Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа
В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня:
общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и
социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими,
прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня
дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных
явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических и организационно-технических процедур,
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27
применяют метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо
контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70%
респондентов, попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного
мнения. Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются
статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной
совокупности. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот,
обычно не превышает четырех, так как при большем числе показателей отбор
респондентов
становиться практически
3. МЕТОДЫ СБОРА
ИНФОРМАЦИИ
При выборе метода социологического исследования учитываются условия,
время и место, цели и задачи исследования, а также его вид. Существуют три
основных метода
сбора социологической
1) Опрос, который делится на два подкласса:
а) анкетный опрос
б) интервью
2) анализ документов
3) наблюдения
1. ОПРОС
Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с
вопросами к
определенной группе людей[3].
Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в
начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в
1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении
вопросов. Опросным методом кроме социологов пользуются врачи, журналисты,
следователи.
Социологический опрос имеет три отличительные черты:
1) Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты,
опрашивая одного человека, получают личное мнение.
Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем,
обобщив полученную информацию, делает выводы. Он
интересуется общественным мнением. Получая и
обрабатывая статистические данные, исследователь
выявляет социальные типы личности.
2) Достоверность и объективность.
Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет
разнообразные мнения и в результате получает гораздо
более достоверную информацию, нежели журналист.
3) Цель опроса. С помощью исследований, проводимых
социологом, устанавливается научный факт.
Существует две основные разновидности опроса:
- анкетирование;
- интервьюирование.
АНКЕТИРОВАНИЕ.
Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно
заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам[4]. Респонденты
рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только
то, что обращено
к множеству людей, которых опрашивают
стандартным образом.
Проводимый опрос
должен отвечать ряду требований:
. Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае
респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных
ответов.
. Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно
повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы
должны следовать за более простыми.
. Первый вопрос
не должен быть ни
Лучше всего, если он будет нейтральным.
. Трудные вопросы
целесообразно поместить в
«включился» в тему.
. Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без
исключения).
. Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти
об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое
важное требование социологического исследования.
. Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести»
опрашиваемого к новой теме. Это делается с помощью обращения к
респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас
высказать свое мнение о…».
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой
принять участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и
ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.
Вопросы анкеты различаются по:
- содержанию;
- форме.
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации,
которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по
содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и
мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и
прошлом.
По форме вопросы
делятся на:
1.Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ
в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы
выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и
следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер,
дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным
для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой
полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному
ограничению использования ЭВМ.
2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных
вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из
предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать
свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются
признаки открытости и закрытости.
3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в
которой необходимо отметить тот или иной показатель.
Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание
вариантов предлагаемых ответов.
4. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”,
носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень
альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами
альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо
сторону, т.е. уравновешены.
5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть
воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в
некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет
его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру,
другие делают
это от случая к случаю. Как чаще
всего поступаете Вы?”
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все
люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более
свободно рассказать
о своем поведении.
6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные
вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа
на них.
В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь
тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов.
После таких
вопросов желательно переходить к более
простым.
Пример:
“Какими источниками информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе
событий общественной
жизни?”
|
|О событиях
| |Внутри страны |За рубежом |
|
|посто-|когда |редко |посто-|
| |янно |как | |янно |как | |
|Радио | | | | | | |
|Телевидение | | | | | | |
|Политические информации| | | | | | |
|Газеты | | | | | | |
|Беседы с товарищами | | | | | | |
|Общественно - | | | | | | |
|политические журналы | | | | | | |
|Лекции
| | |
| | |
|
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов
возникает утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.
По предметному
содержанию вопросы можно разделить
на:
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о
социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении
окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он
заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях,
поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и
что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного
типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его
знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания,
экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от
опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов,
событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов,
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и