10

50

2  

           70             

2      

       

3

                   

100

0

70

2

          30

4             

            

5

                    50

100

2

60

6

                     

5

            10 

7

                    40

100

3

vj

0

2

4

97

 

 

d11 = (0 + 0) – 2 < 0     d13 = (4 + 0) – 3 > 0  

Итак, получили, что свободная клетка положительна, поэтому данный план неоптимальный.

Этап 3. Улучшение неоптимального плана перевозок (циклы перераспределения). Чтобы улучшить неоптимальный план перевозок, выбирается клетка матрицы перевозок с отрицательной оценкой; если таких клеток несколько, то обычно (но необязательно) выбирается клетка с наибольшей по абсолютной величине отрицательной оценкой.

Для выбранной  клетки строится замкнутая линия (контур), начальная вершина которой   лежит в выбранной   клетке, а все  остальные вершины находятся в занятых клетках; при этом направления отдельных отрезков контура могут быть только горизонтальными  и  вертикальными.   Вершиной   контура, кроме первой, является занятая клетка, где отрезки контура образуют один прямой  угол (нельзя рассматривать как вершины клетки, где горизонтальные и  вертикальные отрезки контура пересекаются). Очевидно, число отрезков контура, как и его вершин, будет четным. В вершинах контура расставляются поочередно знаки « + » и «-», начиная со знака «+» в выбранной свободной клетке. Пример простого контура показан пунктиром в таблице 4, хотя вид контура может быть самым разнообразным. Величина перераспределяемой поставки определяется как наименьшая  из величин поставок в вершинах контура со знаком «-», и на эту величину увеличиваются поставки в вершинах со знаком «+» и уменьшаются поставки в вершинах со знаком «—». Это правило гарантирует, что в вершинах контура не появится отрицательных поставок, начальная выбранная клетка занятой, в то время как одна из занятых клеток при обязательно освободится.

Таблица 4

Мощности

поставщиков

Мощности  потребителей

ui

 

60

60

50

10

50

2  

           70             

2 -      

       

3       +

                   

100

 

70

2

          30

4             

            

5

                    50

100

 

60

6

                     

5   +

            10 

7      -

                    40

100

 

vj

         

Получим новый план

-

-

50

-

 

60

10

-

-

 

-

50

0

10

 
         



 

 

 

Подсчитаем стоимость  затрат по составленному плану

L(ХСЗУ) = 50·3 + 60·2 + 10·4 + 50·5  = 560 (ден.ед.)

Проверим  на оптимальность полученного плана перевозок.

Таблица 5

Мощности

поставщиков

Мощности  потребителей

ui

 

60

60

50

10

50

2  

           70             

2      

       

3      

                   

100

0

70

2

          30

4             

            

5

                    50

100

3

60

6

                     

5  

            10 

7     

                    40

100

4

vj

-1

1

3

96

 

                                     dij =(ui + vj )- cij

d11 = (0 - 1) – 2 <0     d12 = (0 + 1) – 2 < 0  d14 = (0 + 96) – 100 < 0    

d23 = (3 + 3) – 5 > 0   

Итак, получили, что свободная клетка положительна, поэтому данный план неоптимальный.

Улучшение неоптимального плана перевозок 

Таблица 6

Мощности

поставщиков

Мощности  потребителей

ui

 

60

60

50

10

50

2  

           70             

2      

       

3      

                   

100

0

70

2

          30

4     -         

            

5        +  

                    50

100

3

60

6

                     

5   +

            10 

7       -

                    40

100

4

vj

-1

1

3

96

 

Улучшить  данный план не возможно, так как  из клетки а33 нельзя ничего забрать, потому что, там нам пришлось ввести фиктивную нулевую перевозку, чтобы соблюсти указанный принцип. Поэтому считаем предыдущий план оптимальным.

Оптимальная стоимость  перевозок равна 560 (ден.ед.)

-

-

50

-

 

60

10

-

-

 

-

50

0

10

 
         



 

 

 

 

Задача 4

Управление  проектами и сетевые диаграммы

В таблице  приведены «макро» стадии проекта  опытно-конструкторской разработки.

1. Построить  сетевую диаграмму проекта.

2. Определить  минимальный срок проекта.

3. Указать  критические стадии проекта.

 

Стадия

Предшественник

Продолжительность, недели

A

-

6

B

А

3

C

В

3

D

А

2

E

D

7

F

В, D

8

G

Е

8

H

D

3


 

Решение:

Сетевая диаграмма  будет выглядеть следующим образом








 


 



 

 

 

Определим минимальный  срок проекта

Стадия

Продолжительность, недели

Предшественник

ЕS

EF

LS

LF

Врем. резерв

A

6

-

0

6

0

6

0

B

3

А

6

9

6

9

0

C

3

В

9

12

9

12

0

D

2

А

6

8

6

8

0

E

7

D

8

15

8

15

0

F

8

В, D

9

17

9

17

0

G

8

Е

15

23

15

23

0

H

3

D

8

11

8

11

0

Информация о работе Математические модели и методы в управлении