Минимальная заработная плата, как основа государственного регулирования оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:08, реферат

Краткое описание

Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше средней по стране уровень заработной платы в топливо – энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях.
К числу важнейших в настоящее время относится также проблема устранения чрезмерной дифференциации в оплате труда руководителей предприятий и остальных работников, являющейся одной из причин сложившейся напряженности в социально – трудовой сфере.

Оглавление

Введение
1. Понятие заработной платы.
2. Минимальный размер оплаты труда
3. Государственное регулирование оплаты труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

organizatsiya.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением  о минимальной заработной плате  может устанавливаться размер минимальной  заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной  заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Ежегодно размер минимальной заработной платы пересчитывается  с учетом уровня инфляции и социально-экономического развития страны.

В таблице 1 представлена динамика изменения минимального размера оплаты труда с 2001 по 2013 год. На данный момент действует МРОТ установленный на 1 января 2013 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Срок, с которого установлен минимальный  размер оплаты труда

Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)

Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда

с 1 января 2013 г.

5205

 ст. 1 Федерального  закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.

4611

 ст. 1 Федерального  закона от 01.06.2011 № 106-ФЗ

с 1 января 2009 г.

4330

ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г.

2300

ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 № 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г.

1100

ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г.

800

ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 января 2005 г.

720

cт. 1 Федерального закона  от 29.12.2004 № 198-ФЗ 

с 1 октября 2003 г.

600

ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 № 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г.

450

ст. 1 Федерального закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г.

300

ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


 

При решении  вопросов о минимальной заработной плате необходимо определиться с  ее экономическим содержанием, выявить  соотношение между минимальной  заработной платой и средней заработной платой, между минимальной заработной платой и потребительским бюджетом.

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование оплаты труда

Минимальная заработная плата является основным инструментом регулирования оплаты труда.

Минимальную заработную плату нельзя понимать как оплату, гарантированную при всех условиях. Ее более правильно характеризовать как нижнюю границу цены рабочей силы, обеспечивающей на рынке труда в нормальных условиях вознаграждение труда наименьшей сложности.

Обоснованное  соотношение минимальной и средней  заработной платы имеет значение для стимулирования работников к более квалифицированному и высокооплачиваемому труду.

За рубежом  уровень минимальной заработной платы по отношению к средней, как правило, составляет 40%.

В Российской Федерации  в 2003 году минимальная заработная плата составила всего 11,3% от средней заработной платы, а в 2009 году  уже 21%. При этом за 1990-2003 год заработная плата возросла в 7,5 раза. Но и средняя заработная плата за этот период увеличилась в 17,5 раза. Тенденции такого соотношения увеличения минимальной и средней заработной платы сохранились, что не могло не сказаться на соотношении этих показателей.

Оптимизация соотношений  между минимальной и средней  заработной платой в нашей стране может быть достигнута повышением минимальной  заработной платы. Кроме того, одним из путей такой оптимизации может быть изменение механизма регулирования верхнего предела заработной платы.  Но повышение минимальной заработной платы может привести к ограничению роста занятости, особенно молодежи, так как за ту же оплату можно нанять взрослого и более опытного специалиста.

В наших условиях, при столь неблагоприятном соотношении  между минимальной и средней  заработной платой, усугублявшемся низким уровнем минимальной заработной платы по отношению к прожиточному минимуму, необходимо использовать все возможные пути оптимизации соотношений.

В нашей стране  минимальная заработная плата ниже прожиточного минимума. По данным Министерства труда РФ   величина прожиточного минимума  по состоянию на III квартал 2012 года составляет 6643 рублей на душу населения и 7191 рублей для трудоспособного населения.

Для наглядности  зависимость минимальной заработной платы и прожиточного минимума приведено в табл. 2.

Таблица 2. Размер минимальной заработной платы и прожиточного минимума в РФ

Срок, с которого установлен минимальный  размер оплаты труда

Размер  прожиточного минимума ( в руб на душу населения).

Размер  прожиточного минимума ( в руб для трудоспособного населения)

3-й квартал 2012 г.

6643

7191

2-й квартал 2012 г.

6385

6913

1-й квартал 2012 г.

6307

6827

4-й квартал 2011 г.

6209

6710

3-й квартал 2011 г.

6287

6792

2-й квартал 2011 г.

6505

7023

1-й квартал 2011 г.

6473

6986


 

Установление  минимальной заработной платы на все более низком уровне по отношению  к стоимости  минимальной потребительской корзины не обеспечивает условий для воспроизводства рабочей силы. Первоначальная заработная плата  должна составлять, по крайней мере, 50% соответствующего потребительского бюджета( - это бюджет семьи, таблица ее доходов и расходов за определенный период времени, чаще всего за месяц и год).

В последнее  время внимание к минимальному уровню заработной платы усиливается. Ориентиром при определении  ее величины  стал прожиточный минимум.

