Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня:
общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и
социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими,
прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня
дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных
явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических и организационно-технических процедур,
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27

Файлы: 1 файл

Методы социологических исследований.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

личности самого респондента.  Ответом  в  этом  случае  выступают  оценочные

суждения,  основанные  на  индивидуальных   представлениях.   Через   мнения

выявляется отношение  человека к тем или иным событиям.

Вопросы  о мотивах.  Эти вопросы призваны   выявить   субъективное

представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос  о  мотивах

не может дать подлинную картину мотивации  деятельности, для этого  необходим

целый комплекс подобных вопросов.

В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные

вопросы. Роль основного  может  играть  вопрос,  который  задается  в  более

широком смысловом  диапазоне, в прямой форме.

Контрольные  вопросы  обычно  располагаются  в  анкете  на   некотором

расстоянии, как  от основного, так и друг от друга.

По способу  распространения анкет опросы подразделяются на:

- раздаточные  (анкетный  опрос,  при  котором   анкетер  лично  вручает

анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут  же получает ее – очный

раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету  через  несколько

дней – заочный  раздаточный опрос)

-  почтовые  (анкета  по  предварительному   согласию   высылается   и

получается через  почту)

- прессовые (анкета  предлагается читателю через  печатный орган)

- телетайпные  (при этом способе распространение  и сбор  инструментария

и сопровождающих его документов осуществляется с  помощью  телетайпно-

телеграфной сети).

По типу исследовательских  задач опросы бывают :

- глубинный (нацелен  на получение поисковой информации)

- фокусированный (собираются данные по конкретной  ситуации)

- стандартизированный  (нацелен на получение статистической  инф-ии)

- социометрический (нацелен на получение инф-ии  о  взпимоотношениях  в

малых группах) 

По уровню компетентности респондентов различают :

- массовый опрос  (мнение неспециалиста по той или иной теме)

- массовый  опрос   в  сотрудничестве  с  исследователем  (предполагает

информационную  помощь респонденту со  стороны  анкетера  в  осмыслении

анализируемой ситуации)

- симптоматический  опрос  (достаточное  знание  у  респондента  общей

информации без глубокого осмысления задач и целей исследования)

- экспертный  опрос (опрос специалистов по  анализируемой проблеме). 
 
 

ИНТЕРВЬЮ 
 
 

Интервью - проводимая по определенному  плану  беседа,  предполагающая

прямой контакт  интервьюера с  респондентом  (опрашиваемом),  причем  запись

ответов  последнего  ведется  либо  интервьюером  (его  ассистентом),  либо

механически (на пленку). 

Имеется множество  разновидностей интервью. 

1) По содержанию  беседы различают  документальные  интервью  (изучение

событий прошлого, уточнение фактов) и  интервью  мнений,  цель  которого  -

выявление  оценок,  взглядов,  суждений;  особо  выделяются   интервью   со

специалистами-экспертами,  причем  организация  и  структура  интервью   со

специалистами существенно отличается от обычной системы опроса. 

2) По технике  проведения - делятся на свободные,  нестандартизованные и

формализованные (а также полустандартизованные) интервью. 

Свободные  -  длительная  беседа   (несколько   часов)   без   строгой

детализации вопросов, но  по  общей программе (“путеводитель интервью”).

Такие  интервью  уместны  на  стадии   разведки   в   формулятивном   плане

исследования. 

Стандартизованные  интервью  предполагают,   как   и   формализованное

наблюдение, детальную  разработку всей процедуры, включая общий план беседы,

последовательность  и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. 

3)  В  зависимости   от  особенностей  процедуры   интервью  может  быть

интенсивным  (“клиническим”  т.е.  глубоким,  длящимся  иногда  часами)   и

фокусированным  на выявление достаточно узкого круга  реакций  опрашиваемого.

Цель клинического интервью -  получить  информацию  о  внутренних  мотивах,

побуждениях,  склонностях  опрашиваемого,  а  фокусированного   -   извлечь

информацию о  реакциях субъекта  на  заданное  воздействие.  С  его  помощью

изучают, например, в какой мере человек реагирует  на  отдельные  компоненты

информации (из массовой печати, лекции и  т.п.).  Причем  текст  информации

предварительно  обрабатывают  контент-анализом.  В  фокусированном  интервью

стремятся  определить,  какие  именно  смысловые  единицы  анализа   текста

оказываются в  центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе

не осталось в памяти. 

