Модели и методы социального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе, говоря о методах и моделях социального управления, мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию. и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

Оглавление

Введение

Организационные структуры управления и типы этих структур

Объекты и субъекты социального управления

Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

Совершенствование методов социального управления

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Социолог упр.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

3) изучать управление  со стороны внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных социальных группах, трудовом коллективе в целом, для чего необходимо анализировать:

а) отношения «руководство-подчинение»;

б) социальную структуру  организации во взаимосвязи формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;

в) организационную  культуру;

г) организационные  конфликты;

д) реальное место  индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов  в системе управления, учитывать возможности их реализации.

Методы социального  управления персоналом показаны в таблице 1.

Таблица № 1 «Методы  социального управления»

 
Методы  социального управления  
Административные Социально - экономические Социально - психологические  
Формирование  структуры органов управления Социально - экономический  анализ Социально-психологический  анализ  
Утверждение административных норм инормативов Социально-экономическое  обоснование Социально-психологическое  планирование  
Правовое  регулирование Социально-экономическое  планирование Создание творческой атмосферы  
Издание приказов, указаний и распоряжений Экономическое стимулирование Участие работников в управлении  
Инструктирование Мотивация трудовой деятельности Социальное и моральное  стимулирование  
  Оплата труда Удовлетворение культурных и духовных потребностей  
Отбор, подбор и расстановка кадров капиталовложения  в человеческий капитал    
  Участие персонала  в капитале и прибылях Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата  
Разработка  положений, стандартов и должностных  инструкций Участие персонала  в собствености Установление социальных норм поведения  
  Налогооблажение    
Разработка  другой регламентирующей документации установление экономических  норм и нормативов Развитие у работников инициативы и ответственности  
  страхование    
установление  административных санкций и поощрений Установление материальных санций и поощрений Установление моральных  санкций и поощрений  
       

Административные  методы носят прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Социально-экономические  методы - это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается социально-экономическое развитие организации. Важнейший метод - социально-экономический анализ и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации в виде совокупности показателей, установленных в плане социально - экономического развития коллектива.

Социально-психологические  методы основаны на активации социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.). Специфика этих методов состоит в активном использовании неформальных факторов, интересов личности, социальных группы, общности в процессе управления.

С социологической точки зрения главным при применении этих методов является степень их влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида.

Совершенствование методов социального  управления

Материалы имеющихся  исследований внедрения методов  в практику и их совершенствования позволяют сделать вывод о влиянии на этот процесс множества факторов. Представить воздействие основных факторов на применение и совершенствование методов деятельности можем в виде системы (рис. 1).

Рис. 1 «Взаимодействие  факторов социального управления»

В различных условиях на деятельность персонала действует  система взаимосвязанных и взаимозависимых  факторов:

человеческий фактор (ЧФ);

информационный фактор (ИФ);

фактор средств  труда (ФСТ);

группа системных  факторов (СФ). Состав факторов представлен на рис2 .

Человеческий  фактор

Человеческий фактор представляет собой действие интеллектуальных, физических и духовных сил, проявляющихся  в профессиональной и духовных сферах деятельности персонала, в готовности воспринимать и использовать подходы к совершенствованию методов деятельности.

Несмотря на большое  количество литературы, посвященной  человеческому фактору, нет четких рекомендаций по его учету в управленческой практике.

В основном и теоретики, и практики согласились, что человека надо мотивировать, побуждать к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные в США и других странах, делаются попытки применять их на новом человеческом материале, в новых условиях. С одной стороны -- это хорошо, достижения передового опыта используются, с другой, зная, насколько отличаются системы управления персоналом в США и той же Японии (системы управления, учитывающие национальные особенности народов), применение чужого опыта желает более творческого подхода.

Следовательно, менеджер имеет общую задачу -- обеспечить совпадение целей каждого отдельного человека, группы с целями организации.

Рис. 2 «Система факторов»

Информационный  фактор

Процесс управления организацией для персонала, в первую очередь, связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы управления.

Менеджеру информация необходима для принятия решения. При  этом решение должно быть своевременно и обоснованно.

Это требует соответствующей  характеристики информации: количества и качества информации, полноты, своевременности, достоверности, точности, плотности и ценности.

Исследование практики привело к выводам о необходимости  управления потоками информации. Для  учета действия информационного  фактора следует привести трудоемкость, ритмичность и интенсивность  труда персонала управления, характеристики потоков информации в соответствие с исполняемыми функциями управления органами управления. Необходимый уровень информационного обеспечения при этом должен соответствовать структуре и цели управления.

Успешно это можно  реализовать программно-целевым подходом к организации информационного обеспечения.

Фактор  средств труда

Под факторным действием  средств труда понимаются причины, побуждающие совершенствовать методы руководства при внедрении новой  техники, механизации и автоматизации процесса управления.

