Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня:
общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и
социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими,
прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня
дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных
явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических и организационно-технических процедур,
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные
суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения
выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное
представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах
не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим
целый комплекс подобных вопросов.
В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные
вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более
широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором
расстоянии, как от основного, так и друг от друга.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на:
- раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает
анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный
раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько
дней – заочный раздаточный опрос)
- почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и
получается через почту)
- прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
- телетайпные
(при этом способе
и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-
телеграфной сети).
По типу исследовательских задач опросы бывают :
- глубинный (нацелен
на получение поисковой
- фокусированный
(собираются данные по
- стандартизированный
(нацелен на получение
- социометрический (нацелен на получение инф-ии о взпимоотношениях в
малых группах)
По уровню компетентности респондентов различают :
- массовый опрос (мнение неспециалиста по той или иной теме)
- массовый опрос в сотрудничестве с исследователем (предполагает
информационную помощь респонденту со стороны анкетера в осмыслении
анализируемой ситуации)
- симптоматический опрос (достаточное знание у респондента общей
информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)
- экспертный
опрос (опрос специалистов по
анализируемой проблеме).
ИНТЕРВЬЮ
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись
ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо
механически (на
пленку).
Имеется множество
разновидностей интервью.
1) По содержанию
беседы различают
событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого -
выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со
специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со
специалистами
существенно отличается от обычной
системы опроса.
2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и
формализованные
(а также
Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой
детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”).
Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане
исследования.
Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное
наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,
последовательность
и конструкцию вопросов, варианты
возможных ответов.
3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть
интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и
фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.
Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах,
побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь
информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью
изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты
информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации
предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью
стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста
оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе
не осталось
в памяти.
4) Так называемые ненаправленные интервью носят “терапевтический”
характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту,
интервьюер лишь
помогает ему “излить душу”.
5) Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и
индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая
беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в
группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную
процедуру. Телефонные
интервью используются для быстрого
зондажа мнений.
3.2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство)
– метод сбора первичных данных, при котором документы используются в
качестве главного источника информации[5].
Анализ документов
открывает социологу
виде многие стороны социальной действительности.
Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами,
следует в свою очередь получить системное представление о всем их
многообразии. Ориентироваться в многообразии документов в наибольшей
степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том
или ином документе содержащейся в нем информации.
По форме фиксации информация делится на:
- письменные документы (сведения изложены в форме текста);
- статистические данные (цифровая форма изложения);
- иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
- фонетические документы.
Существуют самые разнообразные методы анализа документов. Самыми
распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических
исследований является традиционный (классический) и формализованный
(количественный).
Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных
операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с
определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном
случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь
изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними,
оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических,
эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов
является субъективизм.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило
разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода
анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных
дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей
психологии, социологии и криминологии, исторической науке и
литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с
социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их
совокупность, там
возможно контент-аналатическое
Одна из особенностей контент-анализа состоит в том, что наибольшее
применение он находит при изучении средств массовой информации. Также он
используется и при анализе документов: протоколов собраний, конференций,
межправительственных договоров и т. п. Этот метод часто используется
спецслужбами.
При таком исследовании социолог по отдельному или отдельным фрагментам
должен восстановить эмпирическое бытие идеологического или политического
процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.
Прагматические модели контент-анализа глубже рассматривают исследуемые
тексты. Они отходят от чисто описательной постановки вопроса и
сосредотачивают внимание на тех признаках текста, которые прямо или
косвенно свидетельствуют о позициях и намерениях автора. Специфика
использования контент-анализа проявляется не в приемах счета единиц
наблюдения, а в содержательном толковании самого объекта исследования.
Вместе с тем контент-анализу документов в определенной степени присуща
своеобразная ограниченность, которая заключается в том, что далеко не все
богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных
(формальных) показателей.
Обширная практика использования контент-анализа в социологических
исследованиях дает возможность определить условия, при которых его
применение становится крайне необходимым:
- при требовании высокой степени точности и объективности анализа;
- при наличии обширного по объему несистематизированного
материала;
- при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких
интервью, если категории, важные для целей исследования,
характеризуются определенной частотой появления в изучаемых