4) Так  называемые  ненаправленные  интервью  носят   “терапевтический”

характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь  самому  респонденту,

интервьюер лишь помогает ему “излить душу”. 

5) Наконец, по  способу организации интервью  делятся  на  групповые  и

индивидуальные. Первые  применяются  относительно  редко,  это  планируемая

беседа, в процессе которой исследователь  стремиться  вызвать  дискуссию  в

группе. Методика  проведения  читательских  конференций  напоминает  данную

процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений. 
 
 

3.2 АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ 
 

Анализ документов (от лат. Documentum – доказательство, свидетельство)

– метод  сбора  первичных  данных,  при  котором  документы  используются  в

качестве главного источника информации[5].

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном

виде многие стороны социальной действительности.

Однако чтобы  использовать  возможности,  предоставляемые  документами,

следует  в  свою  очередь  получить  системное  представление  о  всем    их

многообразии.  Ориентироваться  в  многообразии  документов   в   наибольшей

степени помогает классификация, основанием которой  служит  фиксация  в  том

или ином документе  содержащейся в нем информации.

По форме фиксации информация делится на:

- письменные  документы (сведения изложены  в форме текста);

- статистические  данные (цифровая форма изложения);

- иконографическая  документация (кино-, фотодокументация);

- фонетические  документы.

Существуют  самые  разнообразные  методы  анализа  документов.  Самыми

распространенными,  прочно   утвердившимися   в   практике   социологических

исследований  является   традиционный   (классический)   и   формализованный

(количественный).

Традиционный, классический анализ – это  все  многообразие  умственных

операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся  в  документе  с

определенной  точки  зрения,  принятой  исследователем  в  каждом  конкретном

случае. Традиционный анализ документов дает  возможность  проникнуть  вглубь

изучаемых явлений, выявить  логические  связи  и  противоречия  между  ними,

оценить эти  явления  и  факты  с  определенных  нравственных,  политических,

эстетических  и иных  позиций.  Слабостью  традиционного  анализа документов

является субъективизм.

Стремление преодолеть субъективность  традиционного  анализа  породило

разработку принципиально  иного, формализованного  (количественного)   метода

анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Контент-анализ –  это  метод  исследования,  применяемый  в  различных

дисциплинах,  областях  гуманитарного   знания:   в   социальной   и   общей

психологии,   социологии    и    криминологии,    исторической    науке    и

литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с

социологическими  исследованиями.  Там,  где  есть  текст,   документы,   их

совокупность, там  возможно контент-аналатическое исследование.

Одна из особенностей контент-анализа состоит  в  том,  что  наибольшее

применение он находит при изучении средств  массовой  информации.  Также  он

используется  и при анализе  документов:  протоколов  собраний,  конференций,

межправительственных  договоров  и  т.  п.  Этот  метод  часто  используется

спецслужбами.

При таком исследовании социолог по отдельному или отдельным фрагментам

должен восстановить эмпирическое  бытие  идеологического  или  политического

процесса, подчиненного сложным социальным закономерностям.

Прагматические  модели контент-анализа глубже рассматривают исследуемые

тексты.  Они  отходят   от   чисто   описательной   постановки   вопроса   и

сосредотачивают  внимание  на  тех  признаках  текста,  которые  прямо   или

косвенно  свидетельствуют  о  позициях  и   намерениях   автора.   Специфика

использования  контент-анализа  проявляется  не  в  приемах   счета   единиц

наблюдения, а  в содержательном толковании самого объекта исследования.

Вместе с тем  контент-анализу документов в определенной степени присуща

своеобразная  ограниченность, которая заключается в том, что  далеко  не  все

богатство содержания документа может быть измерено с  помощью  количественных

(формальных) показателей.

Обширная  практика  использования  контент-анализа  в  социологических

исследованиях  дает  возможность  определить  условия,   при   которых   его

применение становится крайне необходимым:

- при требовании  высокой степени точности и  объективности анализа;

-  при  наличии   обширного   по   объему   несистематизированного

материала;

- при работе  с ответами  на  открытые  вопросы анкет и глубоких

интервью,  если  категории,  важные  для   целей   исследования,

характеризуются  определенной  частотой  появления  в  изучаемых

Информация о работе Методы социологических исследований