Из года в год  усложняющийся процесс управления закономерно приводит к созданию более совершенных образцов средств  механизации и автоматизации  рабочих мест, передачи, приема и  обработки, хранения информации, выполнения расчетов. Это естественно приводит к необходимости совершенствовать приемы, способы и методы работы управленческого персонала.

Системные факторы

Сущность системного воздействия факторов объясняется  положениями теории систем. Как отдельные  элементы, объединенные в систему, придают ей новые качества, так и система факторов, действующих на персонал, приносит новые характеристики, воздействуя на используемые им методы. К системным факторам мы относим: фактор соответствия систем и научную организацию труда.

Фактор  соответствия систем

Необходимость согласования двух подсистем -- управляющей и управляемой -- объясняется требованиями законов  управления (закон гармонии и необходимого разнообразия). Любая организация, как  бы она ни была совершенна в момент своего создания или кульминации своей деятельности, как бы она хорошо ни соответствовала своей первоначальной задаче, однажды будет нуждаться в коренной перестройке. При этом чем сложнее система, тем больше шансов в процессе ее развития столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки организации.

В странах с развитой рыночной экономикой является привычным  делом через 2-4 года (в зависимости  от размеров фирмы) перестраивать организационную  структуру в соответствии с окружающей средой, целью организации.

Научная организация управленческого труда (НОУТ)

В бывшем СССР много  писалось и говорилось о научной  организации труда. Теоретики марксизма-ленинизма  считали (и не без основания), что  построить социализм можно, опираясь на науку. Для практиков организация  труда... являлась самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни.

Вероятно, подлинно научную  организацию труда они, как и  социализм у нас, не построили  по причине несоответствия системы  управления объявленной цели.

Управленческий труд имеет свои особенности. Они происходят из специфики процесса управления. Персонал управления участвует в создании материальных ценностей предполагаемых услуг не непосредственно, а через организацию труда других людей.

Предметом труда менеджера, специалиста управления, является информация. Трудовые затраты на ее изучение, подбор, отработку, хранение, передачу составляют до 80 % всех затрат рабочего времени. Средством управленческого труда является организационная техника. Управленческий труд состоит из множества конкретных работ (свыше 200). Эти работы, в свою очередь, делятся на операции, операции состоят из отдельных элементов. Каждая работа выполняется совокупностью приемов и способов. При должной организации последних получим более совершенный метод работы.

Научность в организации управленческого труда можно рассматривать в двух аспектах -- в статике и динамике. НОУТ в статике -- это сумма научных знаний, относящихся: к разделению труда и установлению определенных связей между участниками трудового процесса; созданию необходимых условий для высокопроизводительного труда; обеспечению требуемого квалификационного и профессионального уровня персонала; охране труда, его стимулированию, правильному сочетанию материальных и моральных стимулов труда.

НОУТ в динамике -- это процесс рационализации труда, процесс совершенствования его организации.

Осуществляется этот процесс путем внедрения новых  достижений науки, техники, организационных  мероприятий, способствующих достижению более высоких результатов труда  при минимальных затратах и наиболее эффективных приемах, способах и методах.

НОУТ в практической деятельности -- это совокупность постоянно  совершенствующихся действий организационного, экономического, социально-психологического характера, представляющих внедрение  новейших достижений науки и передового опыта, с целью повышения эффективности управления.

Научная организация  немыслима без поиска наиболее целесообразной организации приемов и способов достижения целей организации, так  же, как и без применения и совершенствования методов управления и работы.

Таким образом, НОУТ предусматривает  совершенствование методов деятельности как бы изнутри, разрабатывая, внедряя  новые приемы, способы, методы решения  конкретных операций, отдельных работ, решения задач извне и создавая дополнительно стимулирующую обстановку для творческого поиска.

Изучая подходы  к совершенствованию методов  деятельности, следует заметить, что  основным и первоначальным направлением является их теоретическая обоснованность.

Замена системы  управления для внедрения новых методов и повышения эффективности деятельности требует совершенствования теории. Простая реорганизация системы ничего не даст, если старая методология сохраняется. Кризисы практики управления изначально вызываются кризисом теории. Поэтому, утверждают специалисты, в настоящее время самый радикальный прием повышения эффективности управления -- замена общей теории систем.

В передовых фирмах специалисты по управлению переходят  от управления производственной системой к управлению производственным процессом. При рассмотрении производства с позиций системы и ее основных элементов -- людей, техники, технологии и среды методологически и механически эксплуатация машин переносится на эксплуатацию, в первую очередь, рабочей силы. Эксплуатация людей уже давно признана малоэффективным и устаревшим методом управления.

Информация о работе Модели и методы социального управления