Методы социологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня:
общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и
социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими,
прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня
дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных
явлений и процессов научно обоснованные результаты.
Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических и организационно-технических процедур,
подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом
социальном явлении.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………3
1. ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ……….4
2. ВЫБОРКА………………………………………………………..6
1. ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ВЫБОРКИ.
3. МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ…………………………8
1. ОПРОС
2. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
3. НАБЛЮДЕНИЕ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………26
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..27

Файлы: 1 файл

Методы социологических исследований.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

применяют метод  основного массива. Он практикуется при  зондаже  какого-либо

контрольного  вопроса.   В   подобных   случаях   опрашивается   до   60-70%

респондентов, попавших в отборочную совокупность.

Метод квотной  выборки  часто  применяется  при  опросах  общественного

мнения. Им пользуются  в  случаях,  когда  до  начала  исследования  имеются

статистические  данные  о  контрольных   признаках   элементов   генеральной

совокупности. Число  признаков, данные о которых выбираются в качестве  квот,

обычно не превышает  четырех, так как при  большем  числе  показателей  отбор

респондентов  становиться практически невозможным. 
 
 

3. МЕТОДЫ СБОРА  ИНФОРМАЦИИ 

При выборе метода социологического исследования  учитываются  условия,

время и место, цели и задачи исследования, а также его вид.  Существуют  три

основных метода сбора социологической информации:

1) Опрос, который  делится на два подкласса:

а) анкетный опрос

б) интервью

2) анализ документов

3) наблюдения 

1. ОПРОС 

Опрос – метод  сбора  первичной  информации  посредством  обращения  с

вопросами к  определенной группе людей[3]. 

Впервые официальные  опросы появились в Англии в конце XVIII века, а  в

начале XIX века в  США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в

1848 году, Бельгии  - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.

Искусство опроса состоит  в  правильной  формулировке  и  расположении

вопросов. Опросным методом кроме социологов  пользуются  врачи,  журналисты,

следователи.

Социологический опрос имеет три отличительные  черты:

1) Количество  опрошенных. Перечисленные выше специалисты,

опрашивая одного  человека,  получают  личное  мнение.

Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей  и  затем,

обобщив  полученную  информацию,  делает  выводы.   Он

интересуется   общественным   мнением.    Получая    и

обрабатывая   статистические   данные,   исследователь

выявляет социальные типы личности.

2) Достоверность  и объективность.

Опрашивая сотни  и  тысячи  людей,  социолог  усредняет

разнообразные мнения и в результате  получает  гораздо

более достоверную  информацию, нежели журналист.

3)  Цель  опроса.  С  помощью  исследований,   проводимых

социологом, устанавливается  научный факт.

Существует две  основные разновидности опроса:

- анкетирование;

- интервьюирование. 
 

АНКЕТИРОВАНИЕ. 

Анкета (Франц. –  расследование)– опросный лист, самостоятельно

заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам[4]. Респонденты

рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только

то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. 

Проводимый опрос  должен отвечать ряду требований: 

. Он не должен  длиться более 30 – 40 минут,  в противном случае

респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных

ответов.

. Важно, чтобы  интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно

повышался. Поэтому  более сложные по содержанию (и  восприятию) вопросы

должны следовать  за более простыми.

. Первый вопрос  не должен быть ни дискуссионным,  ни настораживающим.

Лучше всего, если он будет нейтральным.

. Трудные вопросы  целесообразно поместить в середину, чтобы респондент

«включился» в  тему.

. Вопросы должны  быть ясными, четкими, понятными  опрашиваемым (всем без

исключения).

. Вопросы должны  отвечать требованиям логики: в  начале речь должна идти

об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое

важное требование социологического исследования.

. Если в анкете  появляется новый раздел, то необходимо  «подвести»

опрашиваемого к новой теме. Это делается  с помощью обращения к

респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас

высказать свое мнение о…».

В подобной же форме  строится обращение к респонденту  с просьбой

принять участие  в проводимом исследовании.

Это введение коротко  знакомит опрашиваемого с целью  опроса и

ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

Вопросы анкеты различаются по:

- содержанию;

- форме.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации,

которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по

содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и

мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении  в настоящем и

прошлом. 
 