Различают 2 вида прожиточного минимума:

    • физиологический

Физиологический потребительский бюджет (ФПБ) определяет набор потребительских товаров  и услуг для удовлетворения основных физиологических потребностей человека. На его основе рассчитывается физиологический  минимум для определения денежных и натуральных доходов населения, которые обеспечивают соответствующий ФПБ объем потребления товаров и услуг группами населения, относимыми к самым бедным или нищим слоям.

Физиологический минимум поддерживает воспроизводство  человека на грани выживания, и, следовательно, на его основе невозможно определение размеров минимальных тарифных ставок заработной платы. Потребительская корзина физиологического минимума по своему энергетическому балансу не предусматривает затрат энергии человеком на соответствующие виды работ, не содержит расходов на транспорт, дополнительную одежду, необходимую для осуществления производственной деятельности, приобретение соответствующих профессиональных навыков или их поддержание. Доход ниже уровня физиологического минимума ведет к деградации человека, его физическому истощению. Физиологический минимум - граница уровня, поэтому лица или семьи, имеющие доход на уровне или ниже ФПБ, имеют безусловное первоочередное право на социальную защиту и пользование специальными социальными программами и должны находиться под наблюдением (опекой) местных органов социального обеспечения или им подобных.

    • социальный минимум, который помимо физиологического минимума включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы.

Структура бюджета  прожиточного минимума включает помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

Соответствия  минимальной заработной платы прожиточному минимуму можно добиться путем  подтягивания минимальной заработной платы  до уровня прожиточного минимума либо за счет снижения нормативов потребления.

Исходя из сущности заработной платы и ее экономического содержания при установлении минимальной  заработной платы необходимо учитывать  следующее:

  • минимальная заработная плата должна позволять работнику воспроизводить свои физические способности, затраты жизненной энергии на выполнение работы наименьшей сложности,  выполняемой в нормальных для здоровья условиях;
  • минимальная заработная  плата  должна удовлетворять не только физиологические, но и социальные потребности;
  • минимальная заработная плата должна удовлетворять потребности не только самого труженика, но и его семьи, чтобы обеспечить воспроизводство рабочей силы;
  • при установлении минимальной заработной платы необходимо учитывать структуру заработной платы, удельный вес ее тарифной части.

Чтобы заработная плата отвечала вышеперечисленным  требованиям,  она должна быть не только не ниже прожиточного минимума взрослого трудоспособного члена  семьи, но и покрывать расходы на детей, то есть при расчете минимальной заработной платы нужно корректировать минимум взрослого человека с учетом расходов на детей.

Конечно, решить вопрос о воспроизводстве рабочей  силы (покрытие затрат на детей) можно  поддержкой семей, имеющих среднедушевой  доход ниже прожиточного минимума, из государственного бюджета. Но в нашей стране в условиях дефицитного бюджета следует стремиться к возможно меньшей нагрузке на него.

Если сохранится существующее положение, при котором  минимальная заработная плата определяется вне связи с реальным прожиточным минимумом, то государство будет расходовать все большие средства на социальную помощь гражданам, занятым в общественном хозяйстве.

Введение обоснованного  минимума позволит активно влиять на отбор среди предприятий в  пользу  наиболее рентабельных, эффективных, способных обеспечить нормальный уровень доходов и оплаты своим работникам за счет собственных средств, а не бюджета.

Государство при  установлении размера минимальной  заработной платы не должно забывать о стимулирующей роли заработной платы, и в первую очередь учитывать потребности граждан  и удовлетворять их.

Государство само должно быть заинтересовано в уменьшении разрыва между минимальной заработной  платой и прожиточным минимумом, тем самым снизится нагрузка на бюджет и решатся многие социальные проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данном реферате я описала минимальную заработную плату как основной механизм  государственного регулирования оплаты труда.

К числу важнейших  проблем в области организации  заработной платы относятся:

  • Выработка нового понимания сущности заработной платы.
  • Четкое определение природы минимальной заработной платы, ее уровня, динамики и порядка регулирования, как основы построения всей системы дифференциации  заработной платы по сложности и условиям труда.
  • Поиск оптимального сочетания централизованного регулирования заработной платы с расширением прав предприятий в области оплаты труда.
  • Разработка основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений вообще и отношений распределения по труду в частности.

Минимальная заработная плата  в нашей стране по-прежнему остается ниже прожиточного минимума, что не позволяет осуществлять естественное воспроизводство рабочей силы и все больше средств тратить из бюджета на ликвидацию данного недостатка, тем самым порождая повышение налогов на доходы средне- и высокооплачиваемых категорий граждан, на прибыли предприятий. То есть  образуется замкнутый круг и единственный выход из него это довести минимальную заработную плату до прожиточного минимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)
  2. Федеральный закон №82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федеральных законов от 29.04.2002 N 42-ФЗ, от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 01.10.2003 N 127-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 198-ФЗ)
  3. Баткаева И.А. Организация заработной платы: Учебное пособие/ ГУУ.– М.,2005. – 42с.

Информация о работе Минимальная заработная плата, как основа государственного регулирования оплаты труда