По форме вопросы  делятся на: 

1.Открытые вопросы  предполагают оригинальный  повествовательный   ответ

в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти  вопросы

выделяются тем, что за  ними  следует  несколько  пустых  строк,  которые  и

следует заполнить. Полученный ответ при этом  носит  естественный  характер,

дает максимум информации по теме исследования, что  является  весьма  важным

для  социолога.  Однако  возникают   сложности,   связанные   с   обработкой

полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно  приводит  к  существенному

ограничению использования  ЭВМ.

2.  Полузакрытые  вопросы.  Здесь  наряду  с   набором   определенных

вариантов ответов  в ситуации невозможности  выбрать  подходящий  вариант  из

предложенного перечня,  респонденту  предоставляться  возможность  высказать

свое мнение по обсуждаемой проблеме  в  свободной  форме,  т.е.  соединяются

признаки открытости и закрытости.

3. Шкальные вопросы.  Ответ на эти  вопросы   дается  в  виде  шкалы,  в

которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь  респонденту предлагается выбрать  любое  сочетание

вариантов предлагаемых ответов.

4. Альтернативные  вопросы предполагают ответы  по принципу “да -  нет”,

носят взаимоисключающий  характер. При  этом  предложенный  перечень

альтернатив   должен   быть   полностью   исчерпывающим,   а   сами

альтернативы  должны  быть  перемешаны  без  смещения  в  какую-либо

сторону, т.е. уравновешены. 

5.  Вопрос  с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть

воспринят как  оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в

некоторых случаях  задавать его в такой форме, которая  несколько  ослабляет

его оценочный  характер. Например: “Одни люди  ежедневно  убирают  квартиру,

другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?” 

Содержащееся  в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко  не  все

люди поступают так,  как,  кажется,  принято позволяет респонденту более

свободно рассказать о своем поведении. 

6.  Вопросы   таблицы  очень  удобны  для   исследователя.  Это  трудные

вопросы, при  которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа

на них. 

В таких вопросах речь идет  о вещах, ответить на  которые  можно  лишь

тогда, когда  используются знания  и  умственные  способности  респондентов.

После таких  вопросов желательно переходить к более  простым. 
 
 

Пример: 

“Какими источниками  информации Вы пользуетесь, чтобы быть в курсе

событий общественной жизни?” 

|                       |О событиях                                 |

|                       |Внутри страны        |За рубежом           |

|                       |посто-|когда |редко |посто-|когда |редко |

|                       |янно  |как   |      |янно  |как   |      |

|Радио                  |      |      |      |      |      |      |

|Телевидение            |      |      |      |      |      |      |

|Политические  информации|      |      |      |      |      |      |

|Газеты                 |      |      |      |      |      |      |

|Беседы с  товарищами    |      |      |      |      |      |      |

|Общественно  -          |      |      |      |      |      |      |

|политические журналы   |      |      |      |      |      |      |

|Лекции                 |      |      |      |      |      |      | 
 

Такие  вопросы  не  следует  повторять  часто,  т.к.  у   респондентов

возникает утомление, рассеивание внимания, возникает  эффект излучения.

Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.

По предметному  содержанию вопросы можно разделить  на: 

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение  информации  о

социальных  явлениях,  о  состоянии  дел  на   производстве,   о   поведении

окружающих. Они  могут касаться  и  личности  самого  респондента,  когда  он

заполняет данные паспортички, а также нести  информацию,  о  его  действиях,

поступках или  их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает,  и

что может изложить респондент. Как  правило,  это  вопросы  экзаменационного

типа, имеющие  целью выявить  уровень  информированности  респондента  и  его

знания в  определенной  области.  Такие  вопросы  могут  содержать  задания,

экспериментальные  и  игровые   ситуации,   решение   которых   требует   от

опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных  фактов,

событий, имен.

Вопросы  о  мнении.  Эти  вопросы  направлены  на  фиксацию   фактов,

пожеланий, ожиданий, планов на будущее и  могут  касаться  любых  проблем  и

Информация о работе Методы социологических